![]()
|
|||
Само слово пейзаж – французское слово, и переводиться дословно оно как «местность», то есть пейзаж – это описание природы.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Музыкальное искусство 5-А класс Тема: Музыка русской природы Ход урока: Полюбуйся, весна наступает Журавли караваном летят. В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят… Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют, посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари!
Сейчас Вы очень внимательно прочли стихотворение и наверно успели, представить себе это время года. - А помните ли вы, ребята, как называют человека, который сочиняет стихи? (Поэт). - Иван Саввич Никитин-русский поэт и автор этих строк. Тема сегодняшнего урока: Музыка русской природы. О весне писали не только поэты, но и художники. Полюбуйтесь, пожалуйста, на картину русского живописца Сергея Арсеньевича Виноградова. На ней изображена весна ранняя. Еще не успело все зазеленеть, но яркие сочные краски передают нам именно весеннее настроение. А вот «Голубая весна», так назвал свою картину русский художник Василий Николаевич Бакшеев - Стихотворение поэта, картины художников рассказали и показали нам то, что происходит в природе весной. - А помните ли вы, каким словом художники называют жанр живописи, изображающий картины природы? ( Пейзаж).
-Вот и писатель Эдуард Успенский в стихотворении «О картинах» пишет так: Если видишь: на картине нарисована река Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная лавина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ. (Записать определение) Само слово пейзаж – французское слово, и переводиться дословно оно как «местность», то есть пейзаж – это описание природы. Но сейчас у нас не урок рисования, для чего мы вспомнили понятие пейзаж? (В музыке тоже есть пейзажи, за которыми мы сегодня будем наблюдать). Мы будем наблюдать за пейзажем в музыке, поговорим о связи музыки и живописи, о влиянии их на внутренний мир человека. Если живопись рисует пейзажи красками, литература – словом, то чем рисует музыка? – (звуком). Природа дарила музыке звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы. Слух человека слушает и слышит окружающий его звуковой поток: дуновение ветерка, скрип снега, завывание вьюги. - Послушайте и определите, что это за звуки. (Слушание звуки природы) Постепенно помимо подражания звукам природы музыка научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами - стала зримой. Есть даже такое выражение – «музыкальная живопись». – Композитор, которого мы уже хорошо знаем П. И. Чайковский не выходил из леса, когда писал музыкальный цикл о природе «Времена года». Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкальных произведений. Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж. Например, пьеса «Апрель. Подснежник.», Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Очень трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры, выглядят небольшие голубые или белые цветочки. закройте глаза, и окунитесь в музыку леса, ощутив краски весны, побудьте художниками.
|
|||
|