Источник: «TNS Россия».
Самым популярным еженедельником массового спроса в России на протяжении долгого периода остается газета «Аргументы и факты» / «АиФ». Газета выпускалась с 1978 г. издается как еженедельник и сейчас представляет собой издание универсальной тематики, нацеленное на широкую аудиторию с усредненными интересами и информационными потребностями. Чтобы поддерживать статус общероссийского издания, «АиФ» идет по пути создания газеты-гибрида (газета-гибрид, или федерально-региональное издание, — ежедневная или еженедельная общероссийская газета с региональной вкладкой)
Еще один безусловный лидер еженедельной российской периодики — приложение к ежедневной «Комсомольской правде», многостраничный пятничный выпуск «КП-толстушка».
В рейтинг еженедельников-лидеров по аудитории одного номера вошли популярные бесплатные издания «Вечерняя Москва» и «Мой район». Московское городское издание «Вечерняя Москва» – известный советский бренд, она выходит с 1923 г. Все выпускипосвящены жизни Москвы и ориентируются на широкую столичную аудиторию.
С точки зрения функций, выполняемых изданием, проанализированные выше газеты можно охарактеризовать как издания, выполняющие функции от информационно-аналитических до информационно-развлекательных.
Таблица 2
Ежедневные газеты — лидеры по аудитории одного номера (AIR, Россия)*, 2012-2013 гг.
№ п/п |
Наименование издания | ||||
Тыс. человек | % | Тыс. человек | % | ||
«Из рук в руки» | 3 242,9 | 5,4 | 1 987,2 | 3,3 | |
«Metro» (Dally) | 1 932,1 | 3,2 | 1 882,0 | 3,1 | |
«Московский комсомолец» | 1 048,1 | 1,7 | 1 068,9 | 1,8 | |
«Российская газета» | 1 060,3 | 1,8 | 966,8 | 1,6 | |
«Советский спорт» | 418,9 | 0,7 | 473,2 | 0,8 | |
«Спорт-Экспресс» | 523,9 | 0,9 | 440,9 | 0,7 | |
«Известия» | 334,9 | 0,6 | 277,4 | 0,5 | |
«Коммерсантъ» | 219,9 | 0,4 | 261,5 | 0,4 | |
«Труд» | 196,9 | 0,3 | 189,6 | 0,3 | |
«Ведомости» | 134,6 | 0,2 | 143,4 | 0,2 |
Примечание. * Данные приведены без газеты «Комсомольская правда», которая не участвует в замерах.
Источник: «TNS Россия».
Кроме того, необходимо отметить активное развитие изданий, выполняющих развлекательные функции. Например, ежемесячная газета предсказаний «Оракул» имеет тираж 480 тыс. экз., еженедельник «Вот это истории!» — почти 219 тыс. экз., еженедельная газета «Мир новостей» — 696 тыс. экз., еженедельный журнал «Все звезды» — 150 тыс. экз., журнал «Откровения звезд» — 152 тыс. экз. Секрет их успеха в том, что они отвлекают читателей от проблем и ежедневной рутины, помогают им расслабиться. Поэтому в последние годы они имеют все более устойчивую аудиторию в России. Как правило, такие газеты содержат кроссвордные рубрики.
В последние годы и был замечен всплеск популярности кроссвордных изданий. Основное их содержание составляют кроссворды, головоломки, логические задачи и пр. Но кроме этого, как правило, они размещают информацию развлекательно-познавательного характера: интересные исторические факты, афоризмы, анекдоты, практические советы и пр. Первым российским еженедельником сканвордов стала газета «777», сейчас это самое высокотиражное развлекательное издание в России. Такие издания стремятся также нащупать новые ниши, выпуская кроссворды для детей, для женщин, в различных национальных стилях .
Газеты, специализированные по тематике и по аудиторной направленности: «не для всех, не обо всем».
Важнейший сегмент в группе специализированных по тематике и аудиторной направленности изданий — деловая пресса.
Крупнейшим издателем деловой прессы продолжает оставаться издательский дом «КоммерсантЪ»: с 1992 г. выходит ежедневная газета «КоммерсантЪ Daily», которая поначалу ориентировалась только на целевую бизнес-аудиторию и финансово-экономическую тематику. В 1997 г. издание изменило концепцию и в значительной степени приблизилось к модели качественного издания общего интереса, которое при этом сохраняет большой блок деловой информации.
Еще одна крупнейшая деловая газета — «Ведомости», основанная в 1999 г. С момента своего создания газета придерживается концепции специализированного издания для целевой бизнес-аудитории. Третьей общенациональной деловой газетой в России стала «РБК Daily» — печатная газета, возникшая на базе интернет-издания РБК, тираж в 2014 г. порядка 80 тыс. экз..
Отраслевые издания.
По-прежнему важное место занимают издания, рассчитанные на узкие группы аудитории, в том числе профессиональные, так называемые отраслевые издания.
Одна из известнейших в этом сегменте — старейшая отраслевая газета «Гудок». Она выходила с 1917 г. Газета прославилась в 1920-х гг. благодаря четвертой полосе, на которой печатались сатирические произведения. Газета выходит тиражом 320 тыс. экз. Популярно также ее приложение — «Московский железнодорожник», выходящий по пятницам в одной «тетрадке» с «Гудком» тиражом 30 800 экз. Это крупнейшее железнодорожное корпоративной издание в России печатается в 25 городах.
Среди известных профессиональных изданий — еженедельное общероссийское педагогическое издание «Учительская газета», которое кроме прочего известно тем, что первым среди российских СМИ создало свою интернет-версию в 1995 г. Заметна в этом сегменте также «Медицинская газета», которая выходит с 1893 г.
Самая известная среди военной периодики — официальная ежедневная газета Вооруженных сил РФ «Красная звезда», выходящая с 1923 г.
Специализированные по тематике газеты общего интереса: «для всех — о конкретном».
Пресса, нацеленная на различные интересы и запросы широкой аудитории, остается самой обширной группой по числу наименований и общему охвату аудитории. Наиболее перспективные направления для развития — это:
- спортивная периодика
- издания для автомобилистов
- для любителей литературы и разных видов искусства
- для туристов и любителей путешествий
Спортивные газеты —важнейший и наиболее успешный по развитию сегмент изданий специализированной тематики для широкой аудитории.
-ежедневная газета «Советский спорт»
-ежедневная газета «Спорт-Экспресс»
Сайт этой газеты Sovsport.Ru – один из крупнейших спортивных порталов. Ближайшим конкурентом считается ежедневная газета «Спорт-Экспресс», которая была создана в 1991 г. группой журналистов, ушедших из «Советского спорта». В России также выходит достаточно большое число изданий специализированной спортивной тематики, однако основной тенденцией является их «уход» в Интернет.
Среди популярных изданий для автомобилистов
- «Авторевю»
- «Клаксон»
- «За рулем»
В последние годы большой популярностью пользуются газеты о здоровом образе жизни,рассчитанные на широкую аудиторию.
- «Здоровый образ жизни — Вестник ЗОЖ
- «Народный совет»
- «Целебник»
Активно развивается также периодика, связанная с дачной тематикой:
- «Ваши 6 соток»
- «АиФ. На даче»
- «Наша дача»
Итак, современная газетная периодика в России, несмотря на значительные трудности, продолжает развитие. Довольно значимую группу по-прежнему составляют ежедневные газеты общего интереса — «для всех обо всем». Входящие в нее газеты можно охарактеризовать как издания смешанного типа, тяготеющие к отсутствию тематической специализации.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|