|
||||||||||||||||||||||
Тема 1.7. Русская философия XIX –XX веков.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 1.7. Русская философия XIX –XX веков.
Основные этапы развития русской философии и ее специфика
Основные тенденции русской религиозной философииXIX в. заключаются в философии В. С. Соловьева(1853-1900). Центральной в учении В. Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа целостности обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг друга. «Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины добра и красоты постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием», которое является органическим единством трех компонентов: теологии (Богословие, систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения), философии и опытной науки. В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории - богочеловечество. Всеединство понималось в трех аспектах: - гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания); - социально-практическом – единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия; - аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей добра, истины и красоты, при условии примата добра.
Представителями философского религиозного направления были русские писатели Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, которые оставили большое литературное и философское наследие. Они видели будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии и духовности. Особую роль в философии Ф. М. Достоевского (1821-1881) занимает проблема человека, его места в жизни. Он утверждал, что в своих поступках человек должен следовать путем, указанным ему Богом. Л. Н. Толстой (1829-1910) особое внимание уделяет религиозно-нравственным проблемам. Он является автором философской доктрины, называемой толстовством, в которой он призывал отказаться от насилия, преобразовать религию через синтез христианства и восточных религий, сделав ее доступной простым людям. Государство признается отжившим институтом, так как является аппаратом насилия, смысл человеческой жизни - в самосовершенствование.
|
||||||||||||||||||||||
|