Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица. Основные идеи «Западников» и «Славянофилов».



Таблица. Основные идеи «Западников» и «Славянофилов».

Линии сравнения Славянофилы Западники
1.Представители. А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев и др.   Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, Б. Н. Чичерин, П. В. Анненков и др.
2.Теоретическая основа.  Отрицание закономерностей в развитии общества. Признание закономерностей в развитии общества.
3.Историческая судьба России. Самобытный путь развития России. Россия повторяет западноевропейский путь развития.
4.Отношение к реформам Петра I. Осуждение реформ за разрушение гармонического строя России и введение крепостного права. Положительная оценка реформ, которые способствовали европеизации России.
5.Политическая сфера. Самодержавие с опорой на соборное начало русского народа. Постепенное движение в сторону конституционной монархии. Образец – Англия.
6.Экономическая сфера. Отмена крепостного права с последующим развитием крестьянства на основе общинного землевладения. Отмена крепостного права, поощрение частной собственности, экономической независимости людей.
7.Духовная сфера. Православие - главная духовная опора. Развитие просвещения, науки, техники, правового сознания.
8.Сходство идейных мнений.

1. Необходимость изменений в росской действительности.

2. Вера в возможности движения России к процветанию.

3. Требование отмены крепостного права.

4. Осуществление мирных постепенных преобразований под руководством верховной власти (реформы сверху).

5. Решительное отрицание революционного движения.

Соборность (А. Хомяковым 1262г.)— понятие в русской религиозной философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви (не имеет аналогов в других языках). Исключительность соборности – основное и наиболее общее самоощущение в славянофильстве.

Идеализм -мировоззрение или образ жизни, определяемый подлинными идеалами и их практическими следствиями, особенно в смысле бескорыстных, самоотверженных поступков (практический идеализм). Согласно идеализму, существуют только сознания.

Два основных направления русской философии:

1. Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев и др.)

2. марксизм (Г. Плеханов, А Богданов, В. Ленин и др.).

В России конца XIX – начала XX века существовало две разновидности материализма: антропологический и утилитарный. Чернышевский, исповедовавший антропологический материализм, считал, что вся природа развивается от низшего к высшему, что человек – часть природы, биологическое существо. С точки зрения Чернышевского, познание истины осуществляется в чувственных и логических формах, которые отличаются друг от друга лишь количественно. Практика у него определялась как деятельность людей по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей.

Марксизм. Российский марксизм представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность процесса развития России на рубеже двух веков. Одной из особенностей марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя.

 

Русский космизм — течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении (учение, рассматривающее вселенную как нечто единое, целостное и находящееся в постоянном движения), предполагающем телеологически (Божественное) определённую эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций, но не имеет практически никакого заметного влияния в западных странах.

 

Н. А. Бердяев (1874 — 1948) — наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в. Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное.

С.Н. Булгаков (1871 — 1944 НЕ ПИСАТЕЛЬ) внес значительный вклад в русскую идеалистическую философию. Одним из важных предметов в философии Булгакова была проблема истинного принципа, на котором должно быть основано устройство общественной жизни. Если христианство, по мнению Булгакова, заставляя человека чувствовать в себе бессмертный дух, пробуждает личность, указывает для каждого человека путь его собственного развития, внутреннего роста, то социализм упраздняет индивидуальность, ставя во главу общественные отношения. Тем не менее, социализм способен стать средством для осуществления “требований христианской этики”, но для этого он должен отказаться от атеизма и экономического материализма, ибо рост материального благополучия в обществе без развития духовного добра приводит лишь к трагедии. По мнению Булгакова, «принципиально христианский социализм вполне возможен», в нем социальное равенство и социальная справедливость соединены с религиозным откровением и стремлением личности к абсолютному добру — божественному началу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.