Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика выполнения задания. Задание 1. Задание 2. Задание 3. Задание 4. Справочная информация



Методика выполнения задания

Задание 1

Ответьте на следующие вопросы

1) Что такое феодализм? В чем состояли причины его зарождения?

2) Каковы причины возникновения городов?

3) Как города боролись со своими сеньорами? Каковы были результаты этой борьбы?

4) Сформулируйте определения следующих понятий: вассал, сеньор, феодал.

 

Задание 2

Заполните таблицу «Сословия»

Сословия Состав (Кто входил в сословия) Права и обязанности
     

 

Задание 3

Составьте схему «Феодальная лестница в Средневековой Европе». Начало схемы может быть таким:

Король или император

 

 

Задание 4

Ответьте на вопрос:

- Какую роль играли города в истории средневековой Европы?

Справочная информация

1. Что такое феодализм.

Зрелое Средневековье в Европе (ко­нец IX в. — конец XIII в.) явилось временем расцвета феода­лизма. Слово «феодализм» происходит от слова «феод» — на­следственное земельное владение за службу. Феод после смерти владельца на­следовал старший сын.

К X — XI вв. почти вся земля в Европе оказалась поделен­ной на феоды. Человек, получавший феод, был вассалом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, яв­лялся сеньором (старшим). Сеньор, наделяя вассала землей, помогал ему, защищал от врагов. Вассал по призыву сеньора становился в ряды его вой­ска. Военная служба была для вассала обяза­тельной в течение сорока дней в году. За остальные дни, про­веденные в седле, он получал от сеньора особую плату. В опре­деленных случаях вассал также дарил подарки сеньору, вы­купал его из плена и т.д.

И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей своего феода. В то время так и говорили: «Нет земли без се­ньора». Все феодалы фактически были независимыми прави­телями в своих владениях. Однако между ними все же сохра­нялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь принято изображать в виде так называе­мой феодальной лестницы. На ее верхней ступени нахо­дился король или император — верховный владелец всех зе­мель и верховный сеньор в государстве. Король раздавал зем­ли своим вассалам — князьям, герцогам, графам. Те, в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, гер­цогств и графств собственным вассалам — баронам. У баро­нов тоже были вассалы — рыцари. В качестве феода рыцари получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень феодальной лестницы.

Существовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что вассал служил только своему не­посредственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцога, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была слабой.

2. Три сословия феодального общества.

В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а не­которые рыцари иногда были очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми. Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за на­рушение законов.

В сословие работающих вошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую зем­лю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы кре­стьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Другую категорию представляли феодально-зависимые крестьяне. Они считались прикрепленными к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности зависи­мых крестьян (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора, их продавали и покупали вместе с землей.

Для содержания духовенства с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина).

Помимо воюющих и работающих имелось сословие моля­щихся. В отличие от воюющих и работающих духовенство было открытым сословием. Это означает, что священниками мог­ли стать выходцы из двух других сословий. Его считали главным. Считалось, что феодал или кре­стьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же лю­дей постоянно искушает дьявол. Только христианская цер­ковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем Божественные законы, связать человека с Богом, защи­тить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Все­вышним. Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники крестили детей, венчали ново­брачных, принимали исповедь кающихся и отпускали грехи, причащали умирающих. В непосредственном вла­дении Церкви находились немалые земли.

3. Феномен средневекового города.

В Средние века подавля­ющая часть населения жила в сельской местности. Во время Великого переселения народов многие города были уничто­жены. В оставшихся городах-крепостях жили короли, герцо­ги, епископы с приближенными и слугами. Горожане зани­мались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда и внутри него.

Примерно с X в. происходят большие перемены, так как главным занятием жителей городов становятся ремес­ло и торговля. Горожане к тому времени отличались от крестьян не толь­ко родом занятий. Они обладали особыми правами и обязан­ностями, носили особую одежду и т.д. Таким образом, сословие работающих разделилось на крестьян и горо­жан.

Развивалось общество, росло населе­ние, росли его потребности. Феодалы все больше нужда­лись в вещах, которые привозили купцы из Византии и вос­точных стран.

Первые города нового типа сложились как поселения куп­цов, торговавших с далекими странами. Появились места обмена товарами — ярмарки (ежегодные рынки).

Купцы имелись во всех городах, но в большинстве из них основным занятием жителей, как уже указы­валось, была не торговля, а ремес­ло. Первоначально ремесленники жили в деревнях и замках феода­лов. Однако прокормиться ремес­лом в сельской местности сложно. Мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало натуральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились переселиться в районы ярмарок, перекрест­ки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких ме­стах обычно находился замок феодала или монастырь. Ремес­ленники строили вокруг них свои жилища, позже такие по­селения нередко превращались в города.

Феодалы были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры ино­гда сами свозили в одно место ремесленников из своего фе­ода, да еще сманивали их у соседей, но основная часть жи­телей селилась в городах самостоятельно. Нередко крепост­ные ремесленники и крестьяне бежали в города от своих сеньоров.

4. Города и сеньоры.

Так как города возникали на земле фео­далов, многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Пе­реселенцы из деревень приносили в города привычки жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопросов городского управления, выбирали гла­ву города (мэра или бургомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.

Люди одной профессии обычно селились вместе, ходили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создава­ли свои союзы — ремесленные цехи и торговые гиль­дии. Цехи следили за качеством ремесленных изделий, уста­навливали порядок работы в мастерских, охраняли имуще­ство своих членов, боролись с конкурентами в лице нецехо­вых ремесленников, крестьян и т.д. Для защиты своих ин­тересов цехи и гильдии стремились участвовать в управле­нии городом.

По мере роста прибыли горожан феодалы увеличивали по­боры. Городские общины — коммуны — со временем начи­нали сопротивляться таким действиям. Некоторые сеньоры за выкуп расширяли права городских жителей. Однако в по­давляющем большинстве случаев развертывалась борьба меж­ду феодалами и коммунами. Исход борьбы зависел от соот­ношения сил. Со временем почти всюду горожане освободились от власти феода­лов и стали свободными людьми.

5. Противоречия внутри городских общин.

В борьбе против сеньоров все горожане были едины. Однако ведущее положе­ние в городах занимали крупные купцы, владельцы город­ской земли и домов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и крепко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли уча­ствовать в выборах мэра и членов городского совета. В неко­торых городах один голос богача равнялся нескольким голо­сам простых горожан.

При распределении податей, при наборе в ополчение па­трициат действовал в своих интересах. Такое положение вы­зывало сопротивление остальных горожан. Особенно недовольны были ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более справедливые законы, выбирали пра­вителей из своей среды.

6. Цеховые организации.

Основным органом цехового управ­ления было собрание членов цеха, на котором присутствова­ли только самостоятельные члены цеха — мастера. Мастера были собственниками орудий труда, самой мастерской.

По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно работать в одиночку. Так появились ученики, потом подмас­терья. Ученик давал клятву не покидать мастера до оконча­ния обучения; мастер же обязывался обучать его честно сво­ему ремеслу и полностью содержать. Положение учеников было, как правило, нелегким: их заваливали работой, дер­жали впроголодь, били за малейшую провинность.

Со временем ученик становился помощником мастера — подмастерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправным работником. Чтобы стать мастером, подма­стерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усовершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключавшийся в изготовлении образ­цового произведения (шедевра).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.