Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ценностные начала и реальные факторы в основе государственной политики в области производства, оборота и потребления алкоголя



1.2. Ценностные начала и реальные факторы в основе государственной политики в области производства, оборота и потребления алкоголя

Под механизмом государственно-правового регулирования в области производства, оборота и потребления алкоголя понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в этой области, а также предусмотренная действующим законодательством совокупность правовых средств, применяемых органами исполнительной власти в целях результативного управленческого воздействия на общественные отношения в связи с производством, оборотом и потреблением алкоголя, включая реализацию запрета приобретения и употребления алкогольных напитков несовершеннолетними лицами, а также профилактику чрезмерного употребления алкогольной продукции, борьбу с производством и оборотом нелегальной или несоответствующей установленным требованиям алкогольной продукции.

Начиная обсуждение необходимости кардинального улучшения государственной политики в области производства, оборота и потребления алкоголя в Российской Федерации (учитывая катастрофические масштабы алкоголизма и ущерба от него), неминуемо приходится обращаться к ценностным основам такой политики, к тому, что должно лежать в ее основе и что на нее оказывает существенное влияние.

 

Казалось бы, какие могут быть проблемы в определении приоритетов и механизмов деятельности в рамках государственной политики в области производства, оборота и потребления алкоголя? Борьба с алкоголизмом и с нелегальным производством и оборотом алкоголя, профилактика употребления алкогольных напитков несовершеннолетними, введение все большего количества ограничений.

Но комплексный и непредвзятый анализ ситуации в области производства, оборота и потребления алкоголя выявляет наличие нижеследующих объективных факторов, влияющих на эту ситуацию, многие из которых носят двойственный характер и находятся в противоречии друг с другом. Если с несовершеннолетними вопрос ясен, то вот по другим позициям не всё столь относительно просто разрешимо.

При формировании и реализации государственной политики в области производства, оборота и потребления алкоголя придется принимать во внимание и определенным образом учитывать, в частности, нижеследующие сочетания таких связанных и, одновременно, противоречивых факторов:

 

1. Чрезмерное употребление вина (пьянство) – это один из сильнейших разрушителей человеческой культуры, ведущий к деградации личности и общества. Но, с другой стороны, к примеру, во Франции умеренное употребление вина составляет часть национальной культуры. В этой стране вино – это напиток «тотем», говоря языком Ролана Барта, этот напиток символизирует всё «искусство жить по-французски», является частью французской национальной культуры. Вино сегодня играет роль существенного дополнения пищевого рациона, особенно ужина, и ценного компонента кулинарного искусства, олицетворяет собой французский образ жизни. Сегодня французский потребитель не столько пьет вино, сколько его дегустирует. Поэтому неправильно бороться с пьянством, запрещая вино.

 

И сказанное касается отнюдь не только Франции. Как еще один пример, первое же положение вводной части Закона Испании от 10 июля 2003 г. № 24/2003 «О винограднике и вине»[4] декларирует неотделимость вина и виноградарства от культуры Испании.

 

2. Производство и оборот алкогольных напитков – это весьма существенная статья дохода государства, получающего с таких видов деятельности многочисленные и суммарно весьма высокие налоги и сборы. Эти бюджетные доходы идут, в том числе, и на социальную сферу, на экономическое развитие страны. Но абсолютизация свободы ведения этого бизнеса и гипертрофирование, выделение какой-то особой приоритетности вопросов прибыли в ущерб другим не менее, а то и более значимым вопросам, обусловливают возможность постановки (по аналогии) следующего вопроса: а почему бы тогда государству не начать открыто и свободно торговать наркотиками и наступательными вооружениями (автоматическим нарезным стрелковым оружием и проч.), если в расчет принимается только чистая прибыль, а интересы и обязанности защиты жизни и здоровья граждан игнорируются? Но опять же возможности государства вмешиваться в экономическую деятельность тоже не безграничны, и оно не должно необоснованно посягать на экономические свободы.

 

3. Производство и оборот алкогольных напитков – это весьма существенная статья дохода, а зачастую и фактор выживаемости целых туристических регионов, которые обеспечивают стабильность хотельерного и ресторанного секторов бизнеса. И это вполне нормально. Успехи так называемых сельскохозяйственного и виноградарского туризма, основывающегося на посещении винодельческих хозяйств и винных складов, развития находящихся в туристических районах винных баров, предлагающих своим клиентам вечерние дегустации и соответствующие информационно-просветительские мероприятия, вполне иллюстративно подкрепляют эту оценку. Но при этом государство не должно попустительствовать ситуации, когда указанные секторы будут существовать только за счет стимулирования чрезмерного интереса населения к алкоголю. Должны быть и иные направления экономической деятельности, а также разнообразные основы для воспроизводства и роста экономического потенциала в этих сегментах региональной или местной экономики.

 

4. Винодельческая промышленность дает рабочие места огромной армии людей, что обеспечивает пропитание и иное жизненно важное обеспечение в разы большему числу жителей, учитывая иждивенцев на содержании указанных работников. Только в одной Франции сегодня задействовано около 200 тысяч человек, чтобы обрабатывать виноградники, производить вина и спирты. Во всех этих направлениях деятельности задействованы представители многочисленных профессий, предусмотрены высокие профессиональные квалификации и образовательные дипломы, что обеспечивает рабочие места в области профессионального образования. Можно упомянуть виноградарей и виноградарских рабочих, официантов, бочаров, виноделов, сомелье. Не забывая, что речь идет о хороших винах и коньяках, иных высококачественных алкогольных напитках, которые востребованы в человеческом обществе в контексте гастрономической культуры и культуры винопития, следует оценить это как несомненно позитивный фактор. С другой стороны, факт трудовой занятости некоторого количества людей и соображения финансового обеспечения их и членов их семей не могут приниматься в оправдание существования нелегальных производств алкогольной продукции, в том числе алкогольной продукции ненадлежащего качества, а также в оправдание различных ухищрений, направленных на вовлечение населения в неумеренное употребление алкогольных напитков.

 

5. Государство не вправе оставаться безучастным к чрезмерному употреблению гражданами алкогольных напитков, обязано осуществлять меры профилактики алкоголизма. Но государство не вправе (как показывает исторический опыт, физически не в состоянии) совершенно полностью запретить употребление гражданами алкогольных напитков.

 

6. Государство не может оставаться пассивным, должно ограничивать оборот алкогольной продукции, обязано вести предупредительную политику в отношении алкоголизма и должно нести ответственность за охрану общественного здоровья граждан, страдающих зависимостью от алкогольных напитков, и вообще всех граждан (в аспекте защиты их от алкогольной продукции ненадлежащего качества, а также в аспекте профилактики чрезмерного употребления крепких алкогольных напитков). Но переносить всю вину за масштабы алкоголизма и, соответственно, возлагать всю ответственность за борьбу с алкоголизмом исключительно только на государство не вполне верно, поскольку не менее мощный регулятор и фактор влияния на ситуацию в сфере потребления алкогольных напитков представляет собой само общество.

 

7.Медицинские исследования дают двойственные или прямо противоречащие друг другу оценки, многочисленные научные публикации содержат полярно разнящуюся аргументацию по вопросу о пользе (или, наоборот, вреде) умеренного потребления красного вина для здоровья. Существуют аналогичные заявления и относительно более крепких алкогольных напитков, при их употреблении в умеренных количествах. Ряд экспертов заявляет, что регулярное употребление алкоголя в небольших и умеренных дозах имеет профилактический эффект по отношению к заболеваниям сердца. Но также, отметим, существуют и исследования с совершенно противоположными выводами – доказывающими вред от употребления алкогольных напитков, причем степень декларируемого, оцениваемого вреда варьируется от исследования к исследованию.

 

8. Объективные данные о пользе или, по крайней мере, об отсутствии вреда от умеренного и разумного употребления алкогольных напитков и не менее объективные данные о вреде от неумеренного употребления алкоголя «теряются» в заказных публикациях и иных информационных материалах двух противоборствующих сторон – лоббистов производителей, импортеров и продавцов алкогольной продукции и радикальных объединений граждан, превративших борьбу с алкоголем в прибыльный бизнес на грантах, государственных и частных, зарубежных и отечественных. И те и другие зачастую не гнушаются натяжками, преувеличениями, подменами и т.д., действуя по принципу «цель оправдывает средства». И найти в этих условиях разумную оптимальную середину бывает достаточно непросто.

 

9. Как отмечают многие специалисты, одной из положительно зарекомендовавших себя в различных странах мер по борьбе с алкоголизмом, с алкоголизацией населения является изменение структуры потребления алкогольной продукции за счет снижения потребления крепких алкогольных напитков и увеличения доли натуральных вин и пива в общей структуре потребления населением алкогольных напитков, с предотвращением переориентации потребителей на нелегальную, в том числе, суррогатную, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Но, с другой стороны, общеизвестно, что пивной алкоголизм поражает российскую молодежь посильнее водочного, поставляя в условный сектор потребления крепких алкогольных напитков лиц с полным перечнем задатков и зависимостей алкоголика. Винный алкоголизм тоже не из области фантастики (вспомнить хотя бы массовое употребление в СССР низкокачественных «портвейнов» и прочей «бормотухи»).

 

10. Объективные интересы государства по борьбе с алкоголизмом всегда будут входить в противоречие и сталкиваться с частными субъективными интересами и коррупционными действиями «водочных королей», ряд из которых (продолжая опосредованно контролировать и лоббировать этот бизнес) занимает высокие государственные должности.

 

11. По данным экспертов, повышение цен на алкогольные напитки способствует снижению уровня их потребления и остроты проблем, связанных с алкоголем. Но как быть с тем фактом, что существенный рост цен на алкогольные напитки после преодоления ценами некоторого уровня в России приводит к всплеску предложения нелегальных алкогольных напитков низкого качества (включая продукты самогоноварения), востребованных значительным количеством употребляющих алкогольные напитки? Как найти оптимальную модель повышения цен?

 

12. Большая часть критиков алкогольного бизнеса все-таки имеет в виду неумеренное употребление алкоголя, а говоря о вреде алкоголя, по большей части подразумевает лиц, обладающих зависимостью от алкогольных напитков, иными словами – страдающих алкоголизмом. Но неблагоприятные последствия от употребления алкоголя носят диффузный характер и влекут значительный материальный ущерб, распространяясь не только на относительно небольшую и легко определяемую группу населения, состоящую из алкоголиков и лиц с проблемным характером употребления алкогольных напитков. Многие люди, употребляющие алкоголь в умеренных дозах или только в редких случаях, так же могут быть подвержены алкогольным проблемам, особенно если алкогольные напитки употребляются с целью достижения состояния опьянения.

 

Закончив на этом краткий обзор лишь некоторых из немалого перечня объективных и субъективных факторов, которые необходимо учитывать при формировании и реализации государственной политики в области производства, оборота и потребления алкоголя, отметим, что еще больше усложняют ситуацию особенности регулирования обсуждаемой области общественных отношений. Например, множественность субъектов управления, реализации указанной государственной политики. В отличие от многих других сфер регулирования, сфера производства, оборота и потребления алкоголя, учитывая сопровождающие ее явления и ее последствия, является слишком многообразной и комплексной, чтобы ее контроль мог быть возложен на один орган государственной власти.

Примеры законодательства зарубежных стран о вине и виноделии

 

Законы о виноградном вине действовали во всех главнейших странах Европы, за исключением России. Этим крупным пробелом в нашем законодательстве следует объяснить, главным образом, факт непомерного развития подделки названного напитка.

В настоящее время винодельческая отрасль России находится в нестабильном состоянии, не преодолев не только последствия ударов стихии несколько лет назад и продолжающегося экономического кризиса, но и отдаленные последствия антиалкогольной кампании 1985–1986 гг.

Наиболее острыми для виноградарско-винодельческой отрасли являются вопросы сокращения площадей виноградников, объемов производства винограда, и как следствие этого – снижение производства качественных, известных на всю страну виноградных вин и коньяков. Причем эти проблемы касаются не только Кубани, на долю которой приходится почти половина производства винограда и его переработки на Северном Кавказе, но и всех соседних винодельческих регионов. Во многих из них отрасль стала низко рентабельной, а то и убыточной. Без помощи государства, без его участия российским производителям не справиться с этими проблемами, как и с неконтролируемым экспортом в Россию вин из Молдовы и ряда стран Европы, идущего явно в ущерб отечественным виноделам.

Как добиться рентабельности и мировой конкурентоспособности российской винодельческой отрасли, как защитить ее от ударов стихий, в том числе рукотворных в сфере экономики?

Одним из эффективных правовых средств решения указанных задач за рубежом зарекомендовало себя принятие профильного законодательного акта о виноградарстве, производстве и обороте вина, а также о поддержке винодельческой отрасли.

Во многих странах опыт реализации таких актов насчитывает уже больше сотни лет. Так, первый закон, регулирующий производство и оборот натурального вина в Уругвае, был принят еще в 1903 году. В Аргентине первый закон о винах, разработанный на основе германского аналога, был принят в 1893 году в провинции Буэнос-Айрес.

 

Как сказано в разделе «Изложение мотивов» Закона Испании «О виноградниках и вине» от 10 июля 2003 г. № 24/2003, вино и виноградная лоза неотделимы от нашей культуры. На самых первых изобразительных свидетельствах человеческой истории – на египетских рисунках, на греческих амфорах, на римских мозаиках – мы видим человека с кувшином вина в руке. Несмотря на глубочайшие корни культуры вина, на его влияние на общество, литературу и мистику, Праву потребовалось много времени на то, чтобы войти в эту сферу, которая оставалась ему чуждой, покуда относилась лишь к миру чувств и ощущений. Лишь тогда, когда вино превратилось в проблему здравоохранения, общественного и экономического порядка, а государственная власть заинтересовалась этим вопросом, законодатели и законы пришли в эту область, сначала запрещая, затем развивая и следом регулируя производство, торговый оборот и потребление вина.

 

Интересно, что чистоту алкогольных напитков, в том числе пива, защищали законы уже в средневековой Европе (хотя, наверняка, были такие акты и в древности).

 

Наиболее известен из них Баварский закон о чистоте пива от 23 апреля 1516 г. Поскольку этот акт достаточно короток, считаем возможным процитировать его здесь:

 

Были в старой Европе и акты, регламентировавшие виноделие.

В настоящее время законодательные акты о виноградарстве, производстве и обороте вина, а также о поддержке винодельческой отрасли действуют, в частности, в следующих странах:

 

Австрия – федеральный закон Австрии «О виноделии»;

 

Аргентина – Закон Аргентины «Общий закон о винах и других напитках» от 6 ноября 1959 г. №14.878;

 

Армения – Закон Армении «Об алкогольных напитках из виноградного сырья» (принят Национальным Собранием 10.06.2008; подписан Президентом Республики Армении 15.07.2008);

 

Болгария – Закон Болгарии «О вине и спиртных напитках» от 16 сентября 1999 г. (с последующими изменениями);

 

Грузия – Закон Грузии «О виноградной лозе и вине» от 12 июня 1998 г. №1438-IIс (с последующими изменениями);

 

Испания – Закон Испании от 10 июля 2003 г. №24/2003 «Овиноградниках и вине»[1]; имеются также региональные законы, укажем для примера Закон Автономной области Ла Риохи[2] №8/2002 от 18 октября 2002 г. «О виноделии в Ла Риохе»;

 

Италия – Закон Италии от 11 июля 1904 г. №388 относительно положений о борьбе с обманами в производстве и торговле винами и др.;

 

Молдавия – Закон Республики Молдовы «О винограде и вине» №57-XVI от 10 марта 2006 г. и мн. др. нормативные правовые акты, в том числе систематически принимаемые Декреты по конкретным маркам вин контролируемых по происхождению наименований.

До 2003 года во Франции действовал Кодекс вина. Статья 8 Закона от 28 марта 1936 г. предусматривала кодификацию правовых норм, регламентирующих виноградарство и виноделие. Эта задача была выполнена Декретом от 1 декабря 1936 г., который ввел в действие Кодекс вина в его официальной форме. Более 350 статей объединили тогда практически все постановления, относящиеся к определениям, к продукции, к импорту, к торговле и к перемещениям вин. За годы его действия в этот акт было внесено всего лишь чуть менее 30 небольших изменений.

Профильные законодательные правовые акты, регулирующие вино и виноделие, действуют также в Бразилии и многих других странах.

 

Впервые в России Закон о вине был принят в 1914 году – «Закон о виноградном вине» от 24 апреля 1914 г. Однако этот законодательный акт утратил свою силу после октябрьского переворота. Всероссийский центральный исполнительный комитет 9 августа 1921 г. издал Декрет о вине. И в последующем принимались документы, регламентировавшие производство вина, но, во-первых, требования были намеренно смягчены, что не отвечало общемировым подходам, а во-вторых – разрозненная регламентация на уровне подзаконных актов имела множество как юридико-технических, так и содержательных недостатков.

В декабре 2019 года в РФ был принят 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", который вступил в силу 26 июня 2020 года.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.