|
|||
Платон.. Аристотель. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Платон.
Теория идея, или эйдосов. Что такое прекрасное само по себе, справедливое само по себе, благо само по себе и т. п.? Это и есть идеи. Но идеи существуют объективно, в некоем «умном мире». Такой подход называется – объективный идеализм. (Nota Bene: По Платону, идея – не мысль, пришедшая нам в голову, идея существует где-то вне нас!).
Диалог «Парменид»: Парменид спрашивает у Сократа: для всего ли есть идеи? Сократ отвечает, что они точно есть для прекрасного, справедливого, благого, единого и многого и т. п. Парменид: существует ли идея человека, огня, воды? Сократ колеблется: может быть, существует, а может быть, нет. Наконец, Парменид: а есть ли идея волоса, грязи и другой, не заслуживающей внимания дряни?! Сократ определённо: нет, для всего этого нет идей – это только вещи нашего мира. – Отсюда платоновское двоемирие: есть мир идей – вечных, стабильных, неподвижных, благих сущностей – и мир вещей – наш несовершенный мир, в котором всё течёт и изменяется (по Гераклиту).
Чем является идея для вещи? (см. учебник А. С. Богомолова по истории античной философии, М.: Высшая школа 1985): а) образец, модель, парадигма вещи, б) общее (родо-видовое) понятие вещи, в) сущность вещи, г) цель вещи.
Теория познания Платона: анамнезис – припоминание. Человеческие души когда-то были в мире идей и созерцали их. Но они ниспали оттуда и позабыли то, что видели. Теперь одни люди помнят идеи лучше, другие – хуже. Более всего позабыли то, что видели, софисты и тираны.
Занятие философией – то, что помогает человеку вспомнить идеи. Если человек посвятит себя полностью философии, то он отправится в будущей жизни созерцать идеи – то есть в лучший, божественный мир, и даже сам станет богом. В противном случае его ждёт длительный круг перерождений (метемпсихоз) – эта идея у Платона напоминает индийскую сансару.
Диалог «Тимей»: Демиург – дословно «мастер, творящий ручные предметы». Этим словом Платон называет Бога-творца. Бог смотрит на вечные эйдосы (образцы) и в соответствии с этим из материи вылепливает вещи. На самом деле слова «вылепливает из материи» – неточное выражение. Материя (по-греч. хора) означает: пустое пространство. Поэтому точнее так: Бог заполняет это пространство вещами.
Отсюда три рода сущего по Платону (при их описании используется семейная лексика): идея (отец) – материя (мать, кормилица, восприемница) – вещь (дитя).
Диалог «Пир»: понятие платонической любви. Человек стремится стать богом, то есть смертный стремится стать бессмертным, несовершенный – совершенным и т. д. Божество стремления, желания – Эрос. Ступени любви: любовь к красивым телам (эротическое влечение в собственном смысле) – любовь к людям как носителям прекрасного в телах – любовь к прекрасному не только в теле человеческом, но и в душе – наконец, любовь к прекрасному самому по себе, то есть любовь к некоей идее, или, как пишет Платон, к «бестелесной, бескачественной и бескрасочной сущности». Диалектика (в данном случае) – это освобождение от всего чувственного на пути познания вечной идеи.
Аристотель.
Критика теории идей. Именно о ней сказано: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель отрицает «умный мир», где находятся идеи Платона. Позиция Аристотеля: идея (то есть нечто общее) существует не самостоятельно, а в конкретных вещах (то есть в некоем множестве).
Что собою представляют вещи? Вещь – то, что возникает, исчезает и оформляется. То есть у вещи есть некая материя, которая приобретает конкретную форму. Например, масса гипса может приобрести форму статуи. Или масса меди – форму шара. И т. п.
Две первых причины вещи: Материя (греч. гиле) Форма (греч. эйдос, логос, морфэ). То есть каждую вещь мы можем рассматривать с точки зрения материи и формы – отсюда название философии Аристотеля: гилеморфизм.
Но кроме того, каждая вещь есть действительность чего-то (греч. дюнамей он), которая содержит в себе возможность стать чем-то (греч. энергия, энтелехия). Например: ребёнок – это действительность ребёнка и возможность взрослого. Ещё две причины: действующая и целевая (энтелехия означает «цель», энергия – сила, которая осуществляет эту цель: например, из массы камня можно построить дом, то есть приложением силы перевести некую материю в некую форму).
Вопрос Аристотеля: за счёт чего материя, как возможность самых различных и многих форм, переводит их в действительность? Ответ: за счёт вечного движения. Вопрос: кто обеспечивает это вечное движение? Ответ: Бог. Это знаменитая аристотелевская концепция Бога-перводвигателя.
Аристотель – создатель классической логики (науки о законах мышления, позволяющих передавать другим объективное знание).
Аристотель – крупнейший энциклопедист античности.
Этика Аристотеля – метриопатия (стремление к умеренности). Добродетель – это нечто среднее между недостатком и избытком. Например, мужество – это среднее между трусостью и безрассудной храбростью.
В этике Аристотель впервые разделяет познание и добро (позиция, обратная позиции Сократа).
Неоплатонизм. Это школа, которая пыталась соединить философию Платона и философию Аристотеля. Главный труд Плотина – «Эннеады» («Девятки»). Изначальная проблема единого и многого решается через систему эманации (проистечения): Единое, которое есть начало всего, произливается за пределы самого себя, и это излияние производит ступени бытия с разными градациями множественности и материальности. Задача человека – соединение с Единым, выход из тела (экстасис), то есть мистический путь.
Специфика неоплатонизма ещё и в том, что, будучи утончённой, детализированной философией, он возрождает античную магию, демонологию, вообще язычество. Это предопределило его конфликт с христианством. Для нашего предмета важен категориальный аппарат неоплатонизма. Он предложен поздними неоплатониками – прежде всего Проклом (V в.). Кроме того, следует рассмотреть теорию «пяти звучаний» у Порфирия Тирского, ближайшего ученика Плотина. Но с этой темы начинается следующая лекция, посвящённая философии Средневековья.
|
|||
|