Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предметные



Предметные

Владеть географическим мышлением для определения географических аспектов возрастного состава населения, его трудоспособной части; сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; объяснять особенности структуры населения, специфику половозрастных пирамид для разных стран; определять особенности воспроизводства населения страны по половозрастной пирамиде.

 

Оборудование: презентация, атласы 10 класса, раздаточный материал, учебник (Максаковский В.П.).

 

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

 

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания.

1. В каком из приведенных примеров идёт речь о первом типе воспроизводства населения?

а) рождаемость – 32, смертность – 14;

б) рождаемость – 17, смертность – 12;

в) рождаемость – 12, смертность – 12;

г) рождаемость – 27, смертность – 10.

Ответ свой поясните.

 

2. Какой из типов воспроизводства появился раньше? Ответ свой поясните.

3. Объясните причину появления высказывания Томаса Мальтуса «Война – это лучшее, что мог дать нам Бог».

4. Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется традиция большой семьи?

5. Какие цели преследует демографическая политика?

 

III. Изучение нового материала.

 

Особенности полового состава населения мира.

Обычно мальчиков рождается примерно на 5% больше, чем девочек (на 100 девочек рождается примерно 107 мальчиков). Организм мальчиков слабее, смертность в младенческом возрасте больше. Примерно к 20 годам соотношение мужчин и женщин выравнивается. Это объясняется высокой смертностью среди мужчин, чем среди женщин.

Подобная картина характерна для большинства стран мира. Во всем мире мужчин больше на 20 млн. Самое большое преобладание мужского пола в Китае (на 38 млн больше, чем женщин) и в Индии (на 35 млн больше). Однако, если обратить внимание на карту атласа «Половой состав населения мира», можно заметить, что стран, где преобладают женщины больше.

Формирование полового населения в различных странах неодинаково.

1) В странах СНГ, в Европе, Северной Америке – преобладает женское население. Причины: а) средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин; б) потери мужского населения в войнах.

2) В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании – численность мужчин и женщин одинакова.

3) В Азии мужчин больше: в Китае и Индии – соответственно на 38 и 35 млн человек. Преобладание мужского населения характерно для некоторых стран Юго-Западной Азии (Кувейта, ОАЭ, и др. стран).

Причины: а) приниженное положение женщин (ранние браки, раннее деторождение; б) приток в нефтедобывающие страны Персидского залива мужской рабочей силы, что составляет 55-65%, такого превышения больше нигде в мире нет.

Особенности возрастного состава населения мира.

 

       Основные типы возрастного состава населения, в общем, соответствуют типам его воспроизводства.

       Выделяют три типа возрастной структуры населения:

1) Прогрессивная – с большей долей детей.

2) Стационарная – равновесная по возрастам.

3) Регрессивная – малая доля детей и большая – людей старших возрастов.

Для графического анализа возрастного и полового состава населения широко применяется возрастно-половая пирамида.

Возрастно-половая пирамида – это особый вид диаграммы, которая графически отображает возрастную и половую структуру населения.

 

Задание: проанализируйте пирамиды на слайде. Объясните различие между возрастно-половыми пирамидами стран первого и второго типов воспроизводства населения.

Задание по группам.

       Используя данные половозрастных пирамид, определите прогнозируемые к 2025 году изменения (увеличение или уменьшение) доли лиц до 15 лет и старше 65 лет в общей численности населения Республики Корея. С какими факторами связаны прогнозируемые изменения в возрастной структуре населения этой страны. Укажите два фактора.

Этнолингвистический состав населения.

Вспомним, что такое этнос.

             

Низшая ступень общности – племя; средняя – народность; высшая – нация. В процессе своего развития народы проходят все три стадии. Каждое племя состоит только из родственников. В некоторых районах мира до сих пор сохранились племена. Например, в Африке, Океании, Австралии. Нации возникли в средние века в Европе.

 

       Общее число языков мира от 2,5 до 5 тысяч (точную цифру установить невозможно, так как различие между разными языками и диалектами одного языка условно). Народов в мире около 4 тысяч. Это связано с тем, что не все народы имеют свои языки. Наиболее распространенными народами являются китайцы (1100 млн чел.), американцы (190 млн чел.), хиндустанцы (220 чел.), бенгальцы (180 млн чел.), русские (150 млн чел.), бразильцы (140 млн чел.), японцы (125 млн чел.), бихарцы (90 млн чел.), пенджабцы (90 млн чел.), мексиканцы (85 млн чел.).

       К наиболее распространенным языкам относятся: китайский, английский, хинди, испанский,русский, арабский, бенгальский, португальский, малайско-индонезийский, японский, французский, немецкий.

 

Задание: проанализируйте таблицу. Какое несоответствие вы видите в данной таблице? Почему такое несоответствие?

 

Дело в том, что языки бывших метрополий являются официальными в странах-колониях. Например, английский язык является официальным в 76 странах мира, французский – в 34, испанский – в 21, португальский – в 8.

Языки межнационального общения и международных организаций английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский (официальные и рабочие языки ООН).

 

Языки мира по родственным генетическим связям группируются в языковые семьи.

Индоевропейская – 43%, сино-тибетская – 22%; нигеро-кордофанская – 7%, афразийская – 6 %, австронезийская – 6%, дравидийская – 4%.

 

В соответствии с характером этнического (национального) состава населения выделяют 5 типов государств:

1. Национальные — об этом типе говорят, когда этнические границы совпадают с политическими. Он встречается достаточно часто. В зарубежной Европе к нему относится около половины всех стран. Это Нидерланды, Норвегия, Швеция, Дания. ФРГ, Польша, Австрия Болгария, Словения, Италия, Португалия. В Латинской Америке выделить страны сложно из-за несоответствия политических границ проживания коренных народов. В зарубежной Азии таких стран значительно меньше: Япония, Корея, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар).

2. Страны с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств. Это Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния — в Европе. В зарубежной Азии — Китай. Монголия. Вьетнам. Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке — Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке — США, в Океании — Австралийский Союз и Новая Зеландия.

3. Двунациональные страны. Этот тип встречается редко, к нему относятся Бельгия, Канада и некоторые другие.

4. Страны со сложным национальным составом, но относительно однородные в этническом отношении чаще встречаются в Азии (Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Лаос), в Центральной, Восточной и Южной Африке есть и в Латинской Америке.

5. Многонациональные страны с разнородным этническим составом. Самые яркие страны этого типа — Индия и Россия. Также к этому типу можно отнести Швейцарию, Индонезию, Филиппины, некоторые страны Западной и Южной Африки.

 

В последнее время случавшиеся на протяжении всей человеческой истории конфликты на национальной и религиозной почве еще больше усилились.

 

Работа в парах. Задание:

* На основе текста учебника отметьте на контурных картах горячие точки планеты.

* Подумайте, что может препятствовать решению межнациональных конфликтов?

IV. Закрепление изученного материала

1. Укажите самую распространенную языковую семью:

1) индоевропейская  3) алтайская

2) афразийская          4) уральская

 

2. Укажите многонациональное государство Европы.

1) Франция             3) Польша

2) Италия                4) Испания

 

3. Укажите двуязычное государство.

1) США                  3) Австралия

2) Канада               4) Греция

 

4. Для какой страны характерен перевес женщин в общей численности населения?

1) США                   3) Индия

2) Китай                  4) Россия

 

5. Для какой страны характерно преобладание мужчин?

1) Бразилия             3) Россия

2) Египет                 4) Нидерланды

 

Проверка.

  1. 1
  2. 4
  3. 2
  4. 4
  5. 2

V. Домашнее задание.

 

* Учебник стр. 66-69

* Учебник стр. 85-86 задания № 7

* Повторить тему «Религиозный состав населения»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.