|
|||
Лекция «Гармония в формообразовании»Стр 1 из 4Следующая ⇒ Лекция «Гармония в формообразовании» 16.10.2020 В рамках тональной системы влияние гармонии на формообразование исключительно велико. По сути дела, логика формы определяется логикой гармонических отношений и процессов. На это особое значение гармонии в формообразовании указывал, например, Ю. Холопов. «Классические три основных элемента музыки – гармония, контрапункт и форма – в их слиянии, в недифференцируемое и самотождественное единство дают драгоценное эстетическое качество музыкальности, вне которой каждый из них утрачивает и свой смысл, и свою функцию, и свою цель». Особое значение гармонии в этой триаде, по словам ученого, состоит в том, чтобы придать определенную смысловую функцию каждой части формы. Если в малых формах роль гармонического фактора в образовании начального периода особенно тесно связана с метром, то в более крупных формах определяющее значение приобретают соотношения между темами – сопоставление тем, переходы от одной темы к другой, разнофункциональность тем. Соответственно и гармония использует здесь, наряду со структурными, иные, более сильные средства. Прежде всего, это дифференциация гармонического решения главной и побочной тем, а особенно – модуляция при переходе от одной темы к другой на всем протяжении музыкальной формы. Контраст между устойчивым пребыванием в тональности и тональным движением – модуляцией – есть всеобщая гармоническая основа классико-романтических форм.
Рассмотрим основные гармонические средства, имеющие важное значение в процессе становления музыкальной формы.
|
|||
|