|
|||
Историко-драматические оперыСтр 1 из 2Следующая ⇒ Историко-драматические оперы Как и все “кучкисты”, композитор обращался к русской истории, картинам народной жизни. Большинство подобных опер созданы композитором по пр-ям Льва Александ. Мея - русск поэта, драматурга и переводчика немецкого происхождения. Можно выделить 6 произведений: 1. “Псковитянка” (по исторической драме Л. А. Мея, воскрешающей события времён Ивана Грозного) в наибольшей степени отразила эстетические установки Балакиревского кружка. По жанру - народная драма, кот. автор писал в тесном содружестве с Мусоргским, работавшим над «Борисом». Однако,в ней сказывается характерная в дальнейшем для Р-К повествовательность, спокойная объективность тона, что позволило Асафьеву назвать “Псковитянку” “оперой-летописью”. 2. Камерные “драматические сцены” – одноактная опера “Моцарт и Сальери” (на текст “маленькой трагедии” Пушкина) — тонкий психол. этюд. Сложный внутр. мир героев, особенно Сальери, Р-К передаёт с помощью гибкого, интонационно-выразит. речитатива и ариозной декламации, истоки которых — в вокальном стиле “Каменного гостя” Даргомыжского. 3. Опера в Iд. “Боярыня Вера Шелога” по Мею приближается к драматической моноопере. Муз. содержание её раскрывается в большой, свободно построенной симфонизированной сцене рассказа Веры (как бы Пролог к «Псковитянке»). 4. Вершина творчества Р-К - “Царская невеста”, созд.в 1898 (по Мею) выделяется конфликтной драматургией, напряжённым развитием действия, яркими кульминациями, подчёркнутой ориентацией на классические принципы формообразования. Чёткая расчленённость номерной структуры, главенство вокального начала, обилие арий и развитых, мастерски написанных ансамблей различного состава (от дуэта до секстета) выделяют “Царскую невесту” среди других опер композитора. 5. «Сервилия» на римскую тематику. 6. «Пан Воевода» - на польскую, посвящена Шопену Драматургия этих опер существенно отличается от сказочных: 1.в основе – конфликт и столкновение характеров, 2.напряженное развитие действия, 3. основная идея оперы раскрывается уже в увертюре в конфликтном противопоставлении Г.П. и П.П., а не во вступлении, как это характерно для сказочных опер.
|
|||
|