Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Принципы обучения



2. Принципы обучения

Принципы – это некоторые исходные положения, на которые надо опираться в какой-либо деятельности.

Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Основной источник, приведший к формулированию принципов, – практика обучения, опыт и находки учителей, которые затем стали распространяться, осмысливаться, обобщаться. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно - историческом виде (М.А. Данилов).

Учет принципов обучения:

  • возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала,
  • выбрать адекватные целям формы и методы обучения;
  • соблюдать этапность, последовательность процесса обучения,
  • осуществлять взаимодействие и сотрудничество в процессе обучения.

Исторический характер принципов обучения

История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, т. е. принци­пы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, дру­гие появляются. Это говорит о том, что дидактика должна чутко улавливать изменения требований общества к образованию и своевременно реагировать на них, т. е. строить такую систему принципов обучения, которая вер­но указывала бы путь к достижению цели обучения.

Ученые издавна уделяли большое внимание обоснованию принципов обу­чения. Первые попытки в этом направлении были предприняты Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф.А.В. Дистервегом. Я. А. Коменский сформулировал и обосновал такие принципы обучения, как принцип природосообразности, прочности, доступности, систематичности и др.

Большое значение принципам обучения придавал К. Д. Ушинский. Им наиболее полно раскрыты дидактические принципы:

• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно труд­ным и не слишком легким;

• обучение должно всячески развивать у детей самостоятельность, ак­тивность, инициативу;

• порядок и систематичность — одно из главных условий успехав обучении, школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным;

• обучение должно вестись природосообразно, в соответствии с пси­хологическими особенностями учащихся;

• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким пу­тем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.

Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие десятилетия (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.). Это результат того, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса.

В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются сле­дующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой.  

Принципы обучения имеют объективно-субъективную основу. Так, гуманистические тенденции в системе образования придают гуманистическую направленность и принципам обучения.

Принципы обучения: классификация и характеристика

А. Содержательные - отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием. Это принципы: научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).

Принцип научности · педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, ознакомление их со способами научной организации учебного труда; · связан с методами обучения - проблемные ситуации, личностного выбора, обучение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, вести научную дискуссию, работать с учебной и научной литературой; · определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ и учебников; · требует использования дополнительного материала, содержащего сведения о глобальных проблемах и современных достижениях; · ориентирует процесс обучения на формирование концептуального видения мира.
Принцип воспитывающего обучения · единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе; · предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения; · воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием, с учетом интересов обучаемых; · связь с содержанием образования, гуманитарной направленностью и научностью; · воспитывающее влияние личности педагога; · предполагает уважительное отношение к личности обучаемого, разумную требовательность к нему; · предполагает опору на сильные стороны обучаемых, на положительное, подход с оптимистической гипотезой.
Принцип фундаментальности и прикладной направленности · требует основательной теоретической и практической подготовки; · связь обучения с жизнью, теории с практикой; · фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний; систематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности; · практическая направленность предполагает моделирование и экстраполяцию знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека; · содержание образования должно отражать преобразования в реальном социальном контексте, в котором протекает жизнедеятельность обучаемых; · требует сознательного усвоения знаний, раскрытия возможностей их использования в разнообразных социальных практиках, овладения умениями и навыками социально ценного поведения.

 

Б. Процессуальные - организационно-методические принципы обучения: преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности.

Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения · обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного; · последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира; системное построение программ и учебников, установлением межпредметных и внутрипредметных связей; · структурировать учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым учебным предметам; · процесс обучения должен проводиться строго последовательно, с соблюдением правила идти "от незнания к знанию, от неумения к умению»; · последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых; · последовательность реализуется: - в научно обоснованном построении плана изучения учебных дисциплин и структурно-логических схем их прохождения; - в психологически и педагогически выверенном распределении учебного материала по каждой учебной дисциплине; - в прохождении тем учебного материала в определенном порядке; - в обоснованных действиях педагогов по развитию различных личностных качеств. -тв процессе тематического планирования, когда педагог намечает последовательность изучения отдельных разделов, отбирает содержание, планирует усвоение, повторение, закрепление и формы контроля.
Принцип единства группового и индивидуального обучения · предполагает их оптимальное сочетание группового и индивидуального обучения; · общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности (коллектив); · учет индивидуальных особенностей обучаемых, наряду с групповыми формами обучения следует применять и индивидуальное обучение; · оптимальное сочетание коллективной и индивидуальной работы обучаемых.
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых · предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых; · требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам; · адекватность процесса обучения психофизиологической природе обучаемых.
Принцип сознательности и творческой активности обучаемых · утверждает субъектность, активность личности, репродуктивный или творческий характер активности; · требует развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения; · способствует применению различных форм самоуправления в учебном процессе; обучаемые должны научиться принимать самостоятельные решения, делать целесообразные выборы и прогнозировать свое продвижение в обучении.
Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности · требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье; · реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых; · предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения; требует осмысления проблемы трудности и объема учебного материала, подлежащего усвоению; при предъявлении недоступного для усвоения учебного материала снижается мотивация учения, ослабевает произвольность психических процессов, падает работоспособность, быстрее наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию ответственного отношения к нему, не содействует развитию личности. · обучение должно вызывать интеллектуальные, нравственные и физические усилия; · Традиционная дидактика в целях обеспечения доступности при изложении учебного материала и организации учебной деятельности рекомендует идти от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от известного к неизвестному, от фактов к обобщениям и т.п. В другой дидактической системе -  с общего, главного, со структуры, целого (В.В.Давыдов).
Принцип наглядности · Я.А. Коменский называл его "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности" [ · Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов, наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п. · Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. · По мере возрастания абстрактности в обучении необходимо использовать разные виды наглядности: естественную (предметы объективной реальности и действия с ними), экспериментальную (опыты, эксперименты), объемную (макеты, фигуры и т.п.), изобразительную (картины, фотографии, рисунки), звукоизобразительную (кинофильмы, телепрограммы), звуковую (магнитофонные записи), символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы), словесную (образные словесные описания событий, фактов, действий). · В использовании наглядности важно чувство меры, так как увлечение ею может задерживать развитие абстрактного мышления обучаемых. · Модификацией применения наглядности в обучении служит получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). В основе этой теории лежит следующая закономерность: всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реально управлять процессом формирования умственных действий. · Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, демонстрации кино- и видеофильмов, использования телевидения и других средств наглядности.
Принцип продуктивности и надежности обучения · исходит из положения о том, что если обучение не приводит к достижению целей образования, то в нем нет педагогической необходимости; · обучение должно быть продуктивным, иметь образовательный, развивающий и воспитательный эффект; · связь с созданием условий для надежного сохранения в памяти необходимых для будущей деятельности обучаемых знаний, овладения способами выполнения действий; · предполагает точность усвоения учебного материала, его доказательность и убедительность; · обязывает осуществлять выбор форм и методов обучения в соответствии с его целями, совершенствовать их в интересах гарантированного достижения целей.

 

Также существуют методические принципы, характерные именно для обучения конкретному предмету. Их разделяю на общеметодические и частнометодические принципы.

Правила обучения - подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителем (преподавателем), и ведут к реализации данного принципа.

Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.

Принципы в реальном процессе обучения:

  • выступают во взаимодействии друг с другом,
  • функционируют как целостная система,
  • приобретают свое действительное значение лишь в связи с другими,
  • проявляются одновременно на каждом этапе учебного процесса,
  • дополняют и усиливают друг друга: сознательность - основа активности; последовательность обеспечивает доступность, а доступность - сознательность и прочность и т.д.,
  • совокупное действие принципов обучения обеспечивает правильное определение его задач, отбор содержания, выбор форм, методов и средств наиболее целесообразной деятельности как педагогов, так и обучаемых,
  • преувеличение в обучении значения одних принципов и недооценка роли других приводит к снижению его эффективности.

 

Вопросы для самопроверки

  1. Что понимается под «закономерностью» в обучении?
  2. Чем обусловлено возникновение принципов обучения?
  3. Какова взаимосвязь между закономерностями и принципами образования?
  4. Проследите изменение содержания принципов обучения в истории педагогики (на примере принципов природосообразности, наглядности, научности и др.).
  5. Что понимается под системой принципов обучения? Дайте характеристику основных принципов и правил обучения.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.