Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Классификация уровней изобретений / инноваций по Г.С. Альтшуллеру[1]



 Классификация уровней изобретений / инноваций по Г.С. Альтшуллеру[1]

Возможны различные классификации технических решений по разным основаниям. Например, одна из самых очевидных классификаций - по отраслям деятельности человека… Г.С. Альтшуллер ввёл пятиуровневую классификацию изобретений по их качественному уровню – вот как это лаконично описано в одной из последних книг автора:

«Первый уровень: применены средства, которые прямо предназначены именно для данной цели; использовано готовое решение для готовой задачи.

Второй уровень: выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая также выбрана из нескольких возможных.

Третий уровень: изменена исходная задача, изменено привычное решение.

Четвёртый уровень: найдены новая задача и новое решение.

Пятый уровень: найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач, проблем».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 36.

 

«Количественно задачи разных уровней отличаются числом проб и ошибок, необходимых для отыскания решения. Но почему одна задача требует 100 проб, а другая в 1000 раз больше? В чём качественная разница между ними? Сравнительный анализ задач позволяет ответить на этот вопрос.

На первом уровне задача и средства её решения лежат в пределах одной профессии (одного раздела отрасли).

На втором уровне - в пределах одной отрасли (машиностроительная задача решается способом, уже известным в машиностроении, но в другой его области).

На третьем уровне - в пределах одной науки (механическая задача решается механически).

На четвёртом уровне - за пределами науки «задачедательницы» (например, механическая задача решается химически).

На высших подуровнях пятого уровня - вообще за пределами современной науки (поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать изобретательскую задачу).

Когда задача возникает, её пытаются решить сначала на первом уровне, затем на втором и т. д. Изобретатель, приступающий к решению задачи четвертого уровня, с точки зрения психологов, начинает с первой попытки. На самом деле он начинает с N-й попытки, причём N - весьма большое число».

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 44.

 

«Драма изобретательства состоит в том, что на высших уровнях приходится работать методами, соответствующими низшим уровням». Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 37.

 

Замечу, что эта классификация уровней изобретений Г.С.

Альтшуллера неоднократно использовалась различными авторами для классификации творческих решений в различных областях – и не обязательно в технике…

Источник: https://vikent.ru/enc/396/

 

Качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру[2]

Вопросам творчества, талантливости и т.п. посвящен гигантский объём литературы – начиная с древнегреческих авторов…

По данным Г.С. Альтшуллера, современной творческой личностью можно назвать человека, обладающего не одним, а целым комплексом качеств, цитируем:

«Решить новую производственную задачу, используя ТРИЗ, можно за несколько дней. Или за несколько недель, если нужно дополнительное время на уточнение условий задачи и сбор необходимой информации. Решить - в смысле найти идею решения. Но идею надо разработать, доказать её новизну и реальность, наконец, внедрить. Известный новатор, токарь-лекальщик, автор книги «Жизнь - поиск», Борис Фёдорович Данилов писал: «Создание новшества идёт примерно по четырём этапам. Обдумывание идеи - это нелегко. Добиться её признания значительно труднее. «Обжелезить» и довести образец до серийного выпуска почти невозможно. А получить положенное законом скромное вознаграждение уже невозможно вообще». Думается, в пылу полемики Данилов сгущает краски: вряд ли вот так - по четырем этапам - резко нарастают трудности. Но трудности при реализации новых идей, безусловно, существуют - и немалые. Вызваны они не столько кознями консерваторов, как полагает Данилов, сколько необходимостью (я бы сказал: закономерной необходимостью) ломать устоявшиеся научно-технические концепции, взгляды, представления о том, что возможно и что невозможно.

Борьба со старыми представлениями - трудный и сложный процесс. Изобретателю необходимо качество, которое в боксе называют «умением держать удар». И не только это качество. Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности - минимально необходимый «творческий комплекс».

1. Прежде всего нужна Достойная цель - новая (ещё не достигнутая), значительная, общественно полезная. Пятнадцатилетний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхъёмкий аккумулятор. Работал в этом направлении более четверти века. Пришёл к выводу, что искомый аккумулятор - маховик; начал делать маховики - своими силами, дома. Год за годом совершенствовал маховик, решил множество изобретательских задач. Упорно шёл к цели (один штрих: а. с. 1048196 Гулиа получил в 1983 г. - по заявке, сделанной ещё в 1964 г.; 19 лет борьбы за признание изобретения!). В конце концов Гулиа создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности все другие виды аккумуляторов.

2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель остается смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов - на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением этих планов - каждый день, каждый месяц. В идеале нужна система (описанная Д. Граниным в книге «Эта странная жизнь»), которой придерживался биолог А. А. Любищев. Это регулярный учёт выработанных часов, планомерная борьба с потерями времени. В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами имеющейся специальности - приходится начинать с нуля. М. К. Чюрлёнис, задумав синтез музыки и живописи, пошёл в начальную художественную школу (а был он к этому времени высококвалифицированным профессиональным музыкантом): вместе с подростками осваивал азы живописи.

3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов. Должна быть солидная ежедневная «выработка» - в часах или единицах продукции. Только на вспомогательную работу - составление личной картотеки - нужно около трёх часов в день. Картотека В. А. Обручева содержала 30 пудов (!) аккуратно исписанных листков тетрадного формата. После Ж. Верна, напоминаю, осталась картотека в 20 000 тетрадок.

4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать. Биографы Огюста Пиккара пишут: «Изобретение батискафа коренным образом отличается от множества прочих изобретений, зачастую случайных и, во всяком случае, интуитивных. К своему открытию Пиккар пришел только благодаря систематическим, продуманным поискам решения»... Разумеется, во времена Пиккара не было ТРИЗ, но создатель стратостата и батискафа умел видеть технические противоречия и владел неплохим - даже по современным меркам - набором приёмов. Не случайно многие задачи, решённые в свое время Пиккаром, прочно вошли в задачники ТРИЗ - в качестве учебных упражнений.

5. Способность отстаивать свои идеи - «умение держать удар». Сорок лет прошло от мечты о спуске под воду до реального спуска первого батискафа. За эти годы Огюсту Пиккару довелось испытать многое: нехватку средств, издёвки журналистов, сопротивление специалистов. Когда, наконец, удалось подготовить батискаф к «Большому погружению» (спуску на максимальную глубину океана), Пиккару было почти 70 лет, он вынужден был отказаться от личного участия в погружении: батискаф повёл его сын Жак Пиккар, однако, не сдался. Он начал работу над новым изобретением - мезоскафом, аппаратом для исследования средних глубин.

6. Результативность. Если есть перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких результатов - тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьёзных просчётов в планировании. Итак, шесть качеств. ТРИЗ непосредственно связана только с четвёртым пунктом этого списка. Но качества образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ всё большее место отводится комплексному развитию качеств, присущих творческой личности. Достигается это включением в программы конкретных примеров, относящихся ко всему комплексу качеств (жизнь В. И. Ленина) или к отдельным качествам (например, подробно изучается система А. А. Любищева). Разумеется, показ на примерах - начальная форма обучения. По каждому из пяти пунктов (шестой - результат первых пяти) нужна технология: методика, набор рабочих инструментов. Между тем хорошо разработанная технология есть пока только по четвёртому пункту и отчасти по второму. С 1983 / 84 учебного года в программы занятий стали включаться элементы теории выбора цели, опирающейся на анализ формируемого коллективными усилиями Фонда Целей.

Источник: https://vikent.ru/enc/131/

Источник: https://vikent.ru/enc/132/

 

Интеллектуальные умения и навыки по И.Л. Викентьеву[3]

Интеллектуальные умения и навыки – такие умения и навыки, которые позволяют творческой личности даже в неблагоприятных условиях:

- искренне понимать, что есть люди лучше тебя – это примиряет с миром… (совет дан И.А. Бродским);

- заставлять себя-любимого работать для получения результата достойного уровня (а не похвалы, вознаграждения и т.п. детских приятностей);

- уважать своих Предшественников и, как минимум, корректно ссылаться на их труды;

- фиксировать и нейтрализовать свои и чужие ошибки, вызванные инерцией мышления; 

- знать первоисточники «по теме» и не читать глупых авторов (их - большинство) в CМИ, книгах и Internet;

- перерабатывать значительный объём информации, выявлять в нём эмоции, ошибки и парадигмы уважаемых Авторов и делать обобщающие и небанальные выводы;

- не путать декларативные и процедурные знания;

- уметь оперировать как фактами, так и закономерностями из них;

- сравнивать различные варианты решения и выбирать оптимальный;

- прикидывать возможные риски;

- уметь доходчиво излагать свои взгляды устно и письменно; 

- постоянно учиться и иметь не менее 2-х моделей поведения. 

Источник: https://vikent.ru/enc/2993/

 

Сравнительная таблица успешных и неуспешных Слушателей[4]

Источник: https://vikent.ru/w7/

 

Парменид о «знании» и «мнении»[5]

Древнегреческий философ и политик. Своё мировоззрение он изложил в дидактической поэме «О природе», состоящей из двух основных частей: «Истины» (или учения о бытии) и «Мнения» (или учения о кажущемся мире). Считается, что именно Парменид из Элеи впервые в истории начал разделять «знание» и «мнение». Парменид первый сформулировал научный принцип: «Ничто не может возникнуть из ничего», которое позже было выражено по латыни: «Ex nilo nil». «Парменид впервые отчётливо сформулировал критерий реальности, указывая на то, что подлинная реальность, которую можно усмотреть «очами разума», инвариантна и извечно сохраняется, просвечиваясь через пелену наблюдаемых, непрестанно изменяющихся явлений. Эта мысль античного философа, принимая различные формы, приобрела ныне статус эпистемологического основоположения». Овчинников Н.Ф., Парменид - чудо античной мысли - и непреходящая идея инвариантов / Поиски понимания: избранные произведения по истории и философии науки, М., «Новый хронограф», 2016 г., с. 389. 

 

Источник: https://vikent.ru/author/617/

Свои взгляды Парменид изложил в поэме «О природе», дошедшей до нас в больших фрагментах. Здесь он разделяет «путь мнения» (в других переводах – «путь лжи), которому он противопоставляет «путь истины», открывающий новые горизонты для мышления. Иногда, при изложении взглядов Парменида используются греческие термины: докса (мнение) и алетейа (истина).  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.