Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эстетика постмодернизма



Эстетика постмодернизма

Постмодернизм возник на развалах утраченных идеалов первой половины XX века. Если человек модернистской эпохи еще нуждался в идеале, в идее, которую можно было бы поставить в центр и упорядочить мир, то человек постмодернисткой эпохи, обжегшийся на идеях «светлого тоталитарного будущего», отказывается от идеала вовсе. Если человек начала XX века, только что «заброшенный в бытие» утверждениями Ницше и Хайдеггера, начинает ощущать, что только он сам отвечает за свое бытие (не бог), то человек середины века, переживший Вторую мировую, уже не уверен в этом. Он растерян: он уже не может доверять богу, он уже не доверяет государству.

В своей основе постмодернизм антитоталитарен. Жан-Франсуа Лиотар отмечает: «Определяющим для постмодернизма является не только то, что больше нет мифов единства, то и то, что их потеря не вызывает сожаления»[4]. Ценность человека фактом его эмпирического существования, и постмодернисты не считают себя вправе предъявлять ему дальнейшие культурные требования. 

Важно и то, что искусство модернизма, заигравшееся в дегуманизацию и оторвавшееся от реальности, превратилось к середине века в «чистое искусство», в «искусство для искусства». И показательной, можно сказать, переломной в этом контексте стала книга Германа Гессе «Игра в бисер», которая впервые поставила вопрос о служении искусства людям.

Разница между модернизмом и постмодернизмом была отчетливо уловлена в таблице американского теоретика литературы и культуры Ихаба Хассана:

модернизм постмодернизм
Форма (конъюнктивная, закрытая) Антиформа (дизъюнктивная, открытая)
Цель, намерение Игра
Иерархия Анархия
Мастерство/логос Исчерпанность/молчание
Произведение искусства/завершенная работа Процесс/перфоманс/хэппенинг
Дистанция Участие
Созидание/порождение целостности/синтез Деструкция/деконструкция/антисинтез
Центрирование Дисперсия
Жанр/границы Текст/интертекст
Парадигма синтагма
Метафора метонимия
Отбор Комбинация
Обозначаемое Обозначающий (субъект)
Код мастерства Индивидуальные особенности
Метафизика Ирония
Определённость Неопределённость
Трансцендентность Имманентность

 

Теперь рассмотрим основные черты постмодернизма:

1. Преодоление барьера между искусством и широкой публикой. Поворот к демократическому искусству.Постмодернистское искусство уходит от элитарности и дегуманизации, которые были основными чертами модернизма. Один из главных художников-постмодернистов, поп-артист Энди Уорхол буквально вернул искусству его народность. В его работах основное место занимают главные народные символы времени – банка Coca Cola или супа Campbell's, знак доллара, лица поп-идолов – Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Жаклин Кеннеди. «Кока Колу» пьют все: поп-звезды, видные политики и даже бомжи, получается, что именно этот напиток становится объединяющим фактором, а не какая-то политическая идея, которыми была наполнена первая половина XX века. «Кока Кола» - вот главный демократический продукт и символ. Что важно: Энди Уорхол, используя символы поп-культуры, снова возвращает их в поп-культуру уже в своих работах, еще больше тиражирует их. Например, футболка с изображением банки «Кока Колы» уже не так популярна, как с изображением банки «Колы» Энди Уорхола.

2. Элитаризм.В этом кроется уникальный парадокс постмодернизма: одновременно приближаясь к народу, отвергая дегуманизацию, постмодернизм оставляет за собой право быть элитарным искусством. Лучше всего этот тезис воплощается в своеобразном «двойном кодировании», о котором писал теоретик постмодернистской архитектуры Ч. Дженкс в книге «Язык архитектуры постмодерна» (1977). Один язык постмодернизма обращен к «ангажированному меньшинству» знатоков, другой – к обычным людям, к большинству. Даже работы Уорхола могут иметь двойное прочтение: первое как символ поп-культуры, воспевание общества потребления, второе, элитарное значение, во-первых, заключается в приемах развития самого языка искусства, во-вторых, в том, что та же бутылка «Кока колы» когда-нибудь исчезнет, превратится в прах и тлен. В итоге, его поп-арт, из воспевающего поколение потребления, превращается в искусство бренности бытия.

 

Другой пример можно найти в литературе, в частности в книгах Хулио Кортасара и Милорада Павича. В «Игре в классику» Кортасар делает различие между двумя видами читателей: читатель-самка, который лишь потребляет текст, и читателя активного, который может не только думать над прочитанным, но и вместе создавать текст вместе с автором. Первое – удел всей массы читателей, второе – круга избранных. Та же идея пронизывает и «Имя Розы» Умберто Эко: рядовой читатель воспримет эту книги как детектив в исторических декорациях, узкая аудитория – как философско-культурное размышление о современном мировоззрении, о месте литературы и религии в обществе и так далее.

 

3. Подражание традиции, игра с ней. Постмодернисткое искусство в отличие от модернистского не набрасывается на старые каноны, наоборот, одной из главных черт постмодернизма становится своеобразное желание вписаться в контекст истории. Но на деле этот принцип принимает довольно гротескные черты: подражание традиции несерьезно, и выражается скорее в простом формальном подражании, нежели в содержательном. И реализуется этот прием при помощи пародии, цитирования, комментирования, имитации. В итоге получается не следование традиции, а глобальная игра с ней. Так, один из главных романов литературы постмодернизма «Имя Розы» Умберто Эко частично подражает средневековым трактам и рассказывает историю, якобы произошедшую в Средние века, при этом это подражание не идет дальше имитации, так как содержание «Имени розы» гораздо ближе к современной реальности, чем к жизни средневековых монастырей.

Другой пример – скульптуры современного британского художника Марка Куина. Куин создает свои работы четко следуя канонам древнегреческой скульптуры, но его героями становятся не красивые, идеальные боги и герои, а, например, беременная безрукая и почти безногая художница Элиссон Лэппер, или пара порно-актеров, которые сделали пластические операции и поменялись гениталиями, или топ-модель Кейт Мосс, занимающаяся йогой. Идеальные, традиционные пропорции сталкиваются либо с уродством, либо с отклонениями, либо с поп-образами современной красоты.

Что здесь особенно важно: традиция, становясь объектом формального подражания, снижается. В итоге, стирается граница между сакральным (его больше нет) и профанным, творческим и бытовым, низким и высоким. В центре, где обычно находится объект поклонения художников (бог, человек, идея), не остается вообще ничего. А если нет центра, значит, нет и точки отсчета, нельзя и выстроить стройную систему координат, относительно которой легко определить, что хорошо и что плохо, что высокого и что низко. Стройной картины мира быть не может, мир отображается как хаос. Искусство становится центробежным. И от этого возникает еще один принцип постмодернизма:

 

4. Фрагментарность.Фрагментарность близка интертекстуальности и гипертекста: художники-постмодернисты берут какие-то фрагменты высокой, традиционной культуры и лишают их изначального контекста, а вместе с тем и смысла, создавая фрагментарное произведение.

Так, гипертекст - это представление информации, как связанной сети гнезд, в которой читатели свободны прокладывать путь нелинейным образом. Классический пример печатного гипертекста – «Хазарский словарь» Милорада Павича. Гипертекст выражается в идее нелинейности книги. Как писал один из философов постмодернизма Жак Деррида, книга, построенная нелинейно подрывает тотальность, которую несет книга традиционного типа.

Интертекстуальность (термин введен Юлией Кристевой в1967 году) означает размывание границ текста, в результате которого он лишается закрытости и законченности, при этом происходит деперсонализация автора. Еще одна важная особенность гипер- и интер-текста – это постоянное цитирование, о котором уже было сказано в предыдущем пункте.

При этом интертекстуальность и гипертекстуальность – это следствие гиперреальности (Термин Жана Бодрийара), которую представляет собой современный мир. Образ хаотического, сверхсложного мира – отправной момент современной культуры; постмодернизм – это изображение мира, в котором нет знания, в котором нет центра, в котором нет тотальной картины мира.

В современном искусстве фрагментарность выражается в использовании техники коллажа. Таков цикл работ Ричарда Гамильтона, посвященный Америке, и в частности одна из первых работ поп-арта «Что же делает наши дома такими разными, такими привлекательными?» (1956).

 

5. Стилистический эклектизм.В этом также проявляется отсутствие центра и фрагментарность постмодернизма. Нет господствующего стиля или направления в искусстве: все сосуществует рядом, все одинаково ценится, нет такого направления в искусстве, которое могло бы стать более привилегированным, чем другое. Медиа-арт, сайнс-арт, видео-арт, живопись, скульптура, инсталляции, фотография, перформансы, акционизм сосуществуют вместе, образуя огромное количество технических, стилевых направлений.  Иногда на авансцену выходит то или иное направление и, получив свои 15 минут славы, снова уходит в огромную массу стилистического эклектизма.  Искусство постмодернизма отвергает канон, но не так, как это происходило в модернизме. Отвергая канон, постмодернисты не предлагают на его место свою идею. Отвержение канона становится попыткой отобразить многообразие мира, который человек постмодернистской эпохи воспринимает как бесконечный поток неструктурированной информации, другими словами – как информационный хаос. В таком мире не может быть главенствующего искусства или стиля, важным становится именно плюрализм. «Все языки и все коды,- сказал Михаил Эпштейн, - все философские школы и все художественные направления теперь становятся знаками культурного сверхъязыка, своего рода клавишами, на которых разыгрываются новые полифонические произведения человеческого духа»[5]. При этом, заимствованные и собственные идеи сливаются, и их уже невозможно отделить друг от друга.

6. Ирония.  Ирония пронизывает многие произведения постмодернизма. «Постмодернизм –ответ модерну, - говорил Умберто Эко. – Если прошлое нельзя уничтожить, что попытался сделать модерн, то его нужно иронически переосмыслить». Фактически главный источник иронии, которой пропитаны многие постмодернистские произведения, кроется в цитировании старых образцов искусств, одновременно лишающее их смысла и наполняющее иронией.

Это специфическое свойство постмодерной пародии получило название "пастиш" (от итальянского pasticcio -опера, составленная из отрывков других опер, смесь, попурри, стилизация). На первых этапах осмысления практики постмодернизма пастиш трактовался либо как специфическая форма пародии, либо как автопародия. Один из теоретиков постмодернизма И. Хассан определил самопародию как характерное средство, при помощи которого писатель-постмодернист пытается сражаться с "лживым по своей природе языком", и, будучи "радикальным скептиком", находит феноменальный мир бессмысленным и лишенным всякого основания. Поэтому постмодернист, "предлагая нам имитацию романа его автором, в свою очередь имитирующим роль автора,... пародирует сам себя в акте пародии". [6] В этом смысле ирония близка к нонконформизму.

В качестве примера можно назвать уже упомянутые выше скульптуры Марка Куина, в котором иронически сочетаются традиции античной скульптуры и современные медийные образы. Другой пример – многочисленные интерпретации «Джоконды» Леонардо да Винчи: дюшановская «L.H.O.O.Q” (1919), Энди Уорхола (1963), Роя Лихтенштайна или скульптора Фабио Виале («Джоконда» из пенопласта, 2009).

                               

Таким образом, постмодернизм – это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. постмодернизм не относится к области философии или истории, не связан с идеологией, не ищет и не утверждает никаких истин. Постмодернизм расценивается как реакция на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру, как полицентричное состояние этико-эстетической парадигмы. Онтологическое постмодернизма лежит за пределами искусства. Это кризис метафизического мышления, распад картины мира. Но за состоянием творческого брожения угадывается подспудная энергия, которой уготовано средствами искусства выразить облик человека XXI века.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.