|
|||
Раздел «Дидактика или Теория обучения»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Раздел «Дидактика или Теория обучения» Лекция 2. Закономерности и принципы обучения Вопросы: 1. Закономерности обучения 2. Принципы и правила обучения
1. Закономерности обучения
3акон - это необходимая связь (взаимосвязь, отношение) между событиями, явлениями, между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие, стагнацию или разрушение. Под законом в этом смысле имеют в виду объективные связи явлений и событий, существующие независимо от того, известны они кому-нибудь или нет. Педагогический закон - это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования. В дидактике понятие «закон» чаще всего отождествляется с понятием «закономерность». Однако в философии закономерность - это более широкое по объему понятие, чем «закон». Закономерность рассматривается как результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Изучение закономерностей обучения поэтому - это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем. Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. В обучении находят свое проявление всеобщие законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей - несоответствие традиционных, устоявшихся представлений и взглядов на процесс обучения современным требованиям; закон перехода количественных накоплений в качественные изменения - все интегративные личностные характеристики есть результат постепенного наращивания количественных изменений (убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки, потребности личности и др.); закон отрицания отрицания - в процессе формирования учебных навыков на основе многократных повторений отдельные действия складываются в систему, выражая сложный навык устного счета, грамотного письма, выразительного чтения и т.п. В процессе обучения наряду с законами диалектики проявляются и специфические устойчивые, существенные и повторяющиеся закономерные связи и отношения. Примеры:
Закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.
|
|||
|