Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА



КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА

 

Китай

Китайский народ создал особый тип культуры, в котором этика и государственное управление всегда играли более значительную роль, чем религия и индивидуальные поиски спасения. Любой китаец всегда знал, каков эталон высшей добродетели, и в той или иной мере стремился ему подражать. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с этической нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия, а ритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры.

Как сказано в авторитетной для китайцев книге "Цзо чжуань" "ритуал основан на постоянстве движения неба, порядке явлений на земле и поведении народа; ритуал - это устои в отношениях верхов и низов, основа и утoк неба и земли. Он дает жизнь народу".

Религия в этой культуре была лишена личностного начала, в роли божества выступало холодное, надмировое небо, которому был безразличен индивидуальный человек. Высшим сословием были не жрецы, а чиновники, обладавшие чрезвычайно высоким уровнем образования и являвшиеся не только чиновниками, но и учеными. В Китае не было жречества как особого социального института, и религиозные действия производились главами семейств, чиновниками, царьками, царями - ванами. Вся земля считалась царской. В древнекитайской "Книге песен" говорилось: Широко кругом простирается небо вдали, но нету под небом ни пяди нецарской земли".

 

Один из мифов о сотворении мира из хаоса рассказывает о сверхестественном человеке по имени Пань-гу, зародившемся внутри космического яйца - естественного порождения хаоса. Оказавшись в первобытном мраке Пань-гу раскалывает его на небо и землю и поднимает первое над последней. Части мироздания возникают из частей тела умершего Пань-гу: ветер и облака - из вздоха, гром - из голоса, Солнце - из левого глаза, Луна - из правого, четыре стороны света - из туловища с руками и ногами, реки - из крови, дороги - из жил, почва - из плоти, созвездия из волос на голове и усов, травы, цветы и деревья - из кожи и волос на теле, металлы и

 

камни - из зубов и костей, дождь и роса - из пота, молния - из блеска глаз. А из ползавших по телу Пань-гу паразитов произошли люди, и ветер их развеял повсюду".

 

С древнейших времен в религии Китая на первую роль выдвинулся первопредок, легендарный родоначальник китайского народа - Шанди, его основной функцией как первопредка была забота о благосостоянии своего народа. Следствием такого развития событий стал рост прагматизма в культура Китая и культ предков. В дальнейшем роль верховного божества перешла к Небу, которое воспринималось как отец правителя и радетель об интересах правителя, задачей которого стало перенесение забот Неба на всех подданных. Функцией божества стало воздаяние за добродетельную или недостойную жизнь.

Небо - структура чрезвычайно упорядоченная, движение звезд и планет по нему подчинено строгим законам. Основными добродетелями в рамках данной культурной парадигмы оказались законопослушание, следование предначертанному пути. Правитель Китая нес ответственность перед Небом за весь народ, а сам должен был обладать добродетелями в абсолютной мере, в противном случае он терял право представлять собою на-род Поднебесной.Человеческое и божественное находилось в неразрывном единстве, разве что они поменялись местами. Боги как бы спустились на землю и стали судьями, выносящими моральный приговор, а человек вознесся над природным миром.

В китайской культуре религия превратилась в этику, а человек заслонил собою богов. Акцент на моральной и совершенно беспристрастной воле Неба породил представление о народе как глашатае воли Неба, и заботы о благе народа стали основной нравственной задачей. Космически санкционированный коллективизм исключил из китайской культуры ценности индивидуализма и стремление к развитию личностного начала в человеке.

Гармоничность мира природы.

ЕДИНСТВОпротивоположностей. Ян и Инь.

Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться природе, не мешать осуществлению гармонии.

В основе культуры Китая лежит философско-религиозная триада - даосизм, конфуцианство, буддизм.

 

Творцом даосизма считается Лао-цзы, "Старый мудрец". Основное понятие его системы - Дао (путь). "Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует Дао, а Дао следует естественности".

 

Дао - это нечто всеобъемлющее, оно заполняет собою все пространство, стоит надо всем и царит во всем. Оно соединяет человека и мир, убирает ограниченность, одномерность человеческого сознания. Слушающий Дао не имеет привычки видеть лишь одну сторону вещи, у него не линейное восприятие, а объемное, фиксирующее изменения. Вещь временна, процесс ее изменений постоянен, поэтому акцент в Дао не на том, что есть, а на том, чего нет, что пребывает в покое, но порождает жизнь.

Этический идеал даосов - совершенномудрый (шэньжень), он подобен самому Дао. Его главное качество - победоносное недеяние, он "осуществляет недеяние". Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем, он ни во что не вмешивается, он не мешает Дао. Поэтому "лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует". Ведь "когда правительство спокойно, народ остается простодушным. Когда правительство деятельно - народ несчастен".

 

Второе начало китайской культуры - конфуцианство. Основатель -Кун Фу-цзы (учитель Кун). Родился около 551 г. до н.э. и прожил до 479 г. до н.э.

Культ прошлого.

Этика опирается на такие понятия как взаимность, золотая середина и человеколюбие, составляющие в целом правильный путь (дао), которому должен следовать всякий, кто желает жить в согласии с самим собой, с другими людьми и с самим мирозданием, а значит жить счастливо.

 

Одним из влиятельных течений китайской общественной мысли был школа "фа-цзя", школа закона. Китайские легисты противопоставили конфуцианской этике ритуала закон (фа) и целиком отказались от методов убеждения, то есть от нравственного принуждения, положившись на правовое принуждение и наказание.

Совесть они заменили страхом. Доброта и человеколюбие - мать проступков, истинная добродетель ведет свое происхождение от наказания. Предлагалось жестоко карать за малые преступления, тогда большим неоткуда будет взяться.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.