Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





методических комиссий. Как делать анализ урока



методических комиссий

Как делать анализ урока

Наблюдение и анализ урока – творческий процесс в такой же мере, как его подготовка и проведение.

Наблюдение и анализ урока составляет наиболее трудную часть наших должностных обязанностей.

Цель анализа – выявить методы и приёмы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Типы анализа: 1) полный (для администратора), 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный.

Виды анализа: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Структура наблюдения и анализа урока:

- научно – теоретический уровень урока. Его роль и место в формировании  мировоззрения;

правильность и полнота определения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока;

определение содержания учебного материала и методов его изучения;

- пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей учащегося: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение учащимися гипотез и проверка их правильности, обоснование правильности найдённого способа решения. В связи с этим выявляется педагогическая целесообразность, соотношение самостоятельной и коллективной работы учащихся на уроке:

- использование на уроке разнообразных источников знаний (лекция преподавателя, объяснение, беседа, учебное кино, учебник, дополнительная литература, наблюдения в природе и т. д.);

актуализация ранее приобретённых учащимися знаний, связь обучения с жизнью;

- организация самостоятельной работы учащихся. Следует проанализировать образовательный и развивающий характер предложенной учащимся самостоятельной работы, объём, характер, последовательность и виды самостоятельной деятельности учащихся (установить, с какой целью она даётся: для изучения нового материала, первичного закрепления полученных на уроке знаний, с целью выработки практических знаний и умений);

методы и приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, которые применяет преподаватель в зависимости от используемых на уроке источников знаний;

- методика получения обратной информации. Элементы программированного обучения, сигнальные карточки. Письменное или устное выполнение небольшого по объёму контрольного задания;

- система учёта и оценки знаний учащихся. Мотивированность и объективность выставленных на уроке отметок. Целесообразность индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний:

             осуществление на уроке индивидуального подхода к учащимся, приёмы индивидуализации обучения. Сочетания коллективной и индивидуальной работы на уроке;

- учебная деятельность учащихся на уроке. Усвоение ими предусмотренных теоретических знаний, формирование практических навыков и умений. Выявление умений учащимися наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать необходимые выводы. Обобщения. Логичность, доказательность, самостоятельность, проявляемая учащимися при выполнении разнообразных письменных заданий и в устных ответах;

- объём и характер домашнего задания. Подготовка учащихся в ходе урока к его выполнению. Наличие задания, цель которого – подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Индивидуализация домашнего задания;

- структура урока, её педагогическая целесообразность.

           

 

Рекомендации составлены методистом ПТУ № 107 Шевченко Н. Н. на основе книги М. И. Махмутова «Современный урок», М., «Педагогика», 1985.

Возможные цели посещения уроков:

  1. Управление успехом в процессе урока.
  2. Определение уровня толерантности в отношениях ученик – учитель, ученик – класс.
  3. Дифференцированный подход в процессе обучения.
  4. Положительная эмоциональная составляющая урока.
  5. Продуктивная значимость урока.
  6. Методы, приёмы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.
  7. Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.
  8. Индивидуальный подход на уроке.
  9. Нравственное приращение, получаемое учащимися в ходе урока.
  10.  Стимулы и психолого – педагогическая поддержка учащихся в учебном процессе.
  11.  Оценка знаний как психологический инструмент.
  12.  Творческая деятельность на уроке.
  13.  Выход на послеурочную предметную деятельность.
  14.  Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.
  15.  Включённость учащихся и их интерес к происходящему на уроке.
  16.  Анализ успешности организационно – психологического момента на уроке.
  17.  Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.
  18.  Характер, система и формы домашнего задания.
  19.  Использование различных активизаторов в процессе урока.
  20.  Игровые моменты на уроке.
  21.  Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.
  22.  Практико – ориентированный характер получаемых знаний.
  23.  Количество заданий, выполняемых на уроке.
  24.  Усталость, тревожность и удовлетворённость на уроке.
  25.  Экспромт и тщательная подготовка как элементы урока.

 

                                                                                                                  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.