|
|||
Лабораторная работа №5. Определение коэффициентов сил. трения каченияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Министерство образования Российской Федерации Тверской государственный университет Кафедра общей физики Лаборатория механики
Лабораторная работа №5
Определение коэффициентов сил трения качения
Тверь
Трение качения обусловлено взаимной деформацией тел, которая нессиметрична относительно катящегося тела (цилиндр, колесо ). Реак-ция опоры (почва, рельсы ) поэтому несколько смещена ( см. рис. 1 ) вперед по направлению движения цилиндра и не проходит через его ось. Это приводит к появлению момента реакции опоры относительно оси вращения, момента силы трения качения :
(1) где k—плечо силы коэффициент трения качения, имеющий раз-мерность длины, N—нормальная составляющая реакция опоры равная весу P цилиндра. В технике пользуются обычно величиной силы, необходимой для перекатывания колеса и приложенной к его оси : , (1а) где R – радиус колеса, Р – его вес. В ряде случаев наличие силы сопротивления перекатыванию объясняют неполной упругостью материала тел, упругим гистерезисом. Теоретическое рассмотрение процесса перекатывания с учетом величин, характеризующих материал тел, скорости их движения, давления на них, приводит к сложным выражениям для величины этой силы. Зависимость от радиуса колеса и нагрузки на него в этом случае получается более сложной, что объясняют относительным скольжением деформированных поверхностей тел, к чему и сводят, в основном, силу сопротивления перекатыванию. В отдельных случаях наличие этой силы объясняют молекулярным сцеплением. Уравнения (1) и (1а) следует рассматривать как первые приближения, удобные по причине их простоты, для определения искомой величины в каждом конкретном случае. Полной теории, учитывающей все процессы, сопровождающие перекатывание тел, в настоящее время не существует.
|
|||
|