Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛ.ДЕТЬ. КР.СИТЬ. ГЛ.ЗНОЙ. БУКВЫ Ы-И



1.doc

ВВЕДЕНИЕ

На любом этапе логопедической работы решаются задачи орга­низации деятельности детей, расширения объёма всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грамматического строя речи.

Данная рабочая тетрадь начинает работу на фонетическом уров­не. Она направлена на формирование фонематического восприя­тия, т. е. дифференциацию фонем, имеющих сходные характерис­тики.

Задания для тренировки в позиционном анализе звуков в соста­ве слов органично сочетаются с упражнениями в дифференциа­ции смешиваемых звуков. В целом можно это представить следую­щим образом: с одной стороны, дифференциация проходит через все виды речевой деятельности — слушание, говорение, чтение, пись­мо, а с другой стороны, последовательно проходит через все типы упражнений (от ознакомительных до контрольных).

Фонематическое представление формируется у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Поэтому с первых занятий привлекается вни­мание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым* приучить детей оцени­вать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, сло­гов, связывая эти ощущения с акустическими раздражителями.

Каждую фонетическую тему я постаралась связать с грамматическими. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи, наблюдают чередование согласных в корнях, тренируются в образовании различных форм слова и т. п.

Предпосылкой успеха является создание благоприятных усло­вий для работы по дифференциации фонем: необходимо вызвать интерес у детей. Для этого используем игру, рисование, художе­ственное слово и другие средства, возбуждающие познавательную активность ребёнка и позволяющие избежать быстрого утомления.

Используя данную тетрадь, вы сможете разнообразить свою работу такими приёмами, как называние и подписывание карти­нок, дорисовывание и раскрашивание различных предметов, договаривание слов, составление словосочетаний и предложений, от­гадывание загадок, ребусов и кроссвордов, разучивание потешек, чистоговорок и стихотворений, работу со связным текстом, различ­ные упражнения по звуко-буквенному анализу и другие.

В данной тетради, как и в конспектах занятий, я использую символы, схемы и определённые обозначения, новые и ставшие уже традиционными, с которыми хочется вас познакомить перед началом работы, а известные — напомнить.

Звонкий согласный звук в зависимости от цвета обозначает твёрдый согласный — синий колокольчик,

либо мягкий звонкий согласный — зелёный колокольчик


З

С
На письме это квадрат. Например: зуб, бег.

Г лухой согласный звук на письме мы обозначаем пустым кружком Например: сом, тень.

Г ласные мы обозначаем традиционно кружком, но и здесь есть свои поправки: гласные 1-го ряда - пустой кружок ,

гласные 2-го ряда - закрашенный кружок


- схема места звука в слове, где каждая клеточка - положение определённого звука в слове: начало, середина и конец.

Различные геометрические фигуры используются для обозначения шипящих и свистящих, аффрикат и сонорных, если невозможно использовать для дифферециации «звонки» или «наушники».

Например: при дифференциации <с> — <ш> оба звука глухие, твёрдые и согласные, значит требуют других символов для диффе­ренциации (можно здесь использовать такие символы — по по­ложению языка).

Слоговые схемы (деление на 2-3 ... слога).


Все представленные задания тесно связаны с планами группо­вых занятий.

Здесь соблюдается принцип поэтапности и последовательнос­ти.

Данные задания предназначены для работы по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания, артикуляторно-акустической дисграфии, обусловленной наруше­нием языкового анализа и синтеза.
БУКВЫ А-Я

1. Запомни образование буквы Я.


2. Соедини картинку с буквой (сделай подписи к картинкам).

А Я

3. Закончи слово, добавив слог с буквой А или Я. Обозначь твёрдые, мягкие согласные.

Образец: бас — басня.

ня... дя... пи... Ва... соба... по...

ро... О ... ска... све... чаш... На...
4. Исправь ошибки.

лошядь, зямок,теятр ламка, зимя, тетрядь, глязок, рядом.
5. Собери БУСИНКИ и получишь слова. Запиши их.

6. Прочти волшебное послание. Подбери к слову из первого столбика определение из второго. Запиши полученные пары слов.

Змея новая

Доска красный

Щека сочная

Мяч тяжелая

Ягода холодная

Лапа серая

Погода пасмурная

Образец: погода пасмурная => пасмурная погода.
7. Вспомни и запиши по порядку месяцы года, которые соответствуют изображённому времени года, обозначь буквы

А—Я и твёрдые—мягкие согласные.

_______________________________________

_______________________________________

8. Отнеси яблоко и грушу на своё место. Где яблоко, где груша?


СЛ.КОТЬ

К.ТОК

Л.ПК.

ГЛ.ДЕТЬ

КР.СИТЬ

Т.НУТЬ

Т.ЩИТЬ

ГЛ.ЗНОЙ



9. Вставь буквы А—Я в предложения и обозначь согласные перед ними.
1) Ирин*, *н* и Т*н* игр*ли в пр*тки.

2) Кол* р*д, что поп*л в первый р*д.
10. Расставь слова по порядку. Запиши предложения. Выдели

твёрдые-мягкие согласные перед А-Я, Если составишь верно, то получится фигура, запиши её название.
а)

б) шары

11. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай название рассказу. Запиши получившийся рассказ и его название.


  • Кораблики перевернулись и утонули.

  • Была весна.

  • Митя и Федя пускали кораблики.

  • Вдруг подул сильный ветер.

  • На улице ярко светило солнце.

 

БУКВЫ У-Ю
1. Подпиши под картинками буквы У—Ю.

2. Запомни образование буквы Ю.

Й У = Ю
3. Обведи синим карандашом картинки с твёрдыми согласными (если они дружат с буквой У),

а зелёным — мягкие согласные (если с буквой Ю).


4. Запиши слова с У-Ю.

5. Запиши слова графически.

Образец: юла, Люба, туфли, куплю.

ю/, ю/, у/, у/ю

Слова: руки, тюль, сплю, служба, утюг, нюхать, тюбик, крючок, продаю, угощаю, терплю.
6. Отгадай загадки, запиши отгадки.

Обозначь твёрдые—мягкие согласные перед У—Ю.


7. Помоги ученику, изменить слова по образцу.

Образец: отвечать — отвечаю.

8. Прочти стихотворение, выпиши в 3 столбика слова:

1) с буквой У, 2) с буквой Ю, 3) У—Ю.

НАУРОКЕ

На уроке я читаю, И рисую, и считаю.

Руку тихо поднимаю, Если спросят, отвечаю.
9. Отгадай ребусы и подпиши их.


10. Игра «Два светофора».

Задание: слова хотели перейти дорогу, но волшебные светофоры,

Не могут пропустить всех одновременно, Помоги словам разобраться,

кому когда идти. Запиши их в 2 столбика.

Слова: меть, тук, тюк, лук, люк, кастрюля, карусель, каблук, изюм*, купанье, Люба, пруд, прут*, урюк*, рюкзак.

1) Найди пары слов, которые похожи на слух.

2) Объясни значение слов, обозначенных *.

3) Вспомни слова, которые обозначают имена собственные.

4) Найди пару слов, в которой из одного получилось другое.


11. Собери предложения. Запиши. Обозначь мягкость согласных перед Ю.
а) саду, Люба, упала, в____________________________________

б) пруду, утки, купались, в_________________________________

в) волки, на, ночью, воют, луну___________________________
12. Спиши предложения, раскрыв скобки и изменив слова.

а) Мама повесила голубую (штора).

Лодка плыла к (корабль),

в) Юре купили красивую (юла).

г) Мама пришила метки* к новому (белье).

* Объясни значение слова.
13. Составь текст по картинке. Запиши его.

Выдели твёрдые мягкие согласные перед У—Ю.

БУКВЫ 0-Ё

1. Произнеси правильно.

Задание: запиши пары слогов, обозначь мягкие—твёрдые согласные.
2. Подпиши картинки, обозначь звуки О—Ё.

3. Измени слова по образцу: ведро — вёдра.

Обозначь слова среднего рода.

Стекло - …, седло - …, колесо - …, зерно - …, дупло - …, село - …,

весло - …, звезда - …, клен - …, гнездо - …
4. Разберись, где СО, где СЁ?

Образец; ли … нок - лисенок.

Подчеркни детёнышей одной чертой, а слова, которые обозначают маленькие неживые предметы, двумя чертами,

ВЫ... КИЙ КУ... ЧЕК

BE ... ЛЫЙ ПО ... ЛОК

ЛЕ ... ЧЕК КОЛО ... ЧЕК

НО... Ш ПОРО,., НОК

ГОЛО... ЧЕК БОК... РЫ

... БАКА ... ЛЁНЫЙ

5

. Буквы потерялись. Помоги им вернуться на своё место.
НЕС ... М Д ... РНИ

ГВ ... ЗДЬ П ... ЛЕ

СЕР... ЖКИ ВАР... НЫЙ

СВ... КЛА ПРЫЖ... К

6. Соедини чашки и блюдца так, чтобы получились

словосочетания.

8. Отгадай кроссворд.


1. Я куда-то собиралась.

2. Она коза, а он?

3. На ней веду козу.

4. Из дерева, плывёт по реке.

5. Висит на шее, круглый.

6. Он приносит новость.

7. ?__________

8. ?_________________________
9. Спиши текст, вставь вместо картинок слова. Обозначь звуки О—Е.

ЁЖИК


10. Составь рассказ по плану. Запиши его. Обозначь звуки перед О—Е. Озаглавь рассказ.

ПЛАН.

1. Приближение праздника.

2. Покупка ёлки.

3. Изготовление игрушек.

4. Приготовление к празднику.

5. Празднование Нового года.

БУКВЫ Ы-И

1. Прочти слоги и обозначь символами:

ПЫ, ТИ, ЛИ, МЫ, ВЫ, БИ, ВИ, ФЫ, ЗЫ, СИ
2. «Путаница» (разберись и подпиши предметы и действия),

4. Рассели слова в домики по образцу, запиши недостающие для создания пар слова.

Образец: сады — садики.

Слова: банты, винтики, носы, плоты, усики, кустики, ходики, зонты.


5. Рассмотри модели слов, составь слова, объясни их значение.

Составь и запиши два предложения с любой парой слов.

6. Исправь ошибки в словосочетаниях.

белие пушынкы лёгкые пушинкы

дружние малиши острые клыкы

7. Рассмотри картинки и, распределив их в три столбика, обозначь звуки перед буквами И—Ы.




8. Прочти предложения. Выпиши сначала слова с буквой Ы, а затем с буквой И.

У папы мыло. В саду растёт слива. В лесу было сыро. У Миши карандаши. Куры роют грядку. Ночью в лесу выл волк.
9. Спиши, вставляя буквы Ы—И.

*з труб* *дет густой д*м. У маш*н* нов*е ш*н*.

3*мой р*ба ушла на дно рек*. М*ша и В*тя — мал*ш*.

Н*на сама собрала в лесу р*ж*к*.
10, Спишите текст, вставьте буквы Ы—И.

В ОГОРОДЕ

На грядках поспел* овощ*: огурц*, пом*дор*, лук. Н*на собрала пом*дор* в ящ*к. М*ша собирал огурц* в корз*ну. Дет* отнесл* овощ* в подвал.

11. Составь рассказ-описание по предметной картинке.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.