Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА – схема



ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА – схема

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста», 1898 г. (либретто Н.А. Римского-Корсакова при участии И. Тюменева по одноименной драме Л. Мея)
Тема

1. Историческая: мрачное время царствования Ивана Грозного и опричнины. 2. Социально-психологическая: трагическая участь простых людей, чьё право на счастье отнято деспотической царской властью.

Идея

Протест против произвола власти и сил угнетения, разрушающих жизнь человека ; глубокое сочувствие невинным жертвам людских страстей.

Жанр

Лирико-психологическая опера с чертами социально-бытовой драмы

Конфликт. Тип драма-тургии

Столкновение сил Добра (Марфа, Лыков) и Зла (Грязной, Любаша, Иван Грозный, Бомелий). Многоплановая конфликтная драматургия построена на сложном переплетении нескольких линий.

Сочетание сквозного действия (сцены) со структурно завершёнными номерами. Бытовые сцены – фон, оттеняющий основной конфликт. Песенность – основа муз. языка оперы. Лучший песенный тематизм в партиях женских образов (Марфы и Любаши)

Лейтмотивы

Немного, сосредоточены в сфере «зла» или рока: Ивана Грозного, Бомелия,  яда, Грязного, Любаши.

Марфа,  Лыков – отсутствие лейтмотивов.

Действие, место действия Увертюра 1 действие. «Пирушка». В доме Грязного

2 действие. «Приворотное зелье».

На улице.

3 действие. «Дружко» В доме Собакина. 4 действие. «Невеста». Царские палаты.
 
         
Этапы драматур-гии   Экспозиция и завязка линий Грязной-Любаша-Бомелий. Показ внутренних противоречий в образах Грязного и Любаши. Экспозиция образа Марфы. Марфа – объект тройного действия сил зла (Грязной, Любаша, Иван Грозный). Развитие линии «зелья».

1 кульминация – оглашение царского указа в разгар свадебн. пира

2 кульминация – безумие Марфы. Трагическая развязка – гибель 4-х героев.
             

 

Особенности оперы:

-увертюра, а не вступление, как в сказочных операх;

-традиционная роль оркестра, поддержка вокальной партии;

 – много мастерски написанных ансамблей различного состава (от дуэта до секстета)  («энциклопедия» в этом смысле): ансамбли «согласия» (трио из Iд., квартет из IIд.), сцены-диалоги или ансамбли-«поединки» (дуэт Любаши и Грязного из Iд., дуэт Любаши и Бомелия из IIд.)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.