Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методы социального познания



Методы социального познания

I     Анализ документов - позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, письмах

II    Контент-анализ - анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.  Активно применяется в исследованиях средств массовой информации, при изучении рекламных и пропагандистских материалов с помощью ряда приёмов (метод Q – сортировка, шкалирование методом парного сравнения)

III  Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению

  1. анкетирование

ü индивидуальное

ü групповое (за короткое время можно опросить значительное число людей)

 

ü очное

ü заочное (почтовый опрос; опрос через газету, журнал, факсовый опрос - респондентами выступают руководители предприятий и учреждений или круг респондентов расширен за счет опроса руководителями тех лиц, которые определены организаторами опроса)

 

Оно целесообразно в двух случаях:

ü когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,

ü респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

 

  1. интервьюирование

       по проведения:

ü прямое

ü опосредованное (по телефону)

            от источника (носителя) информации:

ü массовые (респонденты - представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа)

ü специализированные или экспертные (эксперты - компетентные лица, профессионалы)

   3.        телевизионный экспресс-опрос - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного.
Техника этого метода предполагает:

1. формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса;
2. мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос в форме либо "да", либо "нет";
3. просьбу к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 мин);
4. оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло;
комментирование полученных результатов.

 

 

Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:

ü вопросов без ответов при нем практически не бывает;

ü неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

ü имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

ü получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой

IV  Социологическое наблюдение

Формы и приемы фиксации:

ü бланк

ü дневник наблюдения

ü фото-, теле- или киноаппарат

 

             Особенность наблюдения

ü могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп)

ü применяется при изучении степени активности населения на собраниях, митингах

применяется при изучении интереса слушателей, поведения участников массовых общественно-политических мероприятий

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.