Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание производственной практики, практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.



Содержание производственной практики, практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

В ходе практики студент должен познакомиться с системой организации обучения в ОО и принять участие в учебном процессе, организованном на базе ДНК.  При этом студент должен выполнить 4 вида работ:

1. Организационная работа:

а) знакомство со структурой ОО закрепленного класса и ДНК;

б) знакомство с должностными обязанностями и правами преподавателей ОО, правилами внутреннего распорядка ОО и ДНК, документами, регламентирующими учебный процесс, составления общей характеристики образовательного учреждения закрепленного класса;;

в) знакомство и изучение ООП в ОО закрепленного класса и   принципов ее составления;

г) составление индивидуального плана практики;

д) решение с кафедральным руководителем практики организационных вопросов по его реализации;

е) организацию и проведение занятий и других мероприятий, соответствующих учебному плану;

ж) организацию и проведение мероприятий обратной связи для выяснения мнений студентов о работе практиканта как преподавателя;

з) написание отчетных документов по педагогической практике.

 

Примерная схема составления общей характеристики

 Образовательной организации

1. Организационно-правовая форма образовательного учреждения.

2. Учредители образовательного учреждения.

3. Тип образовательного учреждения.

4. Формы получения образования.

5. Стратегические и тактические цели образовательного учреждения.

6. Миссия образовательного учреждения.

7. Порядок приема учащихся.

8. Качественный и количественный состав обучаемых (характеризуется количеством обучаемых на каждой ступени обучения и по каждому образовательному направлению педагогической деятельности). Порядок и основания для отчисления обучаемых. Данные по отчислению обучаемых и анализ причин отчисления.

9. Режим занятий учащихся.

10. Формы и порядок проведения аттестации учащихся. Система мониторинга качества образовательной и воспитательной деятельности, применяемая в образовательном учреждении.

11. Учебно-методическая база образовательного учреждения (общее описание оснащенности учебно-методической литературой, техническими средствами обучения, проблема обновления учебно-методической и материальной базой образовательного учреждения).

12. Качественные характеристики преподавательского состава (количество, структура /категории/, средний возраст, обеспеченность учебного процесса преподавательскими кадрами). Качественные характеристики преподавательского состава по профильным дисциплинам (технология и информатика).

13. Удельный вес в общей учебной нагрузке учащихся профильных дисциплин (технология и информатика).

14. Наличие методических объединений преподавателей. Характеристика методического объединения, в которое входят преподаватели профильных дисциплин (соответствие целей деятельности методического объединения стратегическим и текущим целям образовательного учреждения, анализ проблем, рассмотренных на заседаниях методического объединения в течение текущего учебного года; состав методического объединения: количество участников, представленность дисциплин).

15. Организация обучения по профильным дисциплинам:

· перечень дисциплин в соответствии с этапами обучения;

·  успешность, качественные характеристики образовательного процесса в области профильных дисциплин.

17. Система платных дополнительных образовательных услуг: структура, организационно-правовая форма, основные направления педагогической деятельности.

18. Стратегия и тактика маркетинговой деятельности образовательного учреждения. Оценка ее эффективности (описательная).

19. Система социальной защиты обучаемых и преподавателей в образовательном учреждении (уставная регламентация, реальное состояние и его аналитическая оценка, описание перспектив, предложения по улучшению).

20. Система взаимоотношений с родителями обучаемых или лицами, их представляющими. Анализ проблем во взаимоотношениях между этими участниками образовательного процесса и образовательным учреждением.

21. Наличие системы самоуправления в образовательном учреждении со стороны учащихся, ее характеристики, оценка эффективности.

2. Методическая работа:

 а) изучение методической литературы и ФГОС (внесенных изменений) ;

б) изучение утвержденных рабочих учебных программ по профильным дисциплинам;

в) подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями планируемых занятий;

г) самостоятельную разработку рабочей учебной программы (модуля) по дисциплине «технология»;

д) разработку на основе этой программы  планов-конспектов уроков для работы с  учениками в объеме, определяемом кафедральным руководителем практики, составление соответствующих планов уроков;

е) подготовку учебно-методических материалов для проведения занятий.

Примерная схема плана-конспекта урока

1. Конспект урока по _______________ в _______группе__________ .

2. Тема урока и дата его проведения.

3. Цели урока ( с указанием таксономии и формируемых компетенций).

4. Тип урока и его структура: урок изучения нового материала, урок формирования умений и навыков, комбинированный урок, урок проверки и оценки знаний, обобщенно-повторительный или другие типы урока.

5. Деятельность преподавателя и учащихся с учетом фактора времени и оснащения (см. ниже таблицу 2).

6. Краткий конспект новых знаний (научно обоснованный минимум знаний, умений, навыков, который является опорой для дальнейшего продвижения вперед).

7. Методические материалы (презентация, карточки, инструкционные карты и др.)

8. Дополнительная литература, рекомендуемая учащимся.

 Таблица 2.

Структура урока

Этап урока Время, мин. Деятельность преподавателя Деятельность учащихся Формируемые компетенции
           
           
           

 

В период прохождения научно-педагогической практики студент должен повышать собственную методическую компетентность и развивать дидактические навыки педагогической работы. Для этого он должен ознакомиться с основными документами, определяющими учебный процесс:

· с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования;

· рабочим учебным планом по основной образовательной программе обучения;

· рабочими учебными программами по профильным дисциплинам (модулям);

· расписанием уроков и занятий дополнительного образования (при наличии).

  Руководствуясь этими документами, практикант должен разработать авторский вариант рабочей программы  модуля курса, уроки по которому он предполагает вести в рамках педагогической практики.

При разработке содержания модуля практикант должен:

· познакомиться с научной, учебной и методической литературой по преподаваемому предмету;

· освоить различные формы, методы и методические приемы обучения, в том числе активные методы и технологии обучения;

· вспомнить требования к современному уроку «технология» ( содержание курса дистанционного обучения)

 

  С учетом этого практикант должен подготовить на высоком современном уровне ряд уроков и составить для них планы-конспекты с приложением учебно-методических материалов. Для оценки результатов методической деятельности необходимо представить в отчете ДВА плана-конспекта с приложением учебно-методических материалов.

     Помимо рабочей программы и планов-конспектов студент-практикант должен подготовить и использовать на практике учебно-методические материалы для проведения занятий: презентации, видеофильмы, учебно-методических пособия, кейсы, тесты проверки знаний, процедуры оценки личностных и деловых компетенций студентов, дидактические материалы для деловых игр, тренингов или др.

 

3. Учебная работа:

а) посещение практикантом занятий педагогов ДНК (в пятом семестре), осуществление их анализа (примерная схема анализа предлагается);

б) посещение занятий у своих сокурсников с последующим анализом и предложениями (шестой семестр);

б) самостоятельное проведение уроков по технологии в соответствии с расписанием уроков в закрепленной группе ( не менее 6-8, из них 2-зачетных).   (шестой семестр);

в) самоанализ проведенных занятий.

 По решению кафедрального руководителя или куратора практики количество занятий может быть увеличено для совершенствования навыков преподавания в случае, если первые занятия студентом проведены с серьезными ошибками и недочетами.      

Куратор практики должен присутствовать на контрольных занятиях и оценивать работу практиканта.

 Грубыми ошибками и недочетами, допущенными при проведении уроков, считаются:

1) отсутствие рабочей программы и планов-конспектов занятий;

2) отсутствие освещения важных вопросов по теме занятия;

3) отсутствие современных методов и приемов при организации деятельности и учащихся;

4) изложение материала, при котором основная тема осталась не раскрытой;

5) излишне конспективное изложение темы или ведение занятия под диктовку, по бумажке;

6) слишком быстрое изложение темы, когда занятие заканчивается раньше положенного времени; слишком медленное изложение темы, когда занятие заканчивается позже положенного времени;

7) не соответствие структуры урока заявленному типу урока;

8) не соблюдение этапов урока;

9) грубые фактические ошибки при изложении темы;

10) опора на устаревшие материалы, отсутствие современных точек зрения в изложении темы;

8) нарушение правил внутреннего распорядка ОО или этических норм.

 

Примерная схема анализа компонентов урока.

 I. Педагогическая оценка урока в связи с его конкретными целями и задачами:

1. Какими приемами цель урока была доведена до сознания учащихся?

2. Как создавалась положительная мотивация к уроку?

3. Принципы обучения, реализуемые на уроке (в отборе содержания, форм, методов).

4. Содержание изучаемого материала, его соответствие программе, логике учебного материала; использование межпредметных связей при изучении темы.

5. Тип урока ( урок открытия нового знания (ОНЗ), урок отработки умений и рефлексии (Р), урок построения системы знаний (С) , урок развивающего контроля (К), урок постановки учебной задачи, урок решения учебной задачи, урок моделирования и преобразования модели, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки и т.п ).   

6. Структура урока и ее педагогическая целесообразность (в соответствии с содержанием материала и познавательными возможностями учащегося), формы учебной работы учащихся, их обоснование.

7. Анализ применяемых методов и методических приемов обучения, их соответствие дидактическим задачам и уровню познавательных возможностей учащихся.

 II. Психологическая оценка содержания урока

1. Психологическое качество учебного материала (степень его доступности, наглядности, конкретности и обобщенности).

2. Активизацию каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этого материала (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения)?

3. Организация учебного материала (выделение главного, существенного, акцентирование внимания на нем, установление связей с ранее изученным и т.п.).

4. Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.

5. Как учитель делал новый материал доступным, понятным и интересным для восприятия учащихся данного возраста?

III. Управление познавательной деятельностью учащихся и ее проявлениями на уроке

1. Как учитель использовал психологические принципы организации внимания учащихся:

а) внешние приемы организации внимания: подчеркивание значимости деятельности, постановка конкретной задачи, внешний вид учителя, мимика и пантомимика, доброжелательный тон, ритм и темп урока, яркость и новизна наглядных пособий;

б) внутренние приемы организации внимания: эмоциональная насыщенность, образность речи учителя, последовательность и логичность изложения, содержательность информации.

Как этими приемами обеспечивалась устойчивость внимания учащихся на разных этапах урока, как организовывал учитель переключение внимания учащихся с одной деятельности на другую?

2. Организация восприятия и его характер:

а) создание установки на восприятие нового материала: состояние ожидания, готовность сознания к приему новой информации;

б) что является объектом восприятия учащихся: речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства? Качество материалов восприятия;

в) использование средств наглядности, их функции на уроке;

г) осмысленность восприятия материала.

3. Активизация памяти учащихся и ее развитие в ходе урока:

а) обращение учителя к памяти учеников. С какой целью активизировалась память учащихся на разных этапах урока? 

 б) какие виды памяти имели место на уроке: наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непроизвольная, произвольная, механическая, смысловая?

в) какие приемы лучшего запоминания нового материала использовались на уроке: постановка цели запоминания, логическая обработка материала, включение в деятельность, закрепление, повторение?

4. Активизация мыслительной деятельности учащихся:

а) как учитель формировал понятия у учащихся : индуктивным или дедуктивным путем? Как при этом использовались наглядные пособия?

б) активизация самостоятельного творческого мышления учащихся. Была ли проблемная направленность построения урока; проблемные ситуации и пути их создания?

в) опирался ли учитель на коллективное мышление класса единой смысловой системой вопросов, привлекая внимание класса к ответам опрашиваемых?

5. Активизация воображения:

а) использование учителем воссоздающего и творческого воображения учащихся на уроке.

6. Воспитание эмоций и чувств:

а) настроение учащихся на уроке, причины;

б) влияние учителя на эмоциональный тон в классе.

IV. Организация учителем обратной связи

1. На каких этапах урока учитель обращался к учащимся и с какой целью?

2. Способы выявления уровня знаний учащихся на уроке.

3. Как воспринимали учащиеся оценки и комментарии к ним?

4. Влиял ли характер ответов учащихся на дальнейшие действия и слова учителя, т.е. как перестраивалась его деятельность в зависимости от обратной связи?

5. Анализ задания на дом: его целевая установка, характер, индивидуализация.

V. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке

1. Воспитательное воздействие личности учителя: его внешности, речи, манер, характера общения с учащимися. Педагогический такт. Отношение учеников к учителю. Эмоциональный климат урока.

2. Требования учителя и их значение для формирования волевых, нравственных качеств личности учеников. Отношение учащихся к этим требованиям. Поведение учителя в случаях нарушения дисциплины.

3. Умение мотивировать поставленную оценку.

VI. Результаты урока

Достигнуты ли цели и задачи урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом? Содействовал ли урок развитию познавательных интересов, общему развитию личности учащихся?

 

Для оценки эффективности собственной педагогической деятельности практикант должен получить обратную связь от учащихся. Для этого он должен:

а) оценить уровень их знаний по разобранным темам;

б) выяснить их мнение о качестве своего преподавания.

Документы обратной связи статистически обрабатываются и используются для самоанализа профессиональной деятельности практиканта.

Документальные подтверждения обратной связи, а именно заполненные бланки тестов проверки знаний должны сохраняться до подведения итогов практики и выставления оценок.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.