|
|||
IV. ОРГАННЫЙ ПУНКТ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 IV. ОРГАННЫЙ ПУНКТ
Органный пункт (нем. Orgelpunkt, франц. pedale inferieure, итал. pedale d'armonia, англ. pedal point) –выдержанный звук в басу, функционально обособленный, на фоне которого другие голоса движутся свободно, иногда вступая в функциональное противоречие с басом). Гармоническая согласованность органного пункта и остальных голосов восстанавливается в момент его прекращения или незадолго до этого. Выразительность органного пункта связана с гармоническим напряжением, определяющимся функциональным несовпадением выдерживаемого звука и др. голосов. Наиболее часто употребляются органный пункт на звуке тоники (I ступень лада) и доминанты (V ступень). О. п. представляет собой усиление соответствующей ладовой функции, распространение её не на один аккорд, а на обширное гармоническое построение. Тонический органный пункт вносит в музыку ощущение устойчивости, порой и статичности; он находит наибольшее применение в заключительных, а также начальных разделах музыкальных произведений (напр., заключительный раздел в сцене смерти Бориса из оперы "Борис Годунов", начало 1-го хора в "Страстях по Матфею" И. С. Баха). Доминантовый органный пункт соединяет в себе функционально неустойчивую басовую опору с неустойчивыми же, далёкими от тоники созвучиями в верхних голосах, которые оказываются подчинёнными доминантовой функции баса. Он придаёт музыке характер напряжённого ожидания. Наиболее типично применение его перед репризой (предыкт) (особенно в сонатном allegro – напр., I ч. 8-й сонаты c-moll для фп. Бетховена), также перед кодой; встречается и во вступлениях. Органный пункт возможен не только в басу, но и в др. голосах (обычно называют выдержанным звуком, педалью). Известны образцы двойного органного пункта – одновременно на звуках тоники и доминанты. Таким образом, органный пункт появляется на разных стадиях формообразования: бывают, начальные, заключительные, подводящие (предыктовые) органные пункты.
ЗАДАНИЕ: Выполнить все задания по теме «Гармония в формообразовании» (стр. 16-22)
|
|||
|