Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Историко-драматические оперы



Историко-драматические оперы

Как и все “кучкисты”, композитор обращался к русской истории, картинам народной жизни. Большинство подобных опер созданы композитором по пр-ям Льва Александ. Мея - русск поэта, драматурга и переводчика немецкого происхождения. Можно выделить 6 произведений:

1. “Псковитянка” (по исторической драме Л. А. Мея, воскрешающей события времён Ивана Грозного) в наибольшей степени отразила эстетические установки Балакиревского кружка. По жанру - народная драма, кот. автор писал в тесном содружестве с Мусоргским, работавшим над «Борисом». Однако,в ней сказывается характерная в дальнейшем для Р-К повествовательность, спокойная объективность тона, что позволило Асафьеву назвать “Псковитянку”  “оперой-летописью”.

 2. Камерные “драматические сцены” – одноактная опера “Моцарт и Сальери” (на текст “маленькой трагедии” Пушкина) — тонкий психол. этюд. Сложный внутр. мир героев, особенно Сальери, Р-К передаёт с помощью гибкого, интонационно-выразит. речитатива и ариозной декламации, истоки которых — в вокальном стиле “Каменного гостя” Даргомыжского.

3. Опера в Iд. “Боярыня Вера Шелога” по Мею приближается к драматической моноопере. Муз. содержание её раскрывается в большой, свободно построенной симфонизированной сцене рассказа Веры (как бы Пролог к «Псковитянке»).

4. Вершина творчества Р-К -  “Царская невеста”, созд.в 1898 (по Мею) выделяется  конфликтной драматургией, напряжённым развитием действия, яркими кульминациями, подчёркнутой ориентацией на классические принципы формообразования. Чёткая расчленённость номерной структуры, главенство вокального начала, обилие арий и развитых, мастерски написанных ансамблей различного состава (от дуэта до секстета) выделяют “Царскую невесту” среди других опер композитора.

5. «Сервилия» на римскую тематику.

6. «Пан Воевода» - на польскую, посвящена Шопену

            Драматургия этих опер существенно отличается от сказочных:

1.в основе – конфликт и столкновение характеров,

2.напряженное развитие действия,

3. основная идея оперы раскрывается уже в увертюре в конфликтном противопоставлении Г.П. и П.П., а не во вступлении, как это характерно для сказочных опер.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.