Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раздел «Дидактика или Теория обучения»



 Раздел «Дидактика или Теория обучения»

Лекция 2. Закономерности и принципы обучения

Вопросы:

1. Закономерности обучения

2. Принципы и правила обучения

 

1. Закономерности обучения

 

3акон - это необходимая связь (взаимосвязь, отношение) между событиями, явлениями, между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие, стагнацию или разрушение. Под законом в этом смысле имеют в виду объективные связи явлений и событий, существующие независимо от того, известны они кому-нибудь или нет.

Педагогический закон - это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.

В дидактике понятие «закон» чаще всего отождествляется с понятием «закономерность». Однако в философии закономерность - это более широкое по объему понятие, чем «закон». Закономерность рассматривается как результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение.

Изучение закономерностей обучения поэтому - это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем. Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения.

В обучении находят свое проявление всеобщие законы диалектики:

закон единства и борьбы противоположностей - несоответствие традиционных, устоявшихся представлений и взглядов на процесс обучения современным требованиям;

закон перехода количественных накоплений в качественные изменения - все интегративные личностные характеристики есть результат постепенного наращивания количественных изменений (убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки, потребности личности и др.);

закон отрицания отрицания -  в процессе формирования учебных навыков на основе многократных повторений отдельные действия складываются в систему, выражая сложный навык устного счета, грамотного письма, выразительного чтения и т.п.

В процессе обучения наряду с законами диалектики проявляются и специфические устойчивые, существенные и повторяющиеся закономерные связи и отношения.

Примеры:

  • основная закономерность процесса обучения - развитие личности путем присвоения ею социального опыта, общечеловеческой культуры и духовных ценностей (необходимое условие социализации);
  • зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества;
  • зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром;
  • закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся;
  • содержание конкретного учебного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами;
  • методы и средства обучения обусловлены задачами и содержанием конкретной учебной ситуации;
  • формы организации процесса обучения определяются предметным содержанием и т.д.

Закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.