Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинар 1. Часть 2. «История зарождения и становления биоэтики. Содержание биоэтики. Медицина высоких технологий и современная биоэтическая парадигма».



Семинар 1. Часть 2. «История зарождения и становления биоэтики. Содержание биоэтики. Медицина высоких технологий и современная биоэтическая парадигма».

 

Темы рефератов:

1. История зарождения и становления биоэтики в России.

2. Исторические модели и моральные принципы биомедицинской этики.

3.       Биоэтика и принцип уважения прав и достоинств человека.

4.       Этические проблемы аборта, контрацепции и стерилизации.

5. Этические проблемы новых "технологий зачатия" (искусственного оплодотворения).

6. Этические проблемы генных технологий.

7.       Этические проблемы сексологии и сексопатологии.

8.       Эвтаназия - моральные, правовые и социальные аспекты.

9.       Информированное согласие: от процедуры к доктрине.

10.       Этические проблемы трансплантологии.

 

 

Основная литература:

1. Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика. Учебник. – М.: Геотар-Медиа, 2011. – 4 изд. – 272 с. 

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М.: Грант, 2001. – 177 с.

 

Тестовые задания к семинару 1 (часть 1).

 

1. Что объединяет философские представления Галена и Гиппократа о норме и патологии, здоровье и болезни?

а) взгляды древнегреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля;

б) взгляды древнегреческих философов Демокрита, Эпикура и Асклепиада;

в) взгляды древнегреческих философов Пиррона, Гераклита и Зенона.

 

2. Кто из древнегреческих философов считается основоположником философии природы или натуральной философии, составной частью которой являлось искусство врачевания?

а) Аристотель;

б) Эпикур;

в) Платон.

 

3. Религиозно-философская система – это…?

  а) система понятий о естественном и сверхъестественном устройстве окружающего мира, сложившаяся в той или иной человеческой цивилизации;

  б) система понятий о сверхъестественном устройстве окружающего мира, сложившаяся в той или иной человеческой цивилизации;

  в) система понятий о естественном устройстве окружающего мира, сложившаяся в той или иной человеческой цивилизации.

 

4. В соответствии со стандартной концепцией науки (СКН) познание объективных законов природы осуществляется:

  а) эмпирическим, умозрительным и экспериментальным путем;

  б) умозрительным и экспериментальным путем;

  в) эмпирическим и умозрительным путем.

 

5. В какой из школ древнегреческих врачевателей впервые было сформировано представление о здоровье, как о равновесии между парами противоположностей: влажного и сухого, горячего и холодного, горького и сладкого?

  а) в Кротонской;

  б) в Сицилийской;

  в) Книдской.

 

6.  Кто из древнегреческих врачевателей-философов ввел в философию понятие о четырех «элементах» или стихиях (земля, воздух, вода и огонь), из которых состояло всё сущее, включая неживую и живую природу, в том числе человеческое тело?

а) Эмпедокл;

б) Алкмеон;

в) Асклепиад.

 

7. Какие древнегреческие термины продолжают использоваться в современной медицине?

а) хирургия, дерматология, психиатрия;

б) терапия, офтальмология, акушерство;

в) педиатрия, санитария, неврология.

 

8. Назовите исторические предпосылки к созданию анатомо-физиологической системы Галена?

а) возникновение второй авраамической монотеистической религии (христианства) и образование Pax Romana;

б) возникновение первой авраамической монотеистической религии (иудаизма) и образование Pax Romana;

в)  образование Pax Romana.

 

9. Принцип телеологии в работах Галена – это…?

а) принцип конечной целесообразности творения всего живого, проявляющийся в упорядоченном строении и движении;

б) принцип избирательной целесообразности творения всего живого, не всегда проявляющийся в упорядоченном строении и движении;

в) принцип конечной или избирательной целесообразности творения всего живого, не связанный с упорядоченным строением и движением.

 

10. Каких врачевателей Гален называл «продавцами лекарств»?

а) врачей-эмпириков, не доводивших до конца исследование причин болезни;

б) врачей-асклепиадов, отрицающих соматический характер душевных болезней;

в) врачей-методистов, отвергавших причинно-следственную связь между внутренними изменениями в организме и внешними признаками заболевания.

 

Ситуационные задачи к семинару 1 (часть 2).

 

Ситуационная задача 1. Право на жизнь (пассивная эвтаназия).Новорожденный ребенок страдает атрезией заднего прохода и болезнью Дауна. Немедленное хирургическое вмешательство, по всей вероятности, послужит спасению жизни ребенка. Однако его интеллект со временем не превысит уровня 4 лет, а общая продолжительность жизни составит около 20 лет. Родители отказываются от операции, предпочитая, чтобы ребенок умер естественной и, заметим, мученической смертью.

Какое решение вы примете, учитывая позиции, которые по этим вопросам занимают:

- международное право;

- отечественное право;

- врачебная этика;

- религиозная мораль;

- православная;

- католическая;

- протестантская;

- иудейская;

- мусульманская

- буддистская.

Международное право. Квалификация пассивной эвтаназии зависит от содержания права на жизнь или «права жить».

Действующий Пакт о гражданских и политических правах (Ст. 6/1) гласит: «Никто не может быть произвольно лишен жизни».  

Декларация ООН о правах инвалидов и умственно отсталых (в двух резолюциях 2856/ХХХ и 3447/ХХХ) требует, чтобы они пользовались одинаковыми с другими людьми правами, и в особенности правом на жизнь.

Если не производить хирургическое вмешательство, то родительские права в отношении несовершеннолетнего ребенка, признанные всеми международными институтами прав человека, вступают в противоречие с основным правом ребенка на жизнь и даже перечеркивают его (см. ст. 8 Европейской конвенции о правах человека, а также ст. 17 и 23/1 Пакта о гражданских и политических правах).

Отказ родителей от защиты права ребенка на жизнь, которая, конечно же, ограничена врожденным заболеванием, означает лишение жизни этого ребенка.

Отказ от операции для врача равносилен неоказанию врачебной помощи, то есть равносилен пассивной эвтаназии.

Отметим, что в данном случае речь идет о спасении человеческой жизни. Только врач наделен правом оказания возможной медицинской помощи, в том числе экстренной. Именно в этом состоит его профессиональный долг. Решение родителей оставить ребенка без помощи не может служить основанием для отказа от хирургической операции, хотя согласие родителей на ее проведение является обязательным с точки зрения международных правовых норм.

Отечественное право.Согласно ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан «государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний». Ст. 45 Основ… запрещает эвтаназию, в том числе пассивную.

Врачебная этика.Международный кодекс медицинской этики гласит: «Врач должен действовать только в интересах пациента при оказании медицинской помощи…». Хельсинская декларация: «Долг врача – защита жизни». В 1950 г. в Нью-Йорке ВМА категорически осудила эвтаназию. Позднее в Лиссабоне (1981) в Декларации о правах больного ВМА признала право больного на достойную смерть (п. «е»), а также на отказ от лечения (п. «с»). Венецианская декларация ВМА (1983) уточняет, что «врач никогда преднамеренно не лишит жизни пациента ни по его просьбе, ни по просьбе его семьи».

Всеобщая декларация ЮНЕСКО о биоэтике и правах человека (2005) берет под защиту уязвимые группы и будущие поколения (ст. 5, 7, 8, 14) и требует «недопущения их дискриминации», подчеркивая, что «интересы отдельного человека должны главенствовать над интересами собственно науки или общества». Исключения не допускаются даже в случае неизлечимой болезни или уродств. Биоэтика требует от врача руководствоваться не только принципом уважения права автономии личности пациента, но и принципами «делай благо» (милосердия) и «не навреди», справедливости.

В нашем случае наблюдается конфликт между принципом автономии, с одной стороны, и «не навреди» и «делай благо», с другой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.