|
|||
Сложность текста. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Сложность текста. В учебнике использованы теоретико-познавательные тексты, которые включают в себя основные понятия, их определения, основные термины, явления, процессы, события и выводы. Такие тексты, как правило, являются основным содержанием параграфа. В данном учебнике используется системно-деятельностный подход, который способствует формированию у школьников навыков анализа, синтеза, отбора информации и систематизации материала, умения самостоятельно работать с информацией и использовать приобретенные знания в повседневной жизни. Так, выстраивается цельная картина своеобразного развития России XVII - XVIII вв. Методический аппарат учебника позволяет организовать эффективную работу на уроках и дома. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделяют проблемам развития культуры и духовной жизни народов. Так, это можно проследить в параграфах 10, 11, 18-19, 30-32. Так же мы можем проследить, что в данном учебнике имеется достаточно присутствуют различные виды иллюстраций, соответствующих возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике исторического курса., что позволяет учащимся в большей степени воспринимать тестовый материал и быстрее запоминать его. Текст данного учебника отличается научностью, доступностью и популярностью изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся, так основной текст обозначен черным шрифтом, дополнительный текст выделен синим цветом, курсивом выделены какие-либо интересные факты об изучаемой в главе эпохе или же сведение о тех или иных исторических личностях данного периода. Основной текст достаточно и рационально дополнен дополнительным текстом, содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. Соответственно данный дополнительный текст развивает у учащихся необходимые навыки работы с историческими письменными источниками
Хочется так же отметить, что приводятся довольно таки интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержит выдержки из исторических документов, так, например, можно выделить, «Указ о пятилетнем сыске беглых крестьян» находящийся на странице 13, биография Никона, приведенная на странице 62-63, биография С. Т. Разина на странице 70, а также комментарии В.О. Ключевского о земском соборе 1613 года. Так же в тексте приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержит выдержки из исторических документов, так, даты и понятийный аппарат представлены в конце каждого параграфа. В пособии используется постраничный словарь, который мы можем увидеть в конце каждого параграфа. Это несомненно важно, так как внимание учащегося акцентируется на ключевых моментах и словах параграфа, что способствует быстрому запоминанию тех или иных ключевых моментов в тексте. Хочется отметить, что авторы данного учебника активно используют пояснительный текст, который представляет собой, уже упомянутый словарь терминов, подписи к иллюстрациям и схемам, которые позволяют более детально, подробно разобраться учащимся в изложенном учебном материале. Таким образом, текстовый компонент достаточно подробно изложен, что делает возможным самостоятельное изучение материала и его анализ и дальнейшую интерпретацию. Красочные иллюстрации, обилие карт, чертежей дают полное геополитическое и пространственное представление об изучаемом. А множество учебных репродукций, картин формируют общекультурное представление об истории. В учебнике преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного, что несомненно удобно воспринимается учащимися. При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Вопросы и задания к параграфам. В инструментально-практических текстах содержатся контрольные вопросы, вопросы для самопроверки, перечни терминов, ключевых слов. Такие тесты входят в текст параграфа, а также даты и понятийный аппарат представлены в конце каждого параграфа. Так, проблемные вопросы в параграфах, требующие осмысления, высказывания собственной позиции учащегося способствуют закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления. Вопросы, которые вынесены для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения. Ко всем темам предложены варианты опроса учащихся разного уровня. В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи. Итак, данный учебник имеет четкую структуру, логично произведена разбивка на главы и разделы, удачно выбраны заголовки и подзаголовки. Учебник соответствуют принципам дидактики: научность, доступность, системность. В учебнике представлены документы, фрагменты из художественных произведений, вопросы и задания расположены внутри основного текста, после параграфа, к документам. Представлены карты, документальные изображения, схемы, диаграммы, репродуктивные произведения искусства. В учебнике применяются указатель дат, словарь новых слов, понятий. Проведя анализ учебника Данилова А.А., Косулина Л.Г. «История России. Конец XVI-XVIII вв.» для 7 класса можно увидеть, что в учебнике представлены новые подходы к историческому образованию. А значит мы можем отнести его к учебникам нового поколения. В учебниках по истории для 7-го класса развиваются основные принципы, заложенные в курсе 5-го класса: ориентировка текста, методического аппарата и иллюстративного ряда на развивающее проблемное обучение, создание возможностей для разного уровня работы. Учебник способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке. Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогает отслеживать результаты обучения и развития учащихся.
|
|||
|