|
|||
ГЛ.ДЕТЬ. КР.СИТЬ. ГЛ.ЗНОЙ. БУКВЫ Ы-ИСтр 1 из 2Следующая ⇒ 1.doc ВВЕДЕНИЕ На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности детей, расширения объёма всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грамматического строя речи. Данная рабочая тетрадь начинает работу на фонетическом уровне. Она направлена на формирование фонематического восприятия, т. е. дифференциацию фонем, имеющих сходные характеристики. Задания для тренировки в позиционном анализе звуков в составе слов органично сочетаются с упражнениями в дифференциации смешиваемых звуков. В целом можно это представить следующим образом: с одной стороны, дифференциация проходит через все виды речевой деятельности — слушание, говорение, чтение, письмо, а с другой стороны, последовательно проходит через все типы упражнений (от ознакомительных до контрольных). Фонематическое представление формируется у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Поэтому с первых занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым* приучить детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, связывая эти ощущения с акустическими раздражителями. Каждую фонетическую тему я постаралась связать с грамматическими. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи, наблюдают чередование согласных в корнях, тренируются в образовании различных форм слова и т. п. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по дифференциации фонем: необходимо вызвать интерес у детей. Для этого используем игру, рисование, художественное слово и другие средства, возбуждающие познавательную активность ребёнка и позволяющие избежать быстрого утомления. Используя данную тетрадь, вы сможете разнообразить свою работу такими приёмами, как называние и подписывание картинок, дорисовывание и раскрашивание различных предметов, договаривание слов, составление словосочетаний и предложений, отгадывание загадок, ребусов и кроссвордов, разучивание потешек, чистоговорок и стихотворений, работу со связным текстом, различные упражнения по звуко-буквенному анализу и другие. В данной тетради, как и в конспектах занятий, я использую символы, схемы и определённые обозначения, новые и ставшие уже традиционными, с которыми хочется вас познакомить перед началом работы, а известные — напомнить. Звонкий согласный звук в зависимости от цвета обозначает твёрдый согласный — синий колокольчик, либо мягкий звонкий согласный — зелёный колокольчик
С Г лухой согласный звук на письме мы обозначаем пустым кружком Например: сом, тень. Г ласные мы обозначаем традиционно кружком, но и здесь есть свои поправки: гласные 1-го ряда - пустой кружок , гласные 2-го ряда - закрашенный кружок
Различные геометрические фигуры используются для обозначения шипящих и свистящих, аффрикат и сонорных, если невозможно использовать для дифферециации «звонки» или «наушники». Например: при дифференциации <с> — <ш> оба звука глухие, твёрдые и согласные, значит требуют других символов для дифференциации (можно здесь использовать такие символы — по положению языка). Слоговые схемы (деление на 2-3 ... слога). Здесь соблюдается принцип поэтапности и последовательности. Данные задания предназначены для работы по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания, артикуляторно-акустической дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза. 1. Запомни образование буквы Я.
А Я 3. Закончи слово, добавив слог с буквой А или Я. Обозначь твёрдые, мягкие согласные. Образец: бас — басня. ня... дя... пи... Ва... соба... по... ро... О ... ска... све... чаш... На... лошядь, зямок,теятр ламка, зимя, тетрядь, глязок, рядом. 6. Прочти волшебное послание. Подбери к слову из первого столбика определение из второго. Запиши полученные пары слов. Змея новая Доска красный Щека сочная Мяч тяжелая Ягода холодная Лапа серая Погода пасмурная Образец: погода пасмурная => пасмурная погода. А—Я и твёрдые—мягкие согласные. _______________________________________ _______________________________________ 8. Отнеси яблоко и грушу на своё место. Где яблоко, где груша? К.ТОК Л.ПК. ГЛ.ДЕТЬ КР.СИТЬ Т.НУТЬ Т.ЩИТЬ ГЛ.ЗНОЙ 2) Кол* р*д, что поп*л в первый р*д. твёрдые-мягкие согласные перед А-Я, Если составишь верно, то получится фигура, запиши её название. б) шары 11. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай название рассказу. Запиши получившийся рассказ и его название.
БУКВЫ У-Ю
2. Запомни образование буквы Ю. Й У = Ю а зелёным — мягкие согласные (если с буквой Ю).
5. Запиши слова графически. Образец: юла, Люба, туфли, куплю. ю/, ю/, у/, у/ю Слова: руки, тюль, сплю, служба, утюг, нюхать, тюбик, крючок, продаю, угощаю, терплю. Обозначь твёрдые—мягкие согласные перед У—Ю. Образец: отвечать — отвечаю.
8. Прочти стихотворение, выпиши в 3 столбика слова: 1) с буквой У, 2) с буквой Ю, 3) У—Ю. НАУРОКЕ На уроке я читаю, И рисую, и считаю. Руку тихо поднимаю, Если спросят, отвечаю. Задание: слова хотели перейти дорогу, но волшебные светофоры, Не могут пропустить всех одновременно, Помоги словам разобраться, кому когда идти. Запиши их в 2 столбика. Слова: меть, тук, тюк, лук, люк, кастрюля, карусель, каблук, изюм*, купанье, Люба, пруд, прут*, урюк*, рюкзак. 2) Объясни значение слов, обозначенных *. 3) Вспомни слова, которые обозначают имена собственные. 4) Найди пару слов, в которой из одного получилось другое.
б) пруду, утки, купались, в_________________________________ в) волки, на, ночью, воют, луну___________________________ а) Мама повесила голубую (штора). Лодка плыла к (корабль), в) Юре купили красивую (юла). г) Мама пришила метки* к новому (белье). * Объясни значение слова. Выдели твёрдые мягкие согласные перед У—Ю. БУКВЫ 0-Ё 1. Произнеси правильно. Задание: запиши пары слогов, обозначь мягкие—твёрдые согласные.
3. Измени слова по образцу: ведро — вёдра. Обозначь слова среднего рода. Стекло - …, седло - …, колесо - …, зерно - …, дупло - …, село - …, весло - …, звезда - …, клен - …, гнездо - … Образец; ли … нок - лисенок. Подчеркни детёнышей одной чертой, а слова, которые обозначают маленькие неживые предметы, двумя чертами, ВЫ... КИЙ КУ... ЧЕК BE ... ЛЫЙ ПО ... ЛОК ЛЕ ... ЧЕК КОЛО ... ЧЕК НО... Ш ПОРО,., НОК ГОЛО... ЧЕК БОК... РЫ ... БАКА ... ЛЁНЫЙ 5 ГВ ... ЗДЬ П ... ЛЕ СЕР... ЖКИ ВАР... НЫЙ СВ... КЛА ПРЫЖ... К 6. Соедини чашки и блюдца так, чтобы получились словосочетания. 8. Отгадай кроссворд.
1. Я куда-то собиралась. 2. Она коза, а он? 3. На ней веду козу. 4. Из дерева, плывёт по реке. 5. Висит на шее, круглый. 6. Он приносит новость. 7. ?__________ 8. ?_________________________ ЁЖИК ПЛАН. 1. Приближение праздника. 2. Покупка ёлки. 3. Изготовление игрушек. 4. Приготовление к празднику. 5. Празднование Нового года. БУКВЫ Ы-И 1. Прочти слоги и обозначь символами: ПЫ, ТИ, ЛИ, МЫ, ВЫ, БИ, ВИ, ФЫ, ЗЫ, СИ 4. Рассели слова в домики по образцу, запиши недостающие для создания пар слова. Образец: сады — садики. Слова: банты, винтики, носы, плоты, усики, кустики, ходики, зонты. Составь и запиши два предложения с любой парой слов. 6. Исправь ошибки в словосочетаниях. белие пушынкы лёгкые пушинкы дружние малиши острые клыкы 7. Рассмотри картинки и, распределив их в три столбика, обозначь звуки перед буквами И—Ы.
У папы мыло. В саду растёт слива. В лесу было сыро. У Миши карандаши. Куры роют грядку. Ночью в лесу выл волк. *з труб* *дет густой д*м. У маш*н* нов*е ш*н*. 3*мой р*ба ушла на дно рек*. М*ша и В*тя — мал*ш*. Н*на сама собрала в лесу р*ж*к*. В ОГОРОДЕ На грядках поспел* овощ*: огурц*, пом*дор*, лук. Н*на собрала пом*дор* в ящ*к. М*ша собирал огурц* в корз*ну. Дет* отнесл* овощ* в подвал. 11. Составь рассказ-описание по предметной картинке.
|
|||
|