Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Парменид заявляет о разграничении истин, основанных на мышлении, и мнений, основанных на чувственности.



«…Парменид заявляет о разграничении истин, основанных на мышлении, и мнений, основанных на чувственности.

То, что в настоящее время - азбучная истина всякого философствования, тогда было настоящим открытием. Впоследствии даже говорили, что Парменид «освободил мышление от обмана воображения». И затем, наверное, ничто не толковалось более разноречиво, чем характер отношения между мыслимым и чувственным бытием, и это различие никогда не исчезало из поля зрения философов. Так было брошено одно из «яблок раздора», не дающее покоя умам и по сей день. Элейцы учили о том, что чувственный материальный мир находится в состоянии вечной текучести, которая не дает возможности фиксировать вещи в их полной определенности и разграниченности. Каждая вещь, становясь в каждое новое мгновение все иной и иной вещью, согласно их учению, не дает никакой возможности схватить её как целое и как-нибудь наименовать. В связи с этим для познания мира мало одних смутных, неустойчивых ощущений, необходимы ещё элементы разума, которые улавливали бы в неустойчивых процессах чувственного мира также и нечто устойчивое, постоянное, нечто такое, что можно было бы назвать словом и зафиксировать его определенный смысл и содержание. Благодаря элейцам философия познала первые восторги абстрагирующего мышления. Вместе с тем разделение мышления и ощущения вело к падению мифологии, отходу от неё как от единственно возможного мировоззрения. Поскольку же мышление и ощущение относятся здесь к одному и тому же предмету, а именно к материальному и чувственно данному космосу, постольку вместо исконной нераздельности того и другого рождается тенденция к сознательному и намеренному их воссоединению. Так вместо древней мифологии возникают поэзия и художественное мировоззрение. Уже здесь, в эти начальные века античной философии, мы на каждом шагу находим то, чему нельзя не поучиться. Разве после элейцев можно принципиально не различать мышление и ощущение?» Лосев А.Ф., Философия. Мифология. Культура, М., «Политиздат», 1991 г., с. 501.

 

Источник: https://vikent.ru/enc/989/


[1] https://vikent.ru/enc/396/

[2] https://vikent.ru/enc/132/

[3] https://vikent.ru/enc/2993/

[4] https://vikent.ru/w7/

[5] https://vikent.ru/author/617/



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.