|
|||
Эпидемиология БСК.. Болезни органов дыхания (БОД) . Эпидемиология БОД. Травматизм ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Эпидемиология БСК. В структуре заболеваемости БСК 1-ое место занимает АГ. В структуре болезненности ИБС. В структуре смертности основным является – инсульты, инфаркт миокарда. Болезни органов дыхания (БОД) Значимость: 1. Занимают первое место в структуре заболеваемости и болезненности, регистрируется их рост. У взрослых БОД составляют 55% структуры заболеваемости, у детей – 70%. 2. БОД занимает первое место в структуре заболеваемости с временной потерей трудоспособности и наблюдается их рост. 3. БОД занимает 3-4 места в структуре причин смертности и наблюдается их рост. Смертность от БОД больше в сельской местности, у мужчин. 4. БОД занимает 3-5 места в структуре причин инвалидности и наблюдается их рост. 5. БОД чаще регистрируется у детей и пожилых, по полу – у мужчин. 6. Отмечается сезонность БОД. 7. БОД обуславливает значительные экономические затраты (до 10% ВВП). 8. Мнимая легкость БОД приводит к необращаемости, росту осложнений и смертности. Основные факторы: 1. Курение – причина каждого 3-го случая БОД. Смертность у курильщиков на порядок выше. Курение является более агрессивным фактором, чем загрязнение окружающей среды. 2. Переохлаждение. 3. Загрязнение окружающей среды. Эндогенные факторы: пороки развития бронхов, легких. Эпидемиология БОД В структуре заболеваемости 1-е место занимает пневмония; болезненности – хронический бронхит; инвалидности – бронхиальная астма; смертности – хронический бронхит. Травматизм Медико-социальная значимость: 1. Травмы и отравления занимают 2 место в структуре заболеваемости (у детей – 4), наблюдается их рост. 30% всех больных в амбулаторных условиях и 50% хирургических больных в стационарах лечатся по поводу травм. 2. Травмы и отравления занимают 5 место в структуре болезненности, наблюдается их рост (у детей – 6). 3. Травмы и отравления одна из основных причин (3 место) в структуре заболеваемости с временной потерей трудоспособности. 4. Травмы и отравления занимают 3-4 место в структуре общей смертности, наблюдается их рост. Это основная причина смертности лиц трудоспособного возраста. 5. Занимают 3-4 место в структуре инвалидности, наблюдается их рост. 6. 70% всех травм у мужчин и 56% у женщин приходится на трудоспособный возраст. 7. Травмы и отравления чаще регистрируются у мужчин, особенно в трудоспособном возрасте. В возрасте 55 лет и более чаще у женщин (эстрогенная защита снижается). 8. Обуславливают значительные экономические затраты. Медико-социальная обусловленность: Природно-климатические, биологические, временные факторы имеют значение в возникновении травматизма (больше в выходные, в городе – зимой, в сельской местности – летом). Алкоголь – 40% является причиной смерти от трав, 24% транспортный травматизм, 14% непроизводственный травматизм. Причиной большинства травм является не столько повышение травма- опасности окружающей среды, сколько низкая толерантность населения к их воздействию (т.е. низкая травма-защищенность населения). Низкая толерантность обусловлена образом жизни: национальное питание, алкоголь. Она оказывает влияние и на последующее заживление ран. Низкая толерантность связана с недостаточной медицинской грамотностью населения. | |||
№ 11 Медико-социальное значение проблемы инвалидности. Инвалидность– нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности. Критерии жизнедеятельности:это способность к самообслуживанию; передвижению; ориентации; контроля своего поведения; общению; обучению; трудовой деятельности. Современные тенденции: - до 10% населения мира инвалиды. - структура причин первичной инвалидности (по В.К. Лисицыну): БСК – 40%, злокачественные новообразования – 19%, НС и органов чувств – 10%, травмы. - структура юридических причин первичная инвалидность, РФ: 85% заболевание, 7,5 военнослужащие, 4,5 инвалиды с детства, 2 трудовые увечье. - структура первичной инвалидности по тяжести: 2 группа - 60%, 3 группа –25%, 1 группа до 15% - структура первичной инвалидности по полу: 55% мужчины, 45% женщины. - структура первичной инвалидности по месту жительства: РФ – 80% городского населения, 20% сельского населения. - структура общей инвалидности детей: (термин инвалидность с детства введен в 1979 г.) НС и органов чувств (39%), врожденные аномалии (33,8%), психические расстройства (33,3%). За последние 15 лет в России впервые были осуществлены серьезные мероприятия в отношении людей с ограничениями жизнедеятельности (инвалидов), по созданию «доступной среды жизнедеятельности» (определение Всемирной Организации Здравоохранения, ВОЗ). При этом был принят ряд указов президентов и законодательных актов, создан в стране институт социальной защиты населения, разработаны информационные системы и программные средства по проблемам инвалидности и инвалидов, приняты меры по расширению общественного понимания потенциала и нужд инвалидов разных групп (Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации», Москва 1998 год). С принятием закона «О социальной защите инвалидов в РФ», который послужил основой для трансформаций в системе социальной защиты инвалидов, изменилось само содержание понятия «инвалид». В настоящее время в соответствии с первой статьей закона «инвалид - лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничениям жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Таким образом, произошло существенное расширение критериев установления инвалидности, поскольку ранее из всех ограничений жизнедеятельности принималось во внимание лишь ограничение трудоспособности. Несомненным достижением является создание в стране реабилитационных центров, большого числа общественных организаций инвалидов, благотворительных фондов, проектов и программ по социальной защите и поддержке инвалидов Однако, многие программы и проекты, в том числе и государственные, оказались неоправданно затратными, в то время как результативность их оказалась невысокой, а проблемы инвалидов оказались прежними. | |||
№ 12 Современные проблемы профилактики. Здоровье населения обусловлено комплексным воздействием факторов, определяющих образ жизни человека и состояние среды его обитания - атмосферного воздуха, воды, почвы, уровня благосостояния общества и др. Одни факторы позитивно влияют на состояние здоровья населения, другие оказывают отрицательное воздействие. Факторы, потенциально опасные для здоровья человека и способствующие возникновению заболеваний, называют факторами риска. Факторы риска — это потенциально опасные для здоровья факторы, повышающие вероятность возникновения заболеваний, их развития и неблагоприятного исхода. Наиболее распространенными среди взрослого населения и поддающимися коррекции факторами риска являются: • низкая физическая активность; • несбалансированное питание (избыточное потребление поваренной соли, насыщенных жиров, недостаток белков, микроэлементов, витаминов и др.); • вредные привычки (табакокурение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и др.); • психологическая дезадаптация (высокая психо-эмоциональ-ная нагрузка, усталость на работе, чувство страха, враждебности, социальной незащищенности и др.). Устранение или смягчение негативного влияния факторов риска на здоровье населения лежит в основе первичной профилактики и формирования здорового образа жизни. Комплекс профилактических мер, реализуемый через систему здравоохранения, называется медицинской профилактикой. Медицинская профилактика по отношению к населению бывает индивидуальной, групповой и популяционной (массовой). Индивидуальная профилактика — это проведение профилактических мероприятий с отдельными лицами; групповая - с группами лиц со сходными факторами риска; популяционная — охватывает большие группы населения (популяцию) или население в целом. Кроме того, различают первичную, вторичную и третичную профилактику, или реабилитацию. Проблемы укрепления здоровья населения путем существенного снижения распространенности социально значимых заболеваний, создания условий и формирования мотивации для ведения здорового образа жизни последние годы привлекают все большее внимание на государственном уровне. В связи с этим «Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено решение следующих задач: • формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения. Привлечение граждан к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработка механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения; • разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками; • создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития; • обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов; • внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями. Таким образом, рационально построенная система профилактики дает высокий социальный и экономический эффект за счет предотвращения преждевременной смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, сокращения расходов на выплату социальных пособий и др. | № 13 Реабилитация как медико-социальная проблема. Виды и средства. 1. Терминология Реабилитация- это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитация – процесс, целью которого является предотвращение инвалидности в период лечения заболеваний и помощь больному в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания (ВОЗ, 1963). Реабилитация включает в себя все меры, направленные на уменьшение инвалидизирующих факторов и условий, приводящие к физическим и другим дефектам, а также обеспечение возможности для инвалидов достичь социальной интеграции (ВОЗ, 1981). 2. Значение проблемы. 10% населения мира инвалиды (в Беларуси ≈ 4,1% населения инвалиды). 25% населения имеют различные расстройства, которые могут привести к инвалидности. 75-80% инвалидов в развитых странах привлечены к труду. В Беларуси 85% инвалидов не работают. Только богатая страна позволит себе увеличивать число инвалидов и социально зависимых лиц. Ибо, затраты на выплаты пособий больше, чем на активную медицинскую реабилитацию в ранней стадии. При том, что эффективность затрат на реабилитацию большая составляет 1:7, 1:10. Задачи: • медицинские: - восстановление нарушенных функций, - восстановление самогенетических механизмов организма и его личностных качеств • немедицинские: - социально-бытовая адаптация, - профессиональное восстановление. 3. Потребности в реабилитации По данным ВОЗ: 20-25% стационарных больных требуют реабилитации. 40-50% амбулаторных больных требуют реабилитации. Потребность в реабилитации женщин больше, чем мужчин; 60-69 лет самая высокая потребность, По потребностям: 1 место – БСК. (Государственная система многоэтапной реабилитации больных инфарктом миокарда; 5 этапов обеспечивают до 60% - без групп инвалидности). 2 место - Болезни костно-мышечной системы и соединительных тканей. 3 место – Болезни органов пищеварения. По факту: травмы,болезни костно-мышечной системы,БСК. Принципы выполнения программы реабилитации • Последовательность (определение показаний к реабилитации, установление настоящего состояния пациента при расспросе и клиническом осмотре, а также при психологическом и социальном обследовании, определение целей и задач реабилитации, составление плана реабилитации, проверка эффективности реабилитации и ее коррекция, достижение запланированных целей реабилитации, заключение реабилитационной команды и ее рекомендации). • Комплексность (в процессе реабилитации решаются вопросы лечебного, лечебно-профилактического плана, проблемы определения трудоспособности пациента, его трудоустройства, трудового обучения и переквалификации, вопросы социального обеспечения, трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношений пациента и его семьи, общественной жизни). • Непрерывность (восстановительное лечение проводится, начиная с момента возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество с использованием всех организационных форм реабилитации) Виды реабилитационных программ и условия проведения • Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях реабилитации. Она показана пациентам, которые нуждаются в постоянном наблюдении медицинскими работниками. Эти программы обычно эффективнее других, поскольку в стационаре больной обеспечен всеми видами реабилитации. • Дневной стационар. Организация реабилитации в условиях дневного стационара сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий. • Амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках. Пациент находится в отделении поликлиники только на время проводимых реабилитационных мероприятий, например, массажа или лечебной физкультуры. • Домашняя программа. При осуществлении этой программы пациент все лечебные и реабилитационные процедуры принимает дома. Эта программа имеет свои преимущества, так как пациент обучается необходимым навыкам и умениям в привычной домашней обстановке. • Реабилитационные центры. В них пациенты участвуют в реабилитационных программах, принимают необходимые лечебные процедуры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают совет относительно выбора реабилитационной программы, возможности его осуществления в различных условиях. Виды реабилитации Медицинская реабилитация • Физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия). • Механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия). • Массаж. • Традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия). • Психотерапия. • Логопедическая помощь. • Лечебная физкультура. • Реконструктивная хирургия. • Протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь). • Санаторно-курортное лечение. • Технические средства реабилитации. • Информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации. Социальная реабилитация Социально-бытовая адаптация • Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи. • Обучение пациента самообслуживанию. • Адаптационное обучение семьи пациента. • Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации. • Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида). • Обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента). • Сурдотехника. • Тифлотехника. • Технические средства реабилитации Социально-средовая реабилитация • Проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование). • Осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости). • Содействие в решении личных проблем. • Консультирование по правовым вопросам. • Обучение навыкам проведения досуга и отдыха. Программа профессиональной реабилитации • Профориентация (профинформирование, профконсультирование). • Психологическая коррекция. • Обучение (переобучение). • Создание специального рабочего места инвалида. • Профессионально-производственная адаптация. | № 14 Основные методы исследования, используемые для оценки общественного здоровья и деятельности органов и учреждений здравоохранения. Общественное здоровье, как и другие научные дисциплины, имеет свои методы исследования. 1) Статистический метод как основной метод общественных наук широко используется в области общественного здоровья. Он позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения. Кроме того, он широко применяется в медицинских научных исследованиях (гигиенических, физиологических, биохимических, клинических и др.). 2) Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому, основной задачей которого является определение косвенным путем тех или иных поправочных коэффициентов. Общественное здоровье использует количественные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п. 3) Исторический метод строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории. Исторический метод - это дескриптивный, описательный метод. 4) Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Экономика здравоохранения является составной частью экономики страны. Здравоохранение в любой стране располагает определенной материально-технической базой, которая включает больницы, поликлиники, диспансеры, институты, клиники и др. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств. Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения. 5) Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д. Эксперимент можно проводить не только в естественных, но и в социальных науках. В общественном здоровье эксперимент может использоваться не часто из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей. В области организации здравоохранения развивается метод моделирования, который состоит в создании моделей организации для экспериментальной проверки. В связи с экспериментальным методом большие надежны возлагаются на экспериментальные зоны и центры здравоохранения, а также на экспериментальные программы по отдельным проблемам. Экспериментальные зоны и центры можно назвать «полевыми лабораториями» по проведению научных исследований в области здравоохранения. В зависимости от целей и проблем, ради которых они созданы, эти модели значительно варьируют по объему и организации, бывают временными или постоянными. 6) Метод наблюдения и опроса. Для пополнения и углубления, этих данных могут быть предприняты специальные исследования. Например, для получения более глубоких данных о, заболеваемости лиц определенных профессий используют результаты, полученные при медицинских осмотрах этого контингента. Для выявления характера и степени влияния социально - гигиенических условий на заболеваемость, смертность и физическое развитие могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп людей по специальной программе. Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографическим и др. 7) Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ. Эпидемиологический анализпредставляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоровья, эпидемиология представляет собой прикладную медицинскую статистику, которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специфический, метод. |
№ 15 Понятие о медицинской статистике. Значение и использование статистики в социально-медицинских исследованиях и для оценки деятельности учреждений здравоохранения. Медицинская статистика — отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и здравоохранения. Основными задачами М.с, являются разработка специальных методов исследования массовых процессов и явлений в медицине и здравоохранении; выявление наиболее существенных закономерностей и тенденций в здоровье населения в целом и в различных его группах (возрастных, половых, профессиональных и др.) во взаимосвязи с конкретными условиями и образом жизни: изучение и оценка состояния и динамики развития сети, деятельности учреждений здравоохранения и медицинских кадров. Основой М.с. являются общая теория статистики и математическая статистика. В медицинской статистике выделяют следующие основные разделы: общая теория и методы; статистика здоровья населения; статистика здравоохранения; применение методов М.с. в управлении, в клинических, лабораторных, экспериментальных исследованиях. Общая теория и методы М.с. включают методологию медико-статистического исследования, т. е. совокупность специфических научных методов и приемов сбора, обработки, анализа и оценки медико-статистической информации. Основными методами статистических исследований являются статистическое наблюдение (включая методы планирования и организации); группировка и сводка материалов наблюдения; методы первичной статистической обработки данных (вычисление производных величин — средних и относительных, критериев их достоверности); метод выборочного медико-статистического исследования, включая оценку репрезентативности (представительности) выборочных данных; методы математико-статистического анализа: статистическая оценка значимости различий сравниваемых показателей, исследование и оценка связей и взаимозависимостей, исследование динамики явлений и процессов, статистическое планирование эксперимента, прогнозирование, многомерный статистический анализ, графический анализ и др. Медико-статистическое исследование включает пять самостоятельных, но взаимосвязанных этапов: 1) планирование исследования (формулировка цели, разработка задач, программы и плана исследования); 2) статистическое наблюдение (сбор материала для его последующей статистической обработки); 3) статистическая группировка и сводка материалов наблюдения: 4) первичная статистическая обработка данных; 5) научно-статистический анализ, графическое и литературное оформление результатов исследования. Несмотря на наличие этапов, медико-статистическое исследование представляет собой единое, органически связанное целое, в основе которого лежит целостный, системный подход к изучаемому объекту. Объектом медико-статистического исследования являются массовые процессы, происходящие среди населения, в сферах оказания медпомощи и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, анализ которых позволяет вскрыть и охарактеризовать количественно закономерности и особенности здоровья населения в целом и составляющих его групп, развитие и течение болезней среди различных групп населения, деятельность органов и учреждений здравоохранения. Статистика здоровья населения разрабатывает специфические методы и приемы сбора, обработки, анализа и оценки медико-статистической информации обо всех процессах и явлениях, характеризующих состояние и динамику здоровья населения, его качественно однородных групп в связи с конкретными социальными, экономическими и природными условиями: демографические процессы, физическое развитие, заболеваемость населения, временная нетрудоспособность, инвалидность и др. Статистика здравоохранения создает специфические методы и приемы сбора, обработки, передачи, хранения, анализа и оценки информации о состоянии и изменениях сети учреждений и органов здравоохранения, их деятельности, кадров здравоохранения, медико-санитарного имущества и др. Важное место в М.с. нанимают фактические медико-статистические данные, регулярно собираемые, обрабатываемые, анализируемые и используемые в повседневной оперативной работе учреждениями и органами здравоохранения, а также направляемые в строго установленном порядке по подчиненности в виде специальных документов государственной медицинской отчетности. С этой целью в системе здравоохранения создана медико-статистическая служба, низовым звеном которой являются кабинеты медицинского учета и статистики медицинских учреждений. Главной задачей этой службы является обеспечение учреждений и органов здравоохранения достоверной, полной и своевременной информацией. Одним из важных направлений М.с. служит разработка научно обоснованных критериев (показателей) состояния здоровья населения и деятельности учреждений и органов здравоохранения, а также систем таких критериев (показателей), которые могут быть использованы в процессе управленческой работы с целью объективной оценки складывающихся конкретных ситуаций (врачебной деятельности, деятельности конкретных учреждений, их групп и т.д.), их планирования и прогнозирования. Важными медико-статистическими показателями являются показатели здоровья населения (смертность, заболеваемость и др.), показатели, характеризующие работу лечебно-профилактических учреждений (городской поликлиники, детской поликлиники, женской консультации, стоматологической поликлиники, больницы, родильного дома, скорой медицинской помощи и др.), санитарно-профилактических, аптечных и других медицинских учреждений (подразделений). Медико-статистические показатели периодически пересматриваются в соответствии с новыми задачами здравоохранения, развитием медицинской науки и практики, технической оснащенности служб здравоохранения. | № 16 Статистическое исследование. Основные этапы. Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет не только преимущества (единая программа, обеспечение сравнимости, показатели объема работы и использования ресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), но и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость, негибкая программа, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и др.). Анализ проделанной работы должен осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований. План статистического исследования составляется в соответствии с намеченной программой. Основными вопросами плана являются: 1. определение объекта наблюдения; 2. определение срока проведения работы на всех этапах; 3. указание вида статистического наблюдения и метода; 4. определение места, где будут проводиться наблюдения; 5. выяснение, какими силами и под чьим методическим и организационным руководством будут проводиться исследования. I этап статистического исследования - составление программы и плана исследования. Программа статистического исследования предусматривает решение следующих вопросов: 1. Определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала; 2. Составление программы разработки материала; Программа разработки полученных данных предусматривает составление макетов статистических таблиц с учетом группировок. 3. Составление программы анализа собранного материала. Программа анализа предусматривает перечень статистических методик, необходимых для выявления закономерностей изучаемого явления. План исследования предусматривает решение следующих организационных вопросов: 1. Выбор объекта исследования 2. Определение объема статистической совокупности 3. Сроки и место (территория) проведения исследования, виды и способы наблюдения и сбора материала 4. Характеристика исполнителей (кадры) 5. Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств 6. Объект статистического исследования — это совокупность, с которой будут собираться необходимые сведения. Это может быть население, студенты, больные, госпитализированные в больницы и т.п. II этап статистического исследования – сбор материала. Сбор материала - это процесс регистрации, заполнения официально существующие или специально разработанных учетных документов (талоны, карт и т.п.). Сбор материала проводят согласно составленным ранее программе и плану исследования. III этап статистического исследования – обработка полученный данных. 3-й этап статистического исследования включает следующие последовательно выполняемые исследователем действия: 1. Контроль собранного материала - это проверка собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования. Например, в анкете не указан пол, возраст или нет ответов на другие поставленные вопросы. В этом случае необходимы дополнительные учетные документы (амбулаторные карты, истории болезни и т.п.). Если эти данные не могут быть получены из дополнительных учетных документов, привлеченных исследователем, то некачественные карты (анкеты) должны быть исключены из исследования. 2. Шифровка - это применение условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные; при машинной — только цифровые. 3. Группировка материала - это распределение собранного материала по атрибутивному или количественному признаку (типологическая или вариационная). Пример: группировка студентов по курсам обучения: I курс, II курс, III курс, IV курс, V курс, VI курс. 4. Сводка данных в статистические таблицы - занесение полученных после подсчета цифровых данных в таблицы 5. Вычисление статистических показателей и статистическая обработка материала. IV этап статистического исследования - анализ полученного материала, выводы и предложения на основе результатов исследования. | № 17 Обобщающие статистические показатели: относительные и средние величины. Их значение и применение в статистике.
Расчет статистических показателей. Важным этапом в исследовании статистических совокупностей для анализа здоровья населения и деятельности системы здравоохранения является расчет некоторого множества статистических показателей.
Статистический показатель— одна из многих количественных характеристик совокупности, численное выражение внутренней сущности изучаемого явления.
Относительные статистические показателиболее объективно выражают количественные соотношения между явлениями. Для анализа здоровья населения и деятельности системы здравоохранения выделяют следующие:
экстенсивные показатели; интенсивные показатели; показатели соотношения; показатели наглядности.
Экстенсивные показателипоказывают внутреннюю структуру явления, распределение его на составные части, удельный вес каждой части в целом и выражаются в процентах (%). Эти показатели дают возможность сопоставлять структуры одной и той же совокупности в различные моменты времени, делать выводы о тенденциях и закономерностях структурных изменений в динамике. К экстенсивным показателям относятся структура заболеваемости, инвалидности, смертности, коечного фонда, врачебных специальностей и др.
В то же время на основании экстенсивных показателей нельзя судить о частоте изучаемого явления и динамике его во времени. Для этой цели всегда необходимо знать численность среды, в которой происходят явления, и вычислять интенсивные показатели.
Интенсивные показателихарактеризуют уровень, распространенность какого-либо явления в среде, которое непосредственно связано с этой средой. Эти показатели рассчитывают, как правило, для анализа здоровья населения, где в качестве среды берут численность населения, а в качестве явления — число рождений, заболеваний, смертей и др., которые выражают в промилле (%о), децимилле (%оо), сантимилле (%ооо). К интенсивным показателям относятся показатели заболеваемости, рождаемости, смертности населения и др. Эти показатели в отдельности можно сравнивать на различных административных территориях, группах населения, наблюдать на данный момент времени или в динамике.
Интенсивные показатели могут быть общими и специальными. Общие показатели характеризуют явление в целом, например, общие коэффициенты рождаемости, смертности, заболеваемости, вычисленные ко всему населению субъекта РФ, города, района и др.; показатель больничной летальности, рассчитанный на всех выбывших из стационара больных. Эти показатели позволяют оценить динамику явления или процесса в самом общем виде. Для более углубленного и дифференцированного анализа явлений необходимо пользоваться специальными интенсивными показателями. Особенностью специальных показателей является уточнение группировки. Например, при вычислении специальных коэффициентов рождаемости (плодовитости) за среду берется не все население, а только женщины в возрасте 15—49 лет. Или другой пример: для углубленного анализа младенческой смертности рассчитываются коэффициент ранней неона-тальной смертности (смертность детей в первые 7суток, т.е. в первые 168 часов жиз
|
||
|