|
|||
ЛАД, ЗВУКОРЯД И ТОНАЛЬНОСТЬ. В произвольном месте закончить мелодию сложно: некоторые звуки вызывают ощущение незавершённости, требуют продолжения мелодии; на других, наоборот, остановиться легко. Таким образом, звуки, взаимодействуя друг с другом, приобрСтр 1 из 2Следующая ⇒
ЛАД, ЗВУКОРЯД И ТОНАЛЬНОСТЬ В произвольном месте закончить мелодию сложно: некоторые звуки вызывают ощущение незавершённости, требуют продолжения мелодии; на других, наоборот, остановиться легко. Таким образом, звуки, взаимодействуя друг с другом, приобретают разные качества: одни воспринимаются как неустойчивые, другие как устойчивые — опорные.
Субдоминанта и доминанта обычно представляют собой, соответственно, IV и V ступени гаммы. Все вместе они образуют опорное (тоническое) трезвучие лада. Музыкальные произведения строятся, во-первых, на мелодии — определённой последовательности звуков, образующих законченную мысль. Мелодия, имеющая чётко выраженное настроение, создающая образ, называется темой. В больших сочинениях тема часто состоит из нескольких мелодий. В свою очередь мелодия может делиться на фразы и мотивы. Во-вторых, в музыкальном произведении используются созвучия — одновременно взятые звуки. Созвучия, включающие более трёх звуков, называют аккордами. Тоника, доминанта и субдоминанта помогают достичь гармонии — согласованного звучания аккордов. Гармонией именуют также искусство соединения аккордов друг с другом в музыкальном произведении. Любую мелодию можно напеть, начиная с произвольно выбранного опорного звука (тоники). Мелодия от этого не изменится — её можно будет узнать. Однако обнаружится, что в одном случае петь несложно — голос без труда воспроизводит мелодию, а в другом одни звуки оказываются слишком низкими, а другие чересчур высокими. В зависимости от выбранной тоники мелодия звучит то выше, то ниже — в разной тональности. Таким образом, тональность — это высота лада. Роль тональности очень велика. Музыкальное произведение, как правило, начинается и заканчивается в одной тональности, в середине же возможен временный уход к другим тональностям. Единая тональность скрепляет произведение, придаёт ему целостность и сообщает логику развитию музыкальных тем. Различные лады известны с глубокой древности. В европейской музыкальной традиции чаще всего используются два лада — мажор (фр. majeur, от лат. major — «больший») и минор (ит. minore, от лат. minor — «меньший»). Мажор обычно связан со светлым, радостным настроением, минор носит более 602 Язык музыки сумрачный, печальный характер. Эти лады могут быть представлены мажорной или минорной гаммой, которые различаются внутренним расположением интервалов (тонов и полутонов). Наряду с мажором и минором существует множество других ладов — в народной музыке, музыкальной культуре стран Востока и т. п. В том числе есть и такие, которые построены не на семи, а на ином числе ступеней. В европейской музыке XX в. появились лады, выходящие за рамки мажора и минора и не использующие традиционную систему тональностей.
|
|||
|