|
|||
Ранняя греческая философия.. Досократики.Ранняя греческая философия.
Так называемая «гномическая» мудрость: «гномы» – краткие афоризмы, приписываемые Семи мудрецам (имена их варьируются, но среди них всегда называют Фалеса и Солона). Суть этих изречений может быть сведена к следующему: «ничего сверх меры» (знаменитая греческая умеренность).
Изначально словом «софос» назывался мудрец – тот, кто знает всё. В этом смысле многознания слово «философствование» впервые встречается у историка Геродота.
Другой подход: знать всё – невозможно для человека, а возможно только для Бога, – человек же может знать лишь единое на потребу, самое нужное, поэтому он может только любить мудрость, быть философом.
А что самое главное, чтó следует знать? Либо это природа (философия досократиков, или «физиков»), либо это познание себя и других людей (идея Сократа).
Досократики.
Фалес – впервые идея единого начала (архэ), из которого всё возникает и в которое всё возвращается, которое также является основой всех явлений (философский монизм). Таким началом Фалес называл воду, а другие представители Милетской школы – другие стихии: землю, огонь, воздух (поэтому этих философов называли: «стихийные материалисты»).
Анаксимандр – архэ мыслится более абстрактно: это не какая-то конкретная стихия, а нечто беспредельное (по-греч. «апейрон»).
Ксенофан – в качестве архэ он называет мир как таковой. То есть космос – это Абсолют, Бог. В основе своей он един, неподвижен и неизменен. Но в обычной жизни мира мы всегда встречаем множественность, движение и изменение. Это – одна из главных проблем греческой мысли: единого и многого, стабильности и нестабильности космоса, целого и частей.
Концепция Ксенофана может быть развита в 3х направлениях:
1) Гераклит абсолютизирует изменение: мир постоянно меняется. «Всё течёт и ничто не остаётся неизменным», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку – постоянно набегают новые волны» – знаменитые изречения Гераклита.
Гераклит впервые разрабатывает диалектику – учение о смене (борьбе) и гармонии противоположностей: день сменяется ночью, молодость старостью и т. д.
2) Парменид (родоначальник Элейской школы) абсолютизирует единое, не изменяемое ни пространственно, ни хронологически, неподвижное, целостное Бытие. Его тезис: «Бытие есть, а небытия нет».
Его ученик – Зенон Элейский: знаменитые апории (по-греч. «непроходимости») – противоречия, в которые впадает наше мышление, когда пытается мыслить множественность и движение.
-апория против множественности: Допустим, что в мире существует множество вещей. Возьмём какую-нибудь одну вещь (вот этот мел). Среди прочих вещей он будет бесконечно малой вещью. Но начнём делить его на части. Получим бесконечное множество малых частиц. По отношению к ним мел будет бесконечно велик. Получается, что одна и та же вещь и бесконечно мала, и бесконечно велика – противоречие…
-апории против движения: Самая известная «Ахиллес и черепаха». Быстроногий Ахиллес никогда не догонит медленно ползущую черепаху: он придёт в ту точку, где она находилась, а она сдвинется на мельчайшее расстояние, он туда – а она дальше… – Апория «стрела»: Стрела выпущена из лука и летит. Но в конкретный момент времени стрела занимает весь объём конкретного пространства, и там она покоится. Там же, где её нет, она также не движется. Возьмём другой момент – и обнаружим ту же ситуацию. И т. д. Получается: летящая стрела покоится…
3) Наконец, можно предположить, что архэ – не одно, а в основе мира лежит много начал (архай), которые механические движутся, в результате этого возникает множество разных вещей и изменения. Это – плюралистические (множественные) онтологии (теории бытия):
Эмпедокл – в основе мира частицы 4х стихий (воды, огня, воздуха, земли), или «корни всех вещей»; их притягивает сила любви (филейя) и отталкивает сила ненависти (нейкос) – в результате мир то более един, то более раздроблен;
Анаксагор – в основе мира частицы 4х стихий (те же), или «семена всех вещей»; но над ними находится не связанный с ними Нус (Разум), который размешивает их и устраивает из них красивый мир – то есть космос (здесь уместно указать, что слово «космос» родственно слову «косметика»);
наконец, атомисты (Демокрит) – есть атомы и есть пустота; «атомос» – «неделимый»; атомы различаются формой, величиной, положением; они носятся в пустоте и то соединяются, то разъединяются – в результате этого возникают (и распадаются) различные вещи и даже целые миры.
Школа пифагорейцев: в основе мира – число (учение о гармонии).
V в. до н. э. – так называемое «греческое Просвещение». В Афинах появляются софисты, которые впервые начинают брать деньги за обучение философии. Прежде всего, они развивают риторику – науку красноречия. Софисты могли говорить на любую тему, в любом жанре и стиле. Софистов не слишком интересовала истина. Знаменитое выражение софиста Протагора: «Человек – мера всех вещей». То есть то, что считает данный человек истиной, то ею и является. Главное – убедить слушателей в своём мнении. Умение побеждать в спорах тесно связано с публичной политической деятельностью, в которой участвовали софисты. Кроме того, они релятивируют и понятие нравственных норм: эти нормы не универсальны, а тоже постоянно меняются. Софисты впервые пробуждают интерес к человеку, к человеческому самопознанию.
Сократ – тоже занят самопознанием, но он противник софистов: он считает, что объективная истина и объективная нравственность существуют.
Метод Сократа: во-первых, ирония – Сократ прикидывался простаком, не умеющим спорить, находил какого-нибудь софиста, затевал с ним беседу и очень быстро ставил маститого спорщика в тупик своими вопросами; во-вторых, майевтика – то есть акушерское искусство: сам Сократ был сыном акушерки и шутил, что принимает роды, только не у жён, а у мужей, – то есть заставляет их рождать истину; в-третьих, диалектика – то есть искусство определения общих понятий (категорий) в процессе диалога. В последнем требовании: чтобы начать спор, следует сперва определить общие понятия – Сократ есть родоначальник европейского рационализма. Пример. Диалог «Лахес». Лахес – это военачальник, солдафон. Сократ спрашивает его: что такое мужество? Лахес отвечает: мужество – это значит мужественно стоять на поле брани. Сократ: но ведь скифы часто бросаются в обманное бегство? И почему обязательно «стоять»: ведь одно мужество для пехоты, а другое для конницы? И почему обязательно мужество на войне: часто человек, мужественный на поле боя, не мужественен в обыденной жизни. Нужно определить, что такое мужество вообще. И много подобных примеров в других диалогах Платона.
«Познай самого себя» – девиз Сократа. Критерий самопознания – в душе человека. Демон Сократа – некое божество, с которым Сократ пребывал в частом общении: этот демон остерегал его от дурных поступков и слов, но ничего не говорил ему, когда Сократ собирался сделать что-либо доброе (в этом случае человек должен – сам решать).
Сократ впервые в европейской мысли соединяет истину и добро: добро – это любовь к истине.
|
|||
|