Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





MEANS OF ALTERNATIVE AND ADDITIONAL COMMUNICATION IN THE WORK WITH CHILDREN WITH COMMUNICATION DISORDERS



MEANS OF ALTERNATIVE AND ADDITIONAL COMMUNICATION IN THE WORK WITH CHILDREN WITH COMMUNICATION DISORDERS

About the authors: Abikova Alena Konstantinovna, master of special education, Methodist*, Kudrina Svetlana Vladimirovna, Associate Professor**, Rimkevichene Ol'ga Aleksandrovna, Director.***

Place of employment: *“The Information and Methodology Centre” of the Frunzenskiy District of Saint-Petersburg (Saint-Petersburg), ** Russian State Pedagogical University of A.I. Herzen, St. Petersburg , ***“The Information and Methodology Centre” of the Frunzenskiy District of Saint-Petersburg (Saint-Petersburg).

Abstract.With the entry into force of Federal law No. 273-FL of December 29, 2012 "On education in the Russian Federation", a new era begins in the education of children with severe developmental disabilities, since the concept of "uneducated child" has become a thing of the past. The arrival of such children in educational institutions revealed the problems of lack of competence of teachers to work with this contingent of students; lack of knowledge about technologies, methods and techniques of work, tools for their implementation. In this connection, the specialists of "Information and methodological center" of the Frunze district of St. Petersburg in the framework of the project experimental platform on a subject "Creation of program-methodical complex, providing the implementation of the Federal state educational standard of primary General education students with disabilities" was developed a number of innovative products that solve actual educational tasks. In this article, we will talk about one of them - a computer training and development program for the formation of language skills of alternative and additional communication "PICTOGRAPH".

Keywords: alternative and augmentative communication; students with special educational needs; inclusive education; pictogram; language skills; computer training and development program.

 

Среди всех обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП) можно выделить группу детей, имеющих нарушения коммуникативной сферы и проблемы во взаимодействии с окружающими. Эти особенности характерны для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), расстройствами аутистического спектра (РАС), умственной отсталостью (УО), нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), а также детей с билингвизмом или инофонов. Трудности с речью, языком и поддержанием диалога у этих детей могут иметь различную степень тяжести: от слабовыраженной до полного отсутствия речи и навыков ведения диалога.

Поскольку язык играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения, следовательно одной из первоочередных задач в коррекционно-развивающей работе с детьми с коммуникативными нарушениями является развитие их коммуникативной компетенции, под которой понимается способность человека общаться в достаточной функциональной форме в ситуациях повседневного взаимодействия или иметь достаточные знания, суждения и навыки для общения.

К функциям коммуникативных навыков относятся:

1. ПРОСЬБА: о чем-либо (предмет, действие); об участии в игре; регулирование ситуации (просьба о продолжении /прекращении); отказ от предмета/действия/ситуации.

2. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: реакция на слова и обращения; привлечение внимания к себе/обращение внимание на людей, предметы, явления, события;

3. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ: запрос информации/воспроизведение (обмен) информации; трансляция информации о людях и событиях.

В тех случаях, когда речь не может быть проводником языка, необходимо предоставить в распоряжение ребенка другую систему средств, которая поможет заменить или восполнить недостаточность устной речи.

Помимо речи среди средств общения и передачи информации выделяются:

– естественно-экспрессивные (например, мимика, жесты, пантомимика, вокализация);

– искусственно-экспрессивные (например, язык танцев);

– профессиональные (например, языки программирования);

– альтернативные и дополнительные системы общения, которые являются эффективным средством общения, улучшающими или заменяющими речь.

Для расширения коммуникативных возможностей у людей, которые не говорят, или речь которых недостаточно развита применяется альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) - инструментарий, который использует человек с трудностями в общении и речи для решения повседневных проблем.

Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. АДК может применяться постоянно, ситуативно или временно (как помощь в овладении устной речью). Инструменты или средства такого общения могут быть разные. Наиболее распространены жесты, графические символы, технические средства.

АДК с использованием вспомогательного оборудования делят на две или три группы: низкотехнологичные (lowtech), среднетехнологичные (lighttech), высокотехнологичные (hightech) средства АДК. В некоторых классификациях среднетехнологичные средства объединяются с высокотехнологичными под общим названием (hightech).

Низкотехнологичные средства (устройства) AДК – это AДК с оборудованием без батарейки. В некотором смысле она определяется через то, чем не является, – это не среднетехнологичное и не высокотехнологичное оборудование. Низкотехнологичное средство AДК часто (хотя и не всегда) делается на бумаге. Примерами низкотехнологичного AДК являются предметные символы (референтные объекты), коммуникативные таблицы и книги с символами, таблицы с алфавитом, рамки E-tran и т.д.

Среднетехнологичные устройства АДК – это простые устройства с батарейкой. Примерами могут служить «гоутоки», «говорящие кнопки». Все эти устройства проигрывают записанную речь.

Высокотехнологичные устройства АДК сделаны на основе компьютера, планшета. Как правило, они синтезируют речь; среди них встречаются самые разнообразные модели, виды, типы.

Отсутствие возможности сообщить о своих желаниях и чувствах у невербального ребенка способствует возникновению агрессивного и проблемного поведения (дети с РАС, ТМНР и др.). Наилучшим решением будет как можно скорее обучить его альтернативным формам коммуникации. Детям с временным запаздыванием речевого развития средства дополнительной коммуникации призваны помочь пережить долгий период отсутствия речи, способствуя овладению ею. Также, АДК облегчает понимание вербальных сообщений лиц с тяжелыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к их устной речи. Например, это часть детей с НОДА, у которых имеются серьезные нарушения в работе артикуляционных мышц лица. Они могут долго или невнятно пытаться выговаривать каждое слово. На помощь им приходят технические средства АДК с озвучиванием.

Существуют различные системы символов: Makaton, Picture communication symbols (PCS), Picture Exchange Communication System (PECS), SymbolStix, Widgit. Хотя эти символы являются наиболее часто используемыми в мире, есть и другие - символы Bliss, Picto, Clarity и т.д. У всех систем есть свои сильные и слабые стороны, и стоит потратить время на то, чтобы решить, какая система наиболее соответствует потребностям конкретного потенциального пользователя АДК и его окружения.

Для пользования символами за рубежом применяют такие программы, как:

Boardmaker; Communicate in Print; Matrix Maker.

К примеру, в программе Boardmaker используется система символов PCS с различными стилями: Classic Symbol (классические символы); ThinLine Symbol (тонколинейные символы – наиболее реалистичные, почти фотография, для пользователей с деменцией и постинсультными состояниями); High Contrast (высококонтрастные символы – на черном фоне светлое изображение, для пользователей с нарушениями зрения).

Одним из значимых направлений в работе ГБУ «ИМЦ» Фрунзенского района Санкт-Петербурга в рамках реализации проекта региональной опытно-экспериментальной площадки по теме «Создание программно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» становится обновление содержания и совершенствование технологий диагностики и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования. В связи с этим разработана единственная на сегодняшний день русскоязычная компьютерная учебно-развивающая программа для формирования языковых навыков альтернативной и дополнительной коммуникации «ПИКТОГРАФ», авторы: Абикова А.К., Дмитренко Т.А., Кудрина С.В., Римкявичене О.А., Уанс Н.В.

Программное обеспечение «ПИКТОГРАФ» основано на использовании пиктограмм ¾ специальных, так называемых неартикулируемых средств общения, визуальных речевых кодов, которые рассматриваются как средства первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения и являющиеся необходимой базой их развития, или как основные средства коммуникации.

Использование пиктографического кода в каждом конкретном случае позволяет решить три основные задачи.

1. Подготовка к социализации детей посредством раскодирования многочисленных сообщений, обращений, поступающих в такой форме от различных контактов с внешней средой (в общественных местах, в быту, в магазине и т. п.), что неоспоримо является достижением частичной социальной независимости.

2. Поддержка (или в тяжелых случаях — замещение) экспрессивной речи.

3. Введение в азбучное чтение путем замены символических изображений графическими изображениями букв. При этом пиктографический код, если и не обязательный этап обучения чтению, то может быть переходом к нему.

В программе «ПИКТОГРАФ» можно создавать материалы, усиливающие обычные образовательные, поведенческие и функциональные навыки, средства для невербального общения обучающихся, сокращающие время на обучение; осуществлять перевод печатных русскоязычных текстов на пиктографический язык (адаптированные материалы и задания к уроку, расписания и др.)

К специальным элементарным коммуникативным приспособлениям, создаваемым в программе «ПИКТОГРАФ» относятся:

1. Коммуникативные таблицы:

- таблица выбора,

- тематическая таблица,

- таблица участия.

2. Коммуникативные книги:

- книга из таблиц участия,

- книга из тематических таблиц.

3. Визуальные схемы и социально значимые истории.

4. Коммуникативный дневник ребенка (тематический набор пиктограмм).

5. Коммуникативный календарь.

6. Визуальное расписание распорядка дня и занятий ребенка, которые могут дополняться конвертом для выполненных дел.

7. Фотоальбом, где фотографии снабжены соответствующими пиктограммами.

Содержание специальных элементарных коммуникативных приспособлений обеспечивает общение ребенка в различных коммуникативных ситуациях и определяется совместно с родителями и другими специалистами, работающими с ребенком.

Программа «ПИКТОГРАФ» предназначена для формирования, развития или восстановления языковых и коммуникативных навыков у детей и взрослых с различными особенностями: нарушения слуха; РАС; синдром Дауна, синдром Ангельмана; двигательные или анатомические нарушения, создающие моторные трудности для произношения звуков (ДЦП, анартрия, апраксия, макроглоссия); интеллектуальные нарушения; эмоциональные проблемы; прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз); приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта, опухолей мозга); временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии); прогрессирующее неврологическое состояние; и др.

«ПИКТОГРАФ» помогает развивать альтернативные способы общения, стимулирует развитие речи через использование дополнительных средств коммуникации. Педагоги могут использовать «ПИКТОГРАФ» для улучшения качества образования и коммуникации обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Программа «ПИКТОГРАФ» позволяет:

1. Переводить печатные тексты на язык альтернативной и дополнительной коммуникации целиком в одно касание.

2. Переводить истории или стихотворения, путем автоматического добавления символов по мере печатания.

3. Создавать широкий диапазон материалов (коммуникативные таблицы, коммуникативные книги, схемы, задания, визуальные расписания и др.).

4. Добавлять собственные символы.

5. Экспортировать карты.

6. Сократить время на адаптацию обучающего курса под особенности учащихся.

Методический аппарат программы даёт возможность организовывать полноценную работу как индивидуально, так и в парах при решении задач формирования умений, их закрепления и проверки, а также применять программу во фронтальной работе для формирования, закрепления и систематизации знаний.      Примеры применения данного ресурса можно посмотреть здесь: https://edu-frn.spb.ru/smi/24/. Познакомиться с функционалом продукта и скачать программное обеспечение «ПИКТОГРАФ» можно здесь: https://edu-frn.spb.ru/innovations/reg/

Через коммуникацию (общение) ребенок может выражать себя, учиться, смеяться, быть активным членом общества. И в том случае, если речь не может быть проводником языка, необходимо как можно раньше предоставить в распоряжение ребенка другую систему коммуникации, принимая во внимание, что язык играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. Общение – это то, что определяет нас и делает нас теми, кто мы есть. Программа «ПИКТОГРАФ» с помощью создаваемых в ней средств АДК позволяет людям с трудностями коммуникации почувствовать себя полноценной частью общества, быть активными и вносить посильный вклад в жизнь своих локальных сообществ.

Литература

1. Абикова, А.К., Бурова, Е.В., Симанова, С.А., Шевчук, Р.К. ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА – ШКОЛА ДЛЯ КАЖДОГО. Создание ресурсной зоны в образовательной организации / Под ред. С.В. Кудриной // Электронное СМИ «Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район». – 2019. - URL: https://edu-frn.spb.ru/smi/24/

2. Абикова А.К., Кудрина С.В. Рямкявичене О.А. Мы дома: рекомендации для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья по организации жизни ребенка в условиях самоизоляции и дистанционного обучения/ А.К. Абикова, С.В. Кудрина, О.А.Рямкявичене// Электронное СМИ «Образование в Санкт-Петербурге. Фрунзенский район».- URL: https://edu-frn.spb.ru/smi/24/

3. Баряева, Л.Б., Лопатина, Л.В. Методические аспекты работы с неговорящими детьми с использованием системы альтернативной коммуникации / Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина // Специальное образование. – 2018.

4. Козлова, К.М. Обзор способов альтернативной коммуникации, применяемых в отечественной практике специального образования / К.М. Козлова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018 – С. 120-127.

5. Магутина, А.А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми / А. А. Магутина. — Текст: непосредственный, электронный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). —  2015 — С. 188-190.

6. Рыскина, В.Л. Альтернативная коммуникация. Технологии невербальной коммуникации. Информационно-методические материалы / Под редакцией В.Л. Рыскиной // – СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья». - 2018 – С. 28.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.