Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Составьте примерный план наблюдения за взаимодействием детей различных национальностей.



 

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский социально - педагогический колледж» «____»___________201 г. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ  БИЛЕТ №___10______ по МДК.04.01.В Организация поликультурного образования в системе дополнительного образования УТВЕРЖДАЮ: Методист Устименко И.А. ___________________ Председатель ПЦК    

 

1. Охарактеризуйте идейные различия педагогических концепций ассимиляции, кросскультурализма и мультикультурализма.

 

2. Составьте примерный план наблюдения за взаимодействием детей различных национальностей.

 

 

Подпись преподавателя_________________________________

 

1. Охарактеризуйте идейные различия педагогических концепций ассимиляции, кросскультурализма и мультикультурализма.

Педагогические концепции ассимиляции наследуют традицию монокультурного государства, являются историческим продуктом мировоззренческих установок "единый народ, единый язык, единая страна, единая культура". Центральная идея концепций – "плавильной печи" (США), формирования очищенной от регионального разнообразия нации.

Главные недостатки интеграции-ассимиляции :
- культурное обеднение общества;
- стирание или полное исчезновение культурной идентичности каждого члена общества

История знает немало примеров постепенного языкового, этнического и культурного растворения малых этнокультурных групп в доминирующей культурно-языковой среде.

 

(Но исторический опыт свидетельствует, что этнокультурная ассимиляция – отнюдь не всегда абсолютна. Многие субкультуры достаточно успешно и эффективно преодолевают ассимиляционное давление. Этнокультурную идентичность во многом сохраняют армянская, греческая, еврейская, китайская, цыганская, русская и иные диаспоры. Можно привести множество фактов исторической устойчивости перед лицом ассимиляции коренных малых этнических групп: баски, валлийцы, корсиканцы и т.д. И сегодня во Франции люди пятого поколения русской иммиграции говорят по-русски, ходят в православные храмы)

 

Идеи ассимиляции и педагогического этноцентризма, этнокультурного образования в мировой педагогике с 1970-х гг. постепенно стали вытесняться концепциями диалога культур, прежде всего кросс-культурного (интеркультурного, межкультурного) и мультикультурного (поликультурного) образования.

 

Мультикультурализм – политика направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, обосновывающая такую политику теория и идеология.

Мультикультурализм – один из аспектов толерантности, заключающейся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащенная и развитая в общечеловеческом русле массовой культуры.

 

Кросс-культура (от англ. cross - скрещивание + англ. culture - культура) - пересечение культур разных национальностей.

Кросскультурный педагогический подход – подход, возникающий на перекрестке культур и создающий некую самостоятельную культуру. Иногда употребляется вместо более понятного слова «межкультурный»

Цель кросс-культурного образования – формирование личности с активной и эффективной жизненной позицией в многонациональной и поликультурной среде, умением ретрансляции собственного культурного опыта на возникающие новые условия жизнедеятельности и развитым чувством талерантности и эмпатии по отношению к иной культуре и ее представителям.

 

 

Генезис характеристики педагогических идей кросскультурализма и
мултикультурализма имеют общие черты и вместе с тем заметно различаются. Их авторы подвергают критике идеи и концепции монокультурного образования. Утверждается, что подобные концепции и идеи не учитывают сложность и динамичность культур, возможность их взаимопроникновения и конвергенции. В то же время разработчики кросс-культурного и мультикультурного подходов по-разному определяют перспективы диалога культур в сфере образования в многонациональном социуме.

Вопрос 2.

Составьте примерный план наблюдения за взаимодействием детей различных национальностей.

План наблюдения:

1. Анкетирование родителей.

2. Наблюдение по методике «Сестренки» (Дж. Финни)
3. Методика «Угости конфетой» (Дж. Финни).
4. Методика «Диагностика развития культуры межнационального общения со сверстниками» (Opловa И.А., Хoлмoгopoва В.M.).
5. Индивидуальной беседы с детьми

 

 

1. Анкетирование родителей.
Чтобы изучить отношения родителей к людям своей и других национальностей, и влияние на отношение к иныи национальностям в семье


Вопрос 1. «Волнует ли вас то, что ваш ребенок находится в группе с детьми других национальностей?»
Вопрос 2. «Воспитываете ли вы у своего ребенка толерантность по отношению к людям других национальностей?»
Вопрос 3. «Хотите ли вы принять участие в программе «Знакомство с национальными традициями своего народа»?
Вопрос 4. «Что положительного для воспитания детей вы видите в группах с многонациональным составом?»

(возможны ответы ответы родителей:
 – из многонациональной группы – в многонациональный большой мир;
– умение уважать традиции других народов;
– отсутствие нетерпимого отношения к людям иной национальности.
Это будет означать, что большинство родителей детей осознают важность и актуальность проблемы межнациональной толерантности.)

 

2. Наблюдение по методике «Сестренки» (Дж. Финни).
Цель: определение отношения дошкольников к сверстникам иной расы.
Детям старшего дошкольного возраста предлагается выполнить творческое задание: придумать завершение рассказа под названием «Сестренки»:

 «Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками, мало похожими на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какието непонятные слова (оказывается, она поздоровалась по-английски), другая – с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестренок зовут Бахарнеш и Анина. Недавно они приехали с родителями из Эфиопии, теперь будут ходить в детский сад. А дальше вот что произошло...»

«Так что же произошло потом, как ты думаешь?»

Возможные варианты ответов
«Воспитательница пригласила их к столу».
«Дети позвали их завтракать»;
«Дети их позвали и стали с ними дружить»;
«Дети стали показывать им игрушки, подружились с ними».
В качестве показателей низкого уровня отношения к детям другой расы служили такие ответы типа:
«Они уехали обратно к себе»
«Воспитательница их прогнала, потому что они сделали что–то плохое»


Уровни сформированности межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста:
высокий,
средний,
низкий.

Диагностические параметры оценивались по трехбалльной шкале (1- 3).
Высокий уровень (3 балла):
к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Ребенок умеет общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.
Средний уровень (2 балла):
к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Однако ребенок не всегда может общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Редко проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.
Низкий уровень (1 балл):
к этому уровню относятся дети, у которых отсутствуют знания о других нациях и народностях. Способность к сочувствию не проявляется.

3. Методика «Угости конфетой» (Дж. Финни).
 Цель: оценка характера действий ребенка в ситуации выбора. Ребенку по желанию предлагается угостить конфетами детей 8-ми национальностей, изображенных на картинке: грузинку, таджика, украинку, киргизку, белоруску, азербайджанца, туркмена, русского.


Для определения уровней характера действий ребенка в ситуации выбора используются следующие критерии:
 – высокий уровень (3 балла) –
ребенок раздает все конфеты представителям каждой национальности;
 – средний уровень (2 балла) –
ребенок раздает избирательно 3-ем – 6-ти национальностям;
 – ниже среднего уровня (1 балл) –
ребенок раздает избирательно 1-ой – 2-ум национальностям;
– низкий уровень (0 баллов) –
ребенок не угощает никого, оставляет все себе.


4.Методика «Диагностика развития культуры межнационального общения со сверстниками» (Opловa И.А., Хoлмoгopoва В.M.).
Цель: выявить уровень сформированности культуры межнационального общения со сверстниками.
Диагностика общения предполагает регистрацию интереса дошкольника к сверстнику другой национальности, восприимчивости к воздействиям, активности дошкольника в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения. Для установления уровня сформированности культуры межнационального общения со сверстниками другой национальности предполагается применять: - параметры общения дошкольника со сверстниками разных национальностей; - шкалы оценки параметров сформированности культуры межнационального общения со сверстниками.

Показателями культуры межнационального общения дошкольников со сверстниками служат такие параметры общения как:
- Интерес к сверстнику другой национальности
- Инициативность
- Чувствительность (активность)
- Просоциальные действия
- Средства общения (действия, с помощью которых дошкольник старается приковать к себе внимание сверстника другой национальности, втягивает его в совместные действия и участвует в них). Показателями рассматриваемого параметра обнаруживаются:
- экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий дошкольников, непринужденность сверстников);
- активная речь (предречевые вокализации, лепетание, отдельные слова, фразы).

Для установления уровня сформированности культуры межнационального общения со сверстниками применяются такие шкалы оценки параметров общения со сверстниками как:

Интерес к сверстнику другой национальности
(обращает ли дошкольник внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью, подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру):
0 баллов -
дошкольник не смотрит на сверстника другой национальности, не замечает его;
1 балл -
дошкольник временами поглядывает на сверстника другой национальности, внимание не устойчиво, часто переключается на другой предмет, не обнаруживает интерес к деятельности сверстника;
2 балла -
дошкольник сосредоточивает внимание на сверстнике другой национальности, с любопытством присматривает за его действиями, но издали, не осмеливается подойти, сократить дистанцию (пассивная позиция);
3 балла -
дошкольник сразу же замечает сверстника другой национальности, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, притрагиваться, сопровождает собственные действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.

Инициативность
(склонность дошкольника привлечь внимание сверстника другой национальности к своим действиям, взгляды в глаза, направленные улыбки, демонстрирование собственных возможностей, втягивание в совместные действия):
0 баллов -
дошкольник не обращается к сверстнику другой национальности, не пытается привлечь его внимание;
1 балл -
дошкольник первым не вступает во взаимодействие, принимается выражать инициативу исключительно после того, как сверстник другой национальности обнаружил активность или с привлечением взрослого, чаще всего ожидает инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);
2 балла -
дошкольник обнаруживает инициативу, но не всегда, действует нерешительно, активные обращения к сверстнику другой национальности не выделяются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;
3 балла -
дошкольник стабильно обнаруживает инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, направляет на него улыбки, показывает собственные возможности, стремится завлечь сверстника в коллективные действия, обнаруживает интенсивно выраженную настойчивость в общении.

Чувствительность
( склонность дошкольника к взаимодействию со сверстником другой национальности, желание дошкольника действовать сообща, способность реагировать на действия сверстника и откликаться на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление присоединиться к ним, имитирование действий сверстника.:
0 баллов - дошкольник не отзывается на инициативу сверстника другой национальности;
1 балл - дошкольник реагирует на воздействия сверстника другой национальности, но только иногда отзывается на них, не обнаруживает желания действовать сообща, не подстраивается под действия сверстника;
2 балла -
дошкольник отзывается на инициативу сверстника другой национальности, пытается взаимодействовать, отзывается на воздействия сверстника, временами старается подстроиться по действия сверстника;
3 балла -
дошкольник с удовольствием отзывается на все инициативные действия сверстника другой национальности, энергично подхватывает их, координирует собственные действия с действиями сверстника, имитирует его действия.

Просоциальные действия
 (способность дошкольника учитывать желания сверстника другой национальности, умение делиться, помочь, делать что-то вместе):
0 баллов -
дошкольник не обращается к сверстнику другой национальности, не показывает желания действовать с ним вместе, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не желает ему помогать, отбирает игрушки, капризничает, гневается, не стремится делиться;
1 балл -
дошкольник сам не обнаруживает инициативы, но изредка отзывается на предложения взрослого сделать что-нибудь совместно со сверстником другой национальности (соорудить домик, обменяться игрушками), но предложение передать игрушку сверстнику инициирует протест;
2 балла -
дошкольник соглашается поиграть со сверстником, временами сам выражает инициативу, но не всегда, временами делится игрушками, уступает их, отзывается на предложение сделать что-то сообща, не мешает сверстнику другой национальности;
3 балла -
дошкольник обнаруживает желание действовать сообща, сам выступает с предложением к сверстнику другой национальности поделиться игрушками, учитывает его желания, оказывает помощь, старается уйти от конфликтов.

Средства общения:
 (действия, с помощью которых дошкольник старается приковать к себе внимание сверстника другой национальности, втягивает его в совместные действия и участвует в них). Показателями рассматриваемого параметра обнаруживаются:
- экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий дошкольников, непринужденность сверстников);
- активная речь (предречевые вокализации, лепетание, отдельные слова, фразы).

Экспрессивно-мимические
 0 баллов -
дошкольник не смотрит на сверстника другой национальности, не проявляет в мимике собственных чувств, безразличен ко всем призывам сверстника;

1 балл -
дошкольник временами смотрит в глаза сверстнику другой национальности, иногда проявляет собственное эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика большей частью спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и применяет жестикуляцию, то не для выражения своих эмоций, а только лишь как реакцию на обращения сверстника;
2 балла -
дошкольник нередко смотрит на сверстника другой национальности, его действия, направленные сверстнику, эмоционально окрашены, ведет себя достаточно непринужденно, заражает сверстника собственными действиям (дошкольники совместно прыгают, визжат, кривляются), мимика оживленная, яркая, весьма эмоционально обнаруживает и отрицательные эмоции, регулярно привлекает к себе внимание сверстника.

 Активная речь
 (предречевые вокализации, лепетание, отдельные слова, фразы):
0 баллов - дошкольник не проговаривает слов, не «лепечет», не издает выразительных звуков (ни по своей инициативе, ни в ответ на обращения сверстника другой национальности или взрослого);
1 балл - лепет;
2 балла - автономная речь;
3 балла - отдельные слова;
4 балла - фразы.

Для оценки степени сформированности культуры межнационального общения со сверстниками применяются три уровня:
низкий (0-6 баллов),
средний (7-12 баллов)
высокий (13-18 баллов).


5. Методика индивидуальная беседы с детьми.
Ребенку задаются следующие вопросы:
«Какой ты национальности?»
« Какие народы живут в нашей стране?»
« Чем они отличаются от нас?»
« Что общего у людей других национальностей, чем они похожи друг на друга?»
« Какие страны ты можешь назвать?»
« Хорошо это или плохо, что в России живут представители разных народов: русские, белорусы, молдаване, евреи, татары, чуваши, украинцы, якуты и многие – многие другие?»

( Для точности результатов ответы каждого ребенка фиксировались на отдельных карточках).


Приложение 1

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.