|
|||
III. Идеальные смыслы. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 III. Идеальные смыслы. 13. Жизнь ради познания (учебы, науки). Формируется на базе ориентировочно-исследовательского инстинкта. Разновидностью этого смысла может выступать вариант сценария «жизнь как предисловие» (В.Н. Дружинин), когда смысложизненной позицией в нем выступит – учеба: приобретение знаний. «И все же «жизнь как подготовка к жизни» придает смысл затратам времени, человек знает для чего он живет, он прикреплен к действительности, и каждую новую ситуацию рассматривает как возможность чему-нибудь научиться. Отсюда проистекает жажда новизны, но не просто частоты событий, а новизны личного опыта». 14. Жизнь ради творчества (искусства).Формируется на базе подражательного инстинкта. Творчество – во многом является подражанием внешнему миру, т.е., воплощением каких-то ситуаций, картин в объективированных автором субъективных образах. Творческие люди живут во имя создания этих образов (картин, книг, фильмов). Данный смысл может быть свойственен жизненного сценария «Жизнь ради творчества» (по В.Н. Дружинину). 15. Жизнь ради самосовершенствования(совершенствование способностей в любой области, спорт). Формируется на базе игрового инстинкта, который дает возможность детенышам в игре развивать силу, навыки, умения; они могут понадобиться ему в будущем, но пока еще совсем не нужны. Людям, исповедующим этот смысл жизни, тоже может быть свойственен сценарий «Жизнь как предисловие»; только смысложизненной позицией здесь будет умножение возможностей и способностей самого человека, его организма, его душевных и духовных качеств, а не знаний, как в случае смысла, формирующегося на основе ориентировочно-исследовательского инстинкта. 16. Жизнь ради борьбы (свободы, сопротивления, преодоления препятствий). Формируется на базе инстинкта свободы. Характерен для революционеров, романтиков, а так же некоторых преступных личностей.
Согласно опросу общественного мнения (проведен ВЦИОМ в 2015 г.), подавляющее большинство россиян называли следующие цели в жизни: ü создание хорошей семьи (94%), ü воспитание детей и обеспечение их будущего (95%), ü поддержание и улучшение здоровья (95%), ü жить в согласии с совестью (90%), ü иметь хороших друзей (89%).
Признавая принцип самоценности личности, мы не должны забывать, что единичная личность не в состоянии реализовать всю полноту жизненного бытия. Это в принципе недоступно отдельному человеку, если даже поселить его, как Робинзона Крузо, на необитаемый остров. Идея высшего целого связана с народом, с обществом, а всякое общество имеет свою историю, поток которой, тянущийся из глубин седой старины в неведомое будущее, образует то, что именуется человечеством. По словам А.И. Герцена, «за нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана всемирной истории; мысль всех веков на сию минуту в нашем мозгу». Подчеркивая социальную сущность человека, В. С. Соловьев говорит: общество есть дополненная, или расширенная, личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное, общество. Отсюда следует вывод: человек изначала является как существо лично-общественное, и вся история есть лишь постепенное углубление, возвышение и расширение двусторонней, лично-общественной жизни. Принципиального противоборства между личностью и обществом не может быть, а бывает лишь столкновение по личному почину между новой и прежней стадиями лично-общественного развития. Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель и смысл его усилий лежат не только в его личной судьбе, а прежде всего в социальных судьбах его народа и даже всего человечества. Как бы ни была гениально богата духовная жизнь того или иного человека, каким бы фонтаном ни била сила его разума во вне, она все же не самодостаточна и ограниченна, если он не усвоит духовных ценностей человечества, не почерпнет из кладезя других народов и истории. Богатство человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного общества и тем более отдельного человека. По самой своей сути народы призваны «устроиться» на Земле всемирно. Человечество можно (разумеется, условно) уподобить единому соборному существу: оно росло из поколения в поколение подобно тому, как отдельный человек растет со сменой своих возрастов. А в своем росте, подчиняясь общечеловеческому принципу прогрессивного развития, каждое общество и каждая нация призваны самостоятельно пройти свои особые пути культуры, при этом вступая во всеобщую мировую взаимосвязь. Вдумавшись в суть жизни общества и в историю человечества как единого целого, мы должны признать, что огромную роль в нашей жизни играют не только живые, но и умершие, разумеется, те, которые оказались достойными быть воспринятыми в потоке истории человечества. Они, по словам В. Соловьева, вдвойне преобладают над живущими: как их явные образцы и как их тайные покровители — как глубинный механизм культурного массива, через который «усопший разум» действует в частной и общей истории видимого прогрессирующего на Земле человечества. Таким образом, резюмируем, смысл существования – в самом существовании, в самом бытии человека, и ценность его жизни — в способности, несмотря на все трудности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому.
Контрольные вопросы: 1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике? 2. Почему многие философы говорят о человеке как о тайне? 3. Чем отличалось понимание человека в эпоху античности, средневековья, в Новое время? 4. Что такое «сущность» и «природа» человека? 5. Какова роль деятельной парадигмы в понимании человека? 6. Каковы основные подходы к пониманию сущности антропосоциогенеза? 7. Каковы факторы происхождения человека? 8. В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке? Какие решения этой проблемы вы знаете? 9. Каково соотношение между сущностью и существованием человека? 10. В чем суть вопроса о смысле человеческого существования?
Темы рефератов: 1. О месте человека в философской картине мира. 2. Сущностные черты человека. 3. Интегральная природа человека. 4. Психоанализ и проблема человека. 5. Проблема человека в экзистенциализме. 6. Религиозные концепции человека. 7. Основные подходы к проблеме человека в западной философской антропологии. 8. Расизм и проблема соотношения биологического и социального в человеке. 9. Философская концепция человека и проблема патологии. 10. Значение и границы проблемы смысла жизни.
Основная литература: Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб., 2012. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 2017. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2018. Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник для вузов. – М., 2014. Дополнительная литература: Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. – № 7. Алейник Р.М. Человек в философском постмодернизме. – М., 2006. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000. Арьев Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1992. Бережной Н.М. Человек и его потребности. – М., 2001. Бажутина Т.О. Происхождение человека: концепция переходного состояния развития. – Новосибирск, 1993. Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 2007. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 2019. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. – Ростов-на-Дону, 1994. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М., 1999. Гаджиев К.С. Этюды о тоске человека по вечности // Вопросы философии. – 2009. № 3. Казначеев В.П., Спиркин Е.Н. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. – Новосибирск, 1991. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990. Подорога В.К. Феноменология тела. – М., 1995. Проблема человека в западной философии. – М., 1986. Проблема человека в истории медицины. – М., 2004. Пухликов В.К. Человек и общество: к проблеме гуманизации социально-философского мышления. – М., 1990. Райков В.Л. Общая теория сознания: Иерархия сознаний и задачи человеческого существования. – М., 2000. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – Л., 1990. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. – М., 1989. Соловьев О.В. Человеческое Я в «просвете» физического закона // Вопросы философии. – 2008. – № 8 Спасибенко С.Г. Биолого-генетические основания социальной структуры человека // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 3. – С. 97 – 112. Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека / пер. с англ. – М., 1998. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 2017. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 1994. Тульчинский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности // Вопросы философии. – 2009. – № 4. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6. Фромм Э. Душа человека. – М., 2018. Хайтун С.Д. Феномен человека на фоне универсальной эволюции. – М., 2005. Хоружий С.С. Кризис цивилизации сквозь призму антропологии. – М., 2006. Человек как философская проблема. – М., 2006. Человек: философско-энциклопедический словарь / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 2000. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека //Общественные науки и современность. – 1998. № 1. Шевяков Г.С. Человек и его судьба. – М., 2004.
|
|||
|