|
|||
Работа с понятием «слово».. Лингвистическое исследование. Работа в группах.3. Работа с понятием «слово». - Объяснить, почему имена существительные «сословие», «благословение», «слово» являются этимологическими родственниками. Объяснить правописание этих слов, выполнить этимологический морфемный разбор (Работа с этимологическими и толковыми словарями. Попутное повторение термина «опрощение»).
4. Лингвистическое исследование. Работа в группах. Задание: исследовать пары слов; доказать, являются ли они этимологическими родственниками; прокомментировать орфограммы 1. Благовоние, об..няние; 2. Благоденствие, д..нщик; 3. Длинный, подл..нник; 4. Целостный, поц..луй; 5. Мех, м..шок.
План лингвистического исследования
1) Определить современное лексическое значение слова. 2) Дать этимологическую справку. 3) Прокомментировать орфограмму. 4) Сделать вывод.
5. Сообщение ученика (Приём индивидуально-авторской этимологии как способ придания образности слову. На примере заметки Н.М.Шанского «О дремучем слове дремучий).
В рассказе К.Г.Паустовского «Клад», повествующем о его путешествии с А.Гайдаром по Приокскому лесному краю, мы встречаемся с очень интересной индивидуально-авторской этимологией. Этимологической операции писателем здесь подвергается слово «дремучий»: «Мы восхищались точностью русского языка. Действительно, лесные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и лесные озёра и ленивые лесные реки. По берегам этих рек росли цветы – кукушкины слёзы.В народе их звали «дрёмой». Это растение было под стать дремучим лесам. Венчики кукушкиных слёз сонно висели, согнувшись до самой земли».Всем приведённым текстом художник слова подводит нас к тому, что прилагательное «дремучий», подобно словам «горючий», «сыпучий», образовано от «дремать», «дрёма». Но как показывают языковые факты, слова «дремать» и «дремучий» -- не родственники. Слово «дремать» - из той же семьи, что франц .dormir «спать», нем. traumen «видеть сон», «мечтать». А в прилагательном «дремучий» тот же корень, что и в греч. dryma «роща», «деревья». - Итак, можно ли проверить правописание безударной гласной в корне слова « дремучий» словом «дрёма»? (Нет, они не являются этимологическими родственниками). - К чему может привести ложная этимологизация? (К орфографической ошибке).
6. Лингвистическая игра «Верю, не верю» (использование сигнальных карточек) Вопросы игры: 1.Верите ли Вы, что слова «паломник» и «пальма» являются этимологическими родственниками? (Да, т.к. паломник-это странник, возвратившийся из святых мест с пальмовой ветвью). Попутно решаем орфографическую задачу: паломник 2. Верите ли Вы, что слова «простыня» и «простой» являются этимологическими родственниками? 3. Верите ли Вы, что слова «валидол» и «инвалид» являются этимологическими родственниками? 4. Верите ли Вы, что слова «галактика» и «галантерея» являются этимологическими родственниками? 5. Верите ли Вы, что слова «дотошный» и «точка» являются этимологическими родственниками?
7. Словарный диктант (при необходимости обратиться к этимологическому словарю.) Используем слова, включающие два типа иноязычных элементов - ман - (греч. манус - рука); - мон – (греч. моно - один).
Манера, монархия, маникюр, манжета, монограмма, манускрипт, монолог, манипуляция, манифест, монолит.
|
|||
|