Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эпидемиология БСК.. Болезни органов дыхания (БОД)  . Эпидемиология БОД. Травматизм



Эпидемиология БСК.

В структуре заболеваемости БСК 1-ое место занимает АГ. В структуре болезненности ИБС. В структуре смертности основным является – инсульты, инфаркт миокарда.

Болезни органов дыхания (БОД)                

Значимость:

1. Занимают первое место в структуре заболеваемости и болезненности, регистрируется их рост. У взрослых БОД составляют 55% структуры заболеваемости, у детей – 70%.

2. БОД занимает первое место в структуре заболеваемости с временной потерей трудоспособности и наблюдается их рост.

3. БОД занимает 3-4 места в структуре причин смертности и наблюдается их рост. Смертность от БОД больше в сельской местности, у мужчин.

4. БОД занимает 3-5 места в структуре причин инвалидности и наблюдается их рост.

5. БОД чаще регистрируется у детей и пожилых, по полу – у мужчин.

6. Отмечается сезонность БОД.

7. БОД обуславливает значительные экономические затраты (до 10% ВВП).

8. Мнимая легкость БОД приводит к необращаемости, росту осложнений и смертности.

Основные факторы:

1. Курение – причина каждого 3-го случая БОД. Смертность у курильщиков на порядок выше. Курение является более агрессивным фактором, чем загрязнение окружающей среды.

2. Переохлаждение.

3. Загрязнение окружающей среды.

Эндогенные факторы: пороки развития бронхов, легких.

Эпидемиология БОД

В структуре заболеваемости 1-е место занимает пневмония; болезненности – хронический бронхит; инвалидности – бронхиальная астма; смертности – хронический бронхит.

Травматизм

Медико-социальная значимость:

1. Травмы и отравления занимают 2 место в структуре заболеваемости (у детей – 4), наблюдается их рост. 30% всех больных в амбулаторных условиях и 50% хирургических больных в стационарах лечатся по поводу травм.

2. Травмы и отравления занимают 5 место в структуре болезненности, наблюдается их рост (у детей – 6).

3. Травмы и отравления одна из основных причин (3 место) в структуре заболеваемости с временной потерей трудоспособности.

4. Травмы и отравления занимают 3-4 место в структуре общей смертности, наблюдается их рост. Это основная причина смертности лиц трудоспособного возраста.

5. Занимают 3-4 место в структуре инвалидности, наблюдается их рост.

6. 70% всех травм у мужчин и 56% у женщин приходится на трудоспособный возраст.

7. Травмы и отравления чаще регистрируются у мужчин, особенно в трудоспособном возрасте. В возрасте 55 лет и более чаще у женщин (эстрогенная защита снижается).

8. Обуславливают значительные экономические затраты.

Медико-социальная обусловленность:

Природно-климатические, биологические, временные факторы имеют значение в возникновении травматизма (больше в выходные, в городе – зимой, в сельской местности – летом). Алкоголь – 40% является причиной смерти от трав, 24% транспортный травматизм, 14% непроизводственный травматизм.

Причиной большинства травм является не столько повышение травма- опасности окружающей среды, сколько низкая толерантность населения к их воздействию (т.е. низкая травма-защищенность населения). Низкая толерантность обусловлена образом жизни: национальное питание, алкоголь. Она оказывает влияние и на последующее заживление ран. Низкая толерантность связана с недостаточной медицинской грамотностью населения.

№ 11 Медико-социальное значение проблемы инвалидности. Инвалидность– нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности. Критерии жизнедеятельности:это способность к самообслуживанию; передвижению; ориентации; контроля своего поведения; общению; обучению; трудовой деятельности. Современные тенденции: - до 10% населения мира инвалиды. - структура причин первичной инвалидности (по В.К. Лисицыну): БСК – 40%, злокачественные новообразования – 19%, НС и органов чувств – 10%, травмы. - структура юридических причин первичная инвалидность, РФ: 85% заболевание, 7,5 военнослужащие, 4,5 инвалиды с детства, 2 трудовые увечье. - структура первичной инвалидности по тяжести: 2 группа - 60%, 3 группа –25%, 1 группа до 15% - структура первичной инвалидности по полу: 55% мужчины, 45% женщины. - структура первичной инвалидности по месту жительства: РФ – 80% городского населения, 20% сельского населения. - структура общей инвалидности детей: (термин инвалидность с детства введен в 1979 г.) НС и органов чувств (39%), врожденные аномалии (33,8%), психические расстройства (33,3%). За последние 15 лет в России впервые были осуществлены серьезные мероприятия в отношении людей с ограничениями жизнедеятельности (инвалидов), по созданию «доступной среды жизнедеятельности» (определение Всемирной Организации Здравоохранения, ВОЗ). При этом был принят ряд указов президентов и законодательных актов, создан в стране институт социальной защиты населения, разработаны информационные системы и программные средства по проблемам инвалидности и инвалидов, приняты меры по расширению общественного понимания потенциала и нужд инвалидов разных групп (Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации», Москва 1998 год). С принятием закона «О социальной защите инвалидов в РФ», который послужил основой для трансформаций в системе социальной защиты инвалидов, изменилось само содержание понятия «инвалид». В настоящее время в соответствии с первой статьей закона «инвалид - лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничениям жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Таким образом, произошло существенное расширение критериев установления инвалидности, поскольку ранее из всех ограничений жизнедеятельности принималось во внимание лишь ограничение трудоспособности. Несомненным достижением является создание в стране реабилитационных центров, большого числа общественных организаций инвалидов, благотворительных фондов, проектов и программ по социальной защите и поддержке инвалидов Однако, многие программы и проекты, в том числе и государственные, оказались неоправданно затратными, в то время как результативность их оказалась невысокой, а проблемы инвалидов оказались прежними.
№ 12 Современные проблемы профилактики. Здоровье населения обусловлено комплексным воздействием факторов, определяющих образ жизни человека и состояние среды его обитания - атмосферного воздуха, воды, почвы, уровня благо­состояния общества и др. Одни факторы позитивно влияют на со­стояние здоровья населения, другие оказывают отрицательное воз­действие. Факторы, потенциально опасные для здоровья человека и способствующие возникновению заболеваний, называют факторами риска. Факторы риска — это потенциально опасные для здоровья фак­торы, повышающие вероятность возникновения заболеваний, их развития и неблагоприятного исхода. Наиболее распространенными среди взрослого населения и поддающимися коррекции факторами риска являются: • низкая физическая активность; • несбалансированное питание (избыточное потребление по­варенной соли, насыщенных жиров, недостаток белков, ми­кроэлементов, витаминов и др.); • вредные привычки (табакокурение, злоупотребление алкого­лем, употребление наркотиков и др.); • психологическая дезадаптация (высокая психо-эмоциональ-ная нагрузка, усталость на работе, чувство страха, враждебно­сти, социальной незащищенности и др.). Устранение или смягчение негативного влияния факторов ри­ска на здоровье населения лежит в основе первичной профилактики и формирования здорового образа жизни. Комплекс профилактических мер, реализуемый через систему здравоохранения, называется медицинской профилактикой. Меди­цинская профилактика по отношению к населению бывает индиви­дуальной, групповой и популяционной (массовой). Индивидуальная профилактика — это проведение профилактических мероприятий с отдельными лицами; групповая - с группами лиц со сходными факторами риска; популяционная — охватывает большие группы на­селения (популяцию) или население в целом. Кроме того, различают первичную, вторичную и третичную профилактику, или реабилитацию. Проблемы укрепления здоровья населения путем существенно­го снижения распространенности социально значимых заболеваний, создания условий и формирования мотивации для ведения здорово­го образа жизни последние годы привлекают все большее внимание на государственном уровне. В связи с этим «Концепцией демогра­фической политики Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено решение следующих задач: • формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового об­раза жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения. Привлечение граждан к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработка механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения; • разработка мер, направленных на снижение количества по­требляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и по­требления алкогольной продукции, осуществление в образователь­ных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками; • создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития; • обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с огра­ниченными возможностями, развитие реабилитационной инду­стрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов; • внедрение комплексных оздоровительных и реабилитацион­ных программ по сокращению сроков восстановления здоровья по­сле перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предостав­ляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями. Таким образом, рационально построенная система профилак­тики дает высокий социальный и экономический эффект за счет предотвращения преждевременной смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, сокращения расходов на выплату социальных пособий и др. № 13 Реабилитация как медико-социальная проблема. Виды и средства. 1. Терминология Реабилитация- это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитация – процесс, целью которого является предотвращение инвалидности в период лечения заболеваний и помощь больному в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания (ВОЗ, 1963). Реабилитация включает в себя все меры, направленные на уменьшение инвалидизирующих факторов и условий, приводящие к физическим и другим дефектам, а также обеспечение возможности для инвалидов достичь социальной интеграции (ВОЗ, 1981). 2. Значение проблемы. 10% населения мира инвалиды (в Беларуси ≈ 4,1% населения инвалиды). 25% населения имеют различные расстройства, которые могут привести к инвалидности. 75-80% инвалидов в развитых странах привлечены к труду. В Беларуси 85% инвалидов не работают. Только богатая страна позволит себе увеличивать число инвалидов и социально зависимых лиц. Ибо, затраты на выплаты пособий больше, чем на активную медицинскую реабилитацию в ранней стадии. При том, что эффективность затрат на реабилитацию большая составляет 1:7, 1:10. Задачи: • медицинские:                   - восстановление нарушенных функций, - восстановление самогенетических механизмов организма и    его личностных качеств • немедицинские: - социально-бытовая адаптация, - профессиональное восстановление. 3. Потребности в реабилитации По данным ВОЗ: 20-25% стационарных больных требуют реабилитации. 40-50% амбулаторных больных требуют реабилитации. Потребность в реабилитации женщин больше, чем мужчин; 60-69 лет самая высокая потребность, По потребностям: 1 место – БСК. (Государственная система многоэтапной реабилитации больных инфарктом миокарда; 5 этапов обеспечивают до 60% - без групп инвалидности). 2 место - Болезни костно-мышечной системы и соединительных тканей. 3 место – Болезни органов пищеварения. По факту: травмы,болезни костно-мышечной системы,БСК. Принципы выполнения программы реабилитации • Последовательность (определение показаний к реабилитации, установление настоящего состояния пациента при расспросе и клиническом осмотре, а также при психологическом и социальном обследовании, определение целей и задач реабилитации, составление плана реабилитации, проверка эффективности реабилитации и ее коррекция, достижение запланированных целей реабилитации, заключение реабилитационной команды и ее рекомендации). • Комплексность (в процессе реабилитации решаются вопросы лечебного, лечебно-профилактического плана, проблемы определения трудоспособности пациента, его трудоустройства, трудового обучения и переквалификации, вопросы социального обеспечения, трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношений пациента и его семьи, общественной жизни). • Непрерывность (восстановительное лечение проводится, начиная с момента возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество с использованием всех организационных форм реабилитации) Виды реабилитационных программ и условия проведения • Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях реабилитации. Она показана пациентам, которые нуждаются в постоянном наблюдении медицинскими работниками. Эти программы обычно эффективнее других, поскольку в стационаре больной обеспечен всеми видами реабилитации. • Дневной стационар. Организация реабилитации в условиях дневного стационара сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий. • Амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках. Пациент находится в отделении поликлиники только на время проводимых реабилитационных мероприятий, например, массажа или лечебной физкультуры. • Домашняя программа. При осуществлении этой программы пациент все лечебные и реабилитационные процедуры принимает дома. Эта программа имеет свои преимущества, так как пациент обучается необходимым навыкам и умениям в привычной домашней обстановке. • Реабилитационные центры. В них пациенты участвуют в реабилитационных программах, принимают необходимые лечебные процедуры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают совет относительно выбора реабилитационной программы, возможности его осуществления в различных условиях. Виды реабилитации Медицинская реабилитация • Физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия). • Механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия). • Массаж. • Традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия). • Психотерапия. • Логопедическая помощь. • Лечебная физкультура. • Реконструктивная хирургия. • Протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь). • Санаторно-курортное лечение. • Технические средства реабилитации. • Информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации. Социальная реабилитация Социально-бытовая адаптация • Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи. • Обучение пациента самообслуживанию. • Адаптационное обучение семьи пациента. • Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации. • Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида). • Обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента). • Сурдотехника. • Тифлотехника. • Технические средства реабилитации Социально-средовая реабилитация • Проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование). • Осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости). • Содействие в решении личных проблем. • Консультирование по правовым вопросам. • Обучение навыкам проведения досуга и отдыха. Программа профессиональной реабилитации • Профориентация (профинформирование, профконсультирование). • Психологическая коррекция. • Обучение (переобучение). • Создание специального рабочего места инвалида. • Профессионально-производственная адаптация. № 14 Основные методы исследования, используемые для оценки общественного здоровья и деятельности органов и учреждений здравоохранения. Общественное здоровье, как и другие научные дисциплины, имеет свои методы иссле­дования. 1) Статистический метод как основной метод обществен­ных наук широко используется в области общественного здоровья. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здо­ровья населения и определять эффективность деятельности орга­нов и учреждений здравоохранения. Кроме того, он широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.). 2) Метод экспертных оценок служит дополнением к статистиче­скому, основной задачей которого является определение косвенным путем тех или иных поправочных коэффициентов. Общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п. 3) Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здо­ровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории. Исторический метод - это дескриптивный, описательный метод. 4) Метод экономических исследований дает воз­можность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Экономика здравоохранения является составной частью эко­номики страны. Здравоохранение в любой стране располагает определенной материально-технической базой, которая включает больницы, поликлиники, диспансеры, институты, клиники и др. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств. Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, плани­рование, финансирование, управление здравоохранением, рацио­нальное использование материальных ресурсов, научная организа­ция труда в органах и учреждениях здравоохранения. 5) Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наи­более рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских цен­тров и т.д. Эксперимент можно проводить не только в естественных, но и в социальных науках. В общественном здоровье эксперимент может использоваться не часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей. В области организации здравоохранения развивается метод моделирования, который состоит в создании моделей организации для экспериментальной про­верки. В связи с экспериментальным методом большие надежны возлагаются на экспериментальные зоны и центры здравоохранения, а также на экспериментальные программы по отдельным проблемам. Экспериментальные зоны и центры можно назвать «полевыми лабора­ториями» по проведению научных исследований в области здравоохране­ния. В зависимости от целей и проблем, ради которых они созданы, эти модели значительно варьируют по объему и организации, бывают вре­менными или постоянными. 6) Метод наблюдения и опроса. Для пополнения и углубления, этих данных могут быть пред­приняты специальные исследования. Например, для получения более глубоких данных о, заболеваемости лиц определенных про­фессий используют результаты, полученные при медицинских осмотрах этого контингента. Для выявления характера и сте­пени влияния социально - гигиенических условий на заболеваемость, смертность и физическое развитие могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп людей по специальной программе. Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографи­ческим и др. 7) Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследо­вания занимает эпидемиологический анализ. Эпидемиологиче­ский анализпредставляет собой совокупность методов изуче­ния особенностей эпидемического процесса с целью выясне­ния причин, способствующих распространению данного явле­ния на данной территории, и разработки практических реко­мендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология пред­ставляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфиче­ский, метод.

 

 

№ 15 Понятие о медицинской статистике. Значение и использование статистики в социально-медицинских исследованиях и для оценки деятельности учреждений здравоохранения. Медицинская статистика — отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и здравоохранения. Основными задачами М.с, являются разработка специальных методов исследования массовых процессов и явлений в медицине и здравоохранении; выявление наиболее существенных закономерностей и тенденций в здоровье населения в целом и в различных его группах (возрастных, половых, профессиональных и др.) во взаимосвязи с конкретными условиями и образом жизни: изучение и оценка состояния и динамики развития сети, деятельности учреждений здравоохранения и медицинских кадров. Основой М.с. являются общая теория статистики и математическая статистика. В медицинской статистике выделяют следующие основные разделы: общая теория и методы; статистика здоровья населения; статистика здравоохранения; применение методов М.с. в управлении, в клинических, лабораторных, экспериментальных исследованиях. Общая теория и методы М.с. включают методологию медико-статистического исследования, т. е. совокупность специфических научных методов и приемов сбора, обработки, анализа и оценки медико-статистической информации. Основными методами статистических исследований являются статистическое наблюдение (включая методы планирования и организации); группировка и сводка материалов наблюдения; методы первичной статистической обработки данных (вычисление производных величин — средних и относительных, критериев их достоверности); метод выборочного медико-статистического исследования, включая оценку репрезентативности (представительности) выборочных данных; методы математико-статистического анализа: статистическая оценка значимости различий сравниваемых показателей, исследование и оценка связей и взаимозависимостей, исследование динамики явлений и процессов, статистическое планирование эксперимента, прогнозирование, многомерный статистический анализ, графический анализ и др. Медико-статистическое исследование включает пять самостоятельных, но взаимосвязанных этапов: 1) планирование исследования (формулировка цели, разработка задач, программы и плана исследования); 2) статистическое наблюдение (сбор материала для его последующей статистической обработки); 3) статистическая группировка и сводка материалов наблюдения: 4) первичная статистическая обработка данных; 5) научно-статистический анализ, графическое и литературное оформление результатов исследования. Несмотря на наличие этапов, медико-статистическое исследование представляет собой единое, органически связанное целое, в основе которого лежит целостный, системный подход к изучаемому объекту. Объектом медико-статистического исследования являются массовые процессы, происходящие среди населения, в сферах оказания медпомощи и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, анализ которых позволяет вскрыть и охарактеризовать количественно закономерности и особенности здоровья населения в целом и составляющих его групп, развитие и течение болезней среди различных групп населения, деятельность органов и учреждений здравоохранения. Статистика здоровья населения разрабатывает специфические методы и приемы сбора, обработки, анализа и оценки медико-статистической информации обо всех процессах и явлениях, характеризующих состояние и динамику здоровья населения, его качественно однородных групп в связи с конкретными социальными, экономическими и природными условиями: демографические процессы, физическое развитие, заболеваемость населения, временная нетрудоспособность, инвалидность и др. Статистика здравоохранения создает специфические методы и приемы сбора, обработки, передачи, хранения, анализа и оценки информации о состоянии и изменениях сети учреждений и органов здравоохранения, их деятельности, кадров здравоохранения, медико-санитарного имущества и др. Важное место в М.с. нанимают фактические медико-статистические данные, регулярно собираемые, обрабатываемые, анализируемые и используемые в повседневной оперативной работе учреждениями и органами здравоохранения, а также направляемые в строго установленном порядке по подчиненности в виде специальных документов государственной медицинской отчетности. С этой целью в системе здравоохранения создана медико-статистическая служба, низовым звеном которой являются кабинеты медицинского учета и статистики медицинских учреждений. Главной задачей этой службы является обеспечение учреждений и органов здравоохранения достоверной, полной и своевременной информацией. Одним из важных направлений М.с. служит разработка научно обоснованных критериев (показателей) состояния здоровья населения и деятельности учреждений и органов здравоохранения, а также систем таких критериев (показателей), которые могут быть использованы в процессе управленческой работы с целью объективной оценки складывающихся конкретных ситуаций (врачебной деятельности, деятельности конкретных учреждений, их групп и т.д.), их планирования и прогнозирования. Важными медико-статистическими показателями являются показатели здоровья населения (смертность, заболеваемость и др.), показатели, характеризующие работу лечебно-профилактических учреждений (городской поликлиники, детской поликлиники, женской консультации, стоматологической поликлиники, больницы, родильного дома, скорой медицинской помощи и др.), санитарно-профилактических, аптечных и других медицинских учреждений (подразделений). Медико-статистические показатели периодически пересматриваются в соответствии с новыми задачами здравоохранения, развитием медицинской науки и практики, технической оснащенности служб здравоохранения. № 16 Статистическое исследование. Основные этапы. Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет не только преимущества (единая программа, обеспечение сравнимости, показатели объема работы и использования ресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), но и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость, негибкая программа, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и др.). Анализ проделанной работы должен осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований. План статистического исследования составляется в соответствии с намеченной программой. Основными вопросами плана являются: 1. определение объекта наблюдения; 2. определение срока проведения работы на всех этапах; 3. указание вида статистического наблюдения и метода; 4. определение места, где будут проводиться наблюдения; 5. выяснение, какими силами и под чьим методическим и организационным руководством будут проводиться исследования. I этап статистического исследования - составление программы и плана исследования. Программа статистического исследования предусматривает решение следующих вопросов: 1. Определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала; 2. Составление программы разработки материала; Программа разработки полученных данных предусматривает составление макетов статистических таблиц с учетом группировок. 3. Составление программы анализа собранного материала. Программа анализа предусматривает перечень статистических методик, необходимых для выявления закономерностей изучаемого явления. План исследования предусматривает решение следующих организационных вопросов: 1. Выбор объекта исследования 2. Определение объема статистической совокупности 3. Сроки и место (территория) проведения исследования, виды и способы наблюдения и сбора материала 4. Характеристика исполнителей (кадры) 5. Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств 6. Объект статистического исследования — это совокупность, с которой будут собираться необходимые сведения. Это может быть население, студенты, больные, госпитализированные в больницы и т.п. II этап статистического исследования – сбор материала. Сбор материала - это процесс регистрации, заполнения официально существующие или специально разработанных учетных документов (талоны, карт и т.п.). Сбор материала проводят согласно составленным ранее программе и плану исследования. III этап статистического исследования – обработка полученный данных. 3-й этап статистического исследования включает следующие последовательно выполняемые исследователем действия: 1. Контроль собранного материала - это проверка собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования. Например, в анкете не указан пол, возраст или нет ответов на другие поставленные вопросы. В этом случае необходимы дополнительные учетные документы (амбулаторные карты, истории болезни и т.п.). Если эти данные не могут быть получены из дополнительных учетных документов, привлеченных исследователем, то некачественные карты (анкеты) должны быть исключены из исследования. 2. Шифровка - это применение условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные; при машинной — только цифровые. 3. Группировка материала - это распределение собранного материала по атрибутивному или количественному признаку (типологическая или вариационная). Пример: группировка студентов по курсам обучения: I курс, II курс, III курс, IV курс, V курс, VI курс. 4. Сводка данных в статистические таблицы - занесение полученных после подсчета цифровых данных в таблицы 5. Вычисление статистических показателей и статистическая обработка материала. IV этап статистического исследования - анализ полученного материала, выводы и предложения на основе результатов исследования. № 17 Обобщающие статистические показатели: относительные и средние величины. Их значение и применение в статистике. Расчет статистических показателей. Важным этапом в исследо­вании статистических совокупностей для анализа здоровья населе­ния и деятельности системы здравоохранения является расчет неко­торого множества статистических показателей. Статистический показатель— одна из многих количествен­ных характеристик совокупности, численное выражение внутренней сущности изучаемого явления. Относительные статистические показателиболее объективно выражают количественные соотношения между явлениями. Для ана­лиза здоровья населения и деятельности системы здравоохранения выделяют следующие: экстенсивные показатели; интенсивные показатели; показатели соотношения; показатели наглядности. Экстенсивные показателипоказывают внутреннюю структуру явления, распределение его на составные части, удельный вес каж­дой части в целом и выражаются в процентах (%). Эти показатели дают возможность сопоставлять структуры одной и той же совокуп­ности в различные моменты времени, делать выводы о тенденциях и закономерностях структурных изменений в динамике. К экстенсивным показателям относятся структура заболеваемости, инвалидно­сти, смертности, коечного фонда, врачебных специальностей и др. В то же время на основании экстенсивных показателей нельзя судить о частоте изучаемого явления и динамике его во времени. Для этой цели всегда необходимо знать численность среды, в которой происходят явления, и вычислять интенсивные показатели. Интенсивные показателихарактеризуют уровень, распростра­ненность какого-либо явления в среде, которое непосредственно связано с этой средой. Эти показатели рассчитывают, как правило, для анализа здоровья населения, где в качестве среды берут числен­ность населения, а в качестве явления — число рождений, заболева­ний, смертей и др., которые выражают в промилле (%о), децимилле (%оо), сантимилле (%ооо). К интенсивным показателям относятся по­казатели заболеваемости, рождаемости, смертности населения и др. Эти показатели в отдельности можно сравнивать на различных адми­нистративных территориях, группах населения, наблюдать на дан­ный момент времени или в динамике. Интенсивные показатели могут быть общими и специальными. Общие показатели характеризуют явление в целом, например, общие коэффициенты рождаемости, смертности, заболеваемости, вычис­ленные ко всему населению субъекта РФ, города, района и др.; пока­затель больничной летальности, рассчитанный на всех выбывших из стационара больных. Эти показатели позволяют оценить динамику явления или процесса в самом общем виде. Для более углубленного и дифференцированного анализа явлений необходимо пользоваться специальными интенсивными показателями. Особенностью специ­альных показателей является уточнение группировки. Например, при вычислении специальных коэффициентов рождаемости (плодо­витости) за среду берется не все население, а только женщины в воз­расте 15—49 лет. Или другой пример: для углубленного анализа мла­денческой смертности рассчитываются коэффициент ранней неона-тальной смертности (смертность детей в первые 7суток, т.е. в первые 168 часов жиз


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.