![]()
|
|||||||
РИТМ, МЕТР И ТЕМП ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 РИТМ, МЕТР И ТЕМП В музыке звуки соотносятся в определённом порядке не только по высоте, но и по длительности. Напевая мелодию, невозможно произвольно долго задерживаться на том или ином звуке: мелодия изменится. Последовательность длительностей звуков в музыкальном произведении называется ритмам (греч. «ритмо'с», от «ре'о» — «теку»). Ритм — яркое выразительное средство музыки. Часто именно он определяет звучание того или иного произведения, а иногда даже жанра. Таковы, например, марш или вальс — их легко отличить только по ритму. Ещё одно важное свойство музыки проще всего понять, если сравнить её с поэзией. В устной речи или прозе соотношение ударных и безударных слогов не играет особой роли. Иначе обстоит дело в стихотворных произведениях, где оно очень важно. Равномерное чередование ударных (сильных) и безударных (слабых) слогов в поэзии называется метром. Соотношение безударных и ударных слогов определяет размер стихотворения. Музыкальные понятия метра и размера близки к литературоведческим. Единицей метра в музыке слу- жит такт, который можно сравнить со словом в стихотворении, а подобием слогов являются доли такта — ударные и безударные. Продолжая сравнение между поэзией и музыкой, следует отметить, что размер музыкального произведения может быть не только двудольным (как хорей и ямб в стихотворном тексте) или трёхдольным (как дактиль, амфибрахий и анапест), но и гораздо более сложным. Помимо метра и ритма важную роль в музыке играет темп — ско-рость исполнения произведения. Неверно выбранный темп может совершенно исказить музыкальный образ. Для определения темпа при-меняются итальянские термины: адажио (adagio — «медленно»), анданте (andante — «не спеша»), аллегро (allegro — «скоро») и др. Однако все темпы, применяемые в музыке, в той или иной степени условны, так как музыка рождается заново при каждом исполнении.
|
|||||||
|