ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА – схема
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА – схема
Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста», 1898 г. (либретто Н.А. Римского-Корсакова при участии И. Тюменева по одноименной драме Л. Мея)
Тема
| 1. Историческая: мрачное время царствования Ивана Грозного и опричнины. 2. Социально-психологическая: трагическая участь простых людей, чьё право на счастье отнято деспотической царской властью.
| Идея
| Протест против произвола власти и сил угнетения, разрушающих жизнь человека ; глубокое сочувствие невинным жертвам людских страстей.
| Жанр
| Лирико-психологическая опера с чертами социально-бытовой драмы
| Конфликт. Тип драма-тургии
| Столкновение сил Добра (Марфа, Лыков) и Зла (Грязной, Любаша, Иван Грозный, Бомелий). Многоплановая конфликтная драматургия построена на сложном переплетении нескольких линий.
Сочетание сквозного действия (сцены) со структурно завершёнными номерами. Бытовые сцены – фон, оттеняющий основной конфликт. Песенность – основа муз. языка оперы. Лучший песенный тематизм в партиях женских образов (Марфы и Любаши)
| Лейтмотивы
| Немного, сосредоточены в сфере «зла» или рока: Ивана Грозного, Бомелия, яда, Грязного, Любаши.
Марфа, Лыков – отсутствие лейтмотивов.
| Действие, место действия
| Увертюра
| 1 действие. «Пирушка». В доме
Грязного
| 2 действие. «Приворотное зелье».
На улице.
| 3 действие. «Дружко» В доме Собакина.
| 4 действие. «Невеста». Царские палаты.
| | | | | | | | | Этапы драматур-гии
| | Экспозиция и завязка линий Грязной-Любаша-Бомелий. Показ внутренних противоречий в образах Грязного и Любаши.
| Экспозиция образа Марфы. Марфа – объект тройного действия сил зла (Грязной, Любаша, Иван Грозный). Развитие линии «зелья».
| 1 кульминация – оглашение царского указа в разгар свадебн. пира
| 2 кульминация – безумие Марфы. Трагическая развязка – гибель 4-х героев.
| | | | | | | | |
Особенности оперы:
-увертюра, а не вступление, как в сказочных операх;
-традиционная роль оркестра, поддержка вокальной партии;
– много мастерски написанных ансамблей различного состава (от дуэта до секстета) («энциклопедия» в этом смысле): ансамбли «согласия» (трио из Iд., квартет из IIд.), сцены-диалоги или ансамбли-«поединки» (дуэт Любаши и Грязного из Iд., дуэт Любаши и Бомелия из IIд.)
|