Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





IV. Смысловая стадия



IV. Смысловая стадия

 Прочтение биографии писателя на страницах учебника.

Упр. «Вопрос-ответ». Класс делится на две команды.

 Задача: прочитав быстро, но внимательно текст, каждая команда придумывает 2 вопроса другой команде. Для удобства разрешается перемещаться, объединяться (после самостоятельного чтения). После чтения одна команда задает вопрос, вторая – отвечает. Затем повторный просмотр текста, команды меняются ролями. Выбираются самый интересный и глубокий вопрос и самый умный ответ.

-Мы более подробно познакомились с биографией И.А. Бунина, и вы уже поняли, что тема нашего сегодняшнего урока связана именно с этим. Сформулируйте тему урока и запишите ее.

-Кто и как обозначил тему урока? (Ответы учащихся)

 Слово учителя:

 Бунин мог писать в любой форме, Бунин при этом оставался поэтом: то, что выходило из-под его пера, значки на бумаге хранили печать иного существования. Как отличны аккорды на линованном нотном стане от музыки, терзающей души, так отличен печатный текст от нетленного своего смысла. «Музыка – это то, что соединяет мир земной и мир бесплотный. Это – душа вещей и тело мысли» (Гумилёв). Иван Алексеевич смысл этот, музыкально разлитый по городам и весям, выносил в композицию литературную. Весь опыт своего бытия, не ограниченного плотской юдолью, весь свой восторг и тоску он переливал из чаши небесной в кубок словесности.

-Подумайте, как эта мысль раскрывается в стихотворении «Настанет день – исчезну я»?

Прослушайте стихотворение в исполнении актера и подумайте над этим вопросом.

-Аудиозапись стихотворения «Настанет день – исчезну я»

(Лирический герой грустит о том, что его скоро не станет, а мир будет всё так же маняще прекрасен. Стихотворение представляет собой сложный синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма, что отражается в цветовой гамме красок стихотворения.)

-Поэзия И.А. Бунина — поистине «высокий трепет приобщенья к духовной жизни, к красоте». «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне», - писал Бунин в стихотворении «Вечер».

-Прочтение учителем стихотворения «Вечер».

- Какие чувства и мысли вызывает у вас это стихотворение?

- Как построено стихотворение?

- Какая картина нарисована и с помощью каких художественных средств?

- Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?

- Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом?

- Что вам особенно понятно и близко в этом стихотворении?

 

- Что выделяет взгляд поэта в открывшейся перед ним картине? (Осенний сад за сараем, бездонное небо, сияющие облака. Привычный, ничем особым не выделяющийся пейзаж, но четко обозначенный этими несколькими скупыми мазками. Два катрена раскрывают перед нами мир природы, данный в двух параллелях: мир Земли ("сад осенний за сараем") и мир Неба, чистого, "бездонного", с сияющим облаком. Третья строфа вводит в пейзажную зарисовку открытое окно и севшую на него птичку, а последняя открывает далекую перспективу: вверху - опустевшее небо, внизу - молотилку на гумне. Так создается в нескольких штрихах, сдержанных и неброских, целостный Мир - мир вещный, связанный с человеком (молотилка, гумно), мир природный (сад, небо, облако, птичка), построенный на параллели "небо-земля", и мир внутренний - мир лирического героя, вначале стороннего наблюдателя за окружающим миром, затем осознавшего себя неотъемлемой его частью.)

- Обратите внимание на ритмическую и звуковую организацию стихотворения, что пытается автор передать с ее помощью?

- Какие художественно-изобразительные средства помогают автору передать всю глубину идеи стихотворения?

- Что вам особенно понятно и близко в этом стихотворении?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.