|
|||
Методы социального познания ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Методы социального познания I Анализ документов - позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, письмах II Контент-анализ - анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. Активно применяется в исследованиях средств массовой информации, при изучении рекламных и пропагандистских материалов с помощью ряда приёмов (метод Q – сортировка, шкалирование методом парного сравнения) III Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению
ü индивидуальное ü групповое (за короткое время можно опросить значительное число людей)
ü очное ü заочное (почтовый опрос; опрос через газету, журнал, факсовый опрос - респондентами выступают руководители предприятий и учреждений или круг респондентов расширен за счет опроса руководителями тех лиц, которые определены организаторами опроса)
Оно целесообразно в двух случаях: ü когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, ü респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
по проведения: ü прямое ü опосредованное (по телефону) от источника (носителя) информации: ü массовые (респонденты - представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа) ü специализированные или экспертные (эксперты - компетентные лица, профессионалы) 3. телевизионный экспресс-опрос - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного. 1. формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса;
Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях: ü вопросов без ответов при нем практически не бывает; ü неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены; ü имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций; ü получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой IV Социологическое наблюдение Формы и приемы фиксации: ü бланк ü дневник наблюдения ü фото-, теле- или киноаппарат
Особенность наблюдения ü могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп) ü применяется при изучении степени активности населения на собраниях, митингах применяется при изучении интереса слушателей, поведения участников массовых общественно-политических мероприятий
|
|||
|