|
|||
Теперь послушайте замечательные рассказы о начале походов войск Арабского [халифата] в Дагестан. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Теперь послушайте замечательные рассказы о начале походов войск Арабского [халифата] в Дагестан. Некоторые сказали, что войска арабов начали походы в Дагестан во времена Умара, а другие считают, что во времена Усмана. Самым первым, кто пришёл, был наместник Суракат ибн Амр. В те времена в наших краях со стороны Тарков находились обладающие силой хазары. Суракат вначале взял Дербент, а затем начал воевать с соседними народами. Затем Суракат умер и вместо него наместником стал Абдурахман ибн Рабиа. Потом через некоторое время произошла война с хазарами, в которой погибли Абдурахман и множество мусульман. Затем произошло разногласие в том, кто возглавит войско вместо Абдурахмана. Пришедшее на подмогу войско Шама предлагало своего военоначальника Хабиба ибн Масламу, а остальные предлагали Салмана – брата Абдурахмана. В итоге договорившись, выбрали Салмана. Потом произошла крупная война с хазарами, в которой погибли Салман и множество мусульман. Уцелевшие вернулись, кто в Шам, а кто в Туркестан. (42). Во времена Муавии прибыли мусульмане, которые устроили войну с хазарами, и завоевав множество трофеев, вернулись в Шам. (89). Во времена правления Валида ибн АбдулмаликаприбылКутайба ибн Муслим. Устроив войну с хазарами, завоевав множество крепостей и земель, вернулся с множеством трофеев. (91). Валидотправил своего братаМасламу ибн Абдулмалика, и он тоже устроив множество сражений с хазарами, вернулся с трофеями. (105). Во времена [правления] Язида ибн Абдулмаликабыл отправленДжаррах ибн Абдуллах, который тоже вернулся с множеством трофеев. Во времена своего правления Хишам ибн Абдулмаликотправил своего братаМасламу, [для которого это был] повторный поход. И вновь он вернулся с трофеями. Однако после возвращения Масламы [хазары] отбили у арабов земли обратно, дойдя до города Ардебиль, устроив там сражение, убили Джарраха ибн Абдуллаха и разгромили оставшееся войско. (112). Хишам заново отправил своего брата Масламу. Затем Маслама подошёл к Дербенту, и завоевав Дербент, затем вышел к Тарки, и завоевав у хазар всю область, завершил завоевание всего Дагестана. (115). Во времена нахождения в составе Арабского [халифата] наместник Кавказа восседал в Тбилиси, а халифы восседали в Багдаде. Кавказ был у Арабского [халифата] в течение 400 лет. В то время в Тбилиси были мечеть, медресе, большие учёные, были и церкви грузин. После арабов Кавказ был в руках турков-сельджуков, которые, однако, подвергли Кавказ сильному угнетению. После них татары, сначала Чингиз-хан, а после Батый-хан, завоевали область Грузии. Эти же татары завоевали Русь. После появился Тамерлан, о котором рассказы будут далее. Во многих книгах сказано, что Дагестан завоевал и привёл в Ислам [её жителей] Маслама, однако среди людей он более известен под именем Абу-Муслим. Хотя его имя было Маслама, но возможно имя Абу-Муслим является его прозвищем, у арабов множество подобных прозвищ, великие и достойные мужчины без таких прозвищ встречаются мало. Распространённым является мнение о том, что могила Абу-Муслима в Хунзахе, однако мне неизвестно. В книгах сказано, что завоевавший Дагестан Маслама вернулся в Шам и там умер. И ещё. У того, который похоронен в Хунзахе, на халате и на мече имеются надписи с восхваляющими Али стихами и возвеличивающими его словами. Однако для отправившего войско в Дагестан Хишама и его семейства не было более ненавистного, чем Али. Даже на пятничных молитвах с минбаров их правители в подвластных себе землях, таким образом проклинали Али и его семейство, чтобы отвратить от него и чтобы устранить опасность своему государству. Эти проклинания продолжались со времён Муавии до времён Умара ибн Абдулазиза. Сказано, что Умар остановил это. Теперь такой брат Хишама, и при этом предводитель его войска, на его одежде и мече, если подумать, будут ли восхваляющие Али надписи? – этого не может быть. Услышав весть об Абу-Муслиме, кумухцы отправили мужчин, чтобы проверить с какой религией он пришёл. Мужчинам очень понравилась эта религия, и довольными вернувшись домой они рассказали остальным. Затем и остальным так же понравилась [эта религия] и они добровольно, по своему желанию вознамерились принять Ислам. Затем отправив людей пригласить Абу-Муслима, сами в свою очередь вышли навстречу. Также некоторые задавались вопросами, но ничего не смогли поделать. В то время Абу-Муслим находился в селении Рича. После того как Кумух стал мусульманским, [лакцы] вместе с Абу-Муслимом ходили в военные походы на Хунзах и остальной Аваристан, на равнину, в разные места, совершая значительные газаваты. Поэтому Абу-Муслим прозвал их газиями, и с тех пор пошло название Гази-Кумух. В то время на месте Кумуха кроме небольших поселений не было большого города как сейчас. Всю область Лакии тогда называли Кумухом, который до принятия Ислама поглядывал [в сторону] правителей Хунзаха. Говорят, что летом правители Хунзаха восседали в местности Яртта-ар. И после Абу-Муслима [народ] Кумуха не оставив борьбу за веру, продолжил приводить в Ислам народы вплоть до границ с Грузией. Даже есть рассказ, что [народ] Кумуха заново привёл в Ислам [народ] Хунзаха, после того как они вновь стали неверными. В Кумухе очень много могил газиев, со всей округи погибших привозили похоронить в Кумух. (311). В Кумухе есть известные зияраты: погибшего на газавате Мандалы, и Гази-Каландара, который привёл в Ислам Кубачи. Кумухская Джума-мечеть построена Абу-Муслимом, а Мухаммад-хан поднял в ней потолок и обновил крышу. И недавно тоже джамаат Кумуха обновил крышу. У входа в мечеть крыша осталась такой, какой она была изначально. В эпоху газаватов кумухцы все были газии (воители за веру), а теперь из-за множества трусливых мужчин нет положения, назвать их ихними потомками. Много таких бездумных, которые если им будет копеечная личная выгода, то готовы нанести джамаату ущерб в сто рублей. И при наличии повода немедленно доносят чиновникам, тем самым портят чиновников и портят [жизнь] людям. Бессильны, чтобы вокруг все вместе договорившись устроить кружки обучения Корану и грамоте. Однако в случае чего, не раздумывая тратят столько денег на спиртное. Из-за этого легкомыслия, мужчины даже после трёх лет отсутствия дома не могут три месяца дома удержаться [не выпивая]. Так как нет в Лакии [религиозно] образованных мужчин, во многих сёлах муллы аварцы, а теперь и в Аваристане их становится меньше. В дальнейшем, откуда будут брать? Некоторые учёные стараются как могут избежать выплаты, вменённого в обязанность Аллахом заката. Одни находят хитрые пути для этого, а одни учат этому других, однако в шариате нет хитрых путей. А некоторые увлеклись искать пути для ростовщичества. Многие даже сказали, что бумажные деньги – не деньги, а обычная бумага. Даже не знаю, что сказать этим глупцам. Даже не знаю, некоторым мюридам и шейхам, разговаривая за спинами других, остаётся ли время на выполнение своих [суфийских] заданий? Некоторые из них едят только приготовленное своими руками, и чтобы не поесть приготовленное остальными мусульманами, даже будучи в гостях сами для себя готовят. И даже это дело преподносят как чистоту и возвеличение, однако, это никоим образом не соответствующее шариату нововведение. Ни пророк, ни остальные сподвижники, никто так не поступал. Так поступают мужчины, занимающиеся деятельностью шейха, однако, не умеющие хорошо этого делать. Обучаясь на русском, научившись, что дважды два – четыре, начинают говорить, что Аллаха нет, и пророков Аллах не отправлял, и религия не нужна. А что же начнут говорить, когда научатся, что четырежды четыре – шестнадцать? Я сам видел отходников, которым понравились курящие мужчины, и они как маленькие дети, учащиеся курить и которым понравились слова некоторых, носящих русские фуражки, о том, что Бога нет. В эту эпоху каждый мужчина развивается и обогащается посредством знаний, таланта, мастерства, даже обучается науке торговли. В наших краях, смотря на происходящее в мире, из необходимых знаний нет ничего, а от других [знаний], от выпускников русских гимназий, нашим до сих пор пользы не было, хоть выпускнику самому и была [польза]. Пусть Аллах, начиная с меня, покажет каждому его собственные недостатки. Абу-Муслимпоставил в Кумухе правителя над всем Дагестаном. Также назначил различных правителей в Кайтаге, Табасаране. Абу-Муслим оставил войско у правителя Дербента, и повелел правителю Дербента [при необходимости] отправляться с войском для наказания тех, кто будет ослушиваться кумухского шамхала. Установил налог над всеми людьми и повелел все налоги отдавать в Кумух шамхалу, чтобы по повеление шамхала направить их туда, куда необходимо. Абу-Муслим в Кумухе, Акуше, Цудахаре, Сюрге, Согратле, Табасаране назначил кадиев для исполнения шариата. Потомки этих кадиев до сих пор есть там. (118). Хишам ибн Абдулмалик отправил с войском Асада ибн Зафара, чтобы ещё более укрепить силы мусульман в Дагестане. Затем Валид ибн Язид отправил Марвана ибн Мухаммада с двадцатью тысячами мужчин. Устроив войну с Хазарией, было уничтожено множество хазар. Затем Марван вернулся в Шам и после того, как власть перешла к нему, стал правителем. Потом в Хорасане появился мужчина по имени Абу-Муслим, который собрав множество людей, устроил войну с Марваном, разбил его войско, и в этой войне Марван погиб. (132). Правление от семейства Марвана (омейяды) перешло к семейству Аббаса (аббасиды), из них самым первым правителем стал Саффах, после него правителем стал его брат Мансур, который отправил войска в Дагестан. Желая отомстить за смерть Хусейна, Саффах, выкопав из могил правителей омейядов, одних повесил, а других сжёг кости, совершил всякие не совместимые с Исламом скверные злодеяния. Даже оставшихся в живых из омейядов, позвав к себе в гости, скверным образом всех убил, спаслись лишь те, кто успел сбежать. Один из них – Абдурахман сбежал в Испанию и, создав там своё государство, стал её правителем. Испания до этого была завоёвана омейядами. Омейяды притесняли [людей], не думали о религии, однако завоевали множество земель, аббасиды после них ничего значительного не завоевали. Однако в эпоху аббасидов наука очень сильно развилась: бесчисленное множество философов, врачей, химиков, астрономов, помимо них были мужчины и по всем [остальным] наукам. Возникновение четырёх мазхабов, разделение одних мусульман на четыре части тоже произошло в эпоху аббасидов. До этого мазхабов не было. Имам Шафии родился в 150-м году. Кумух принял Ислам за 35 лет до появления на свет Шафии. Помимо разделения на четыре части, правитель Египта – черкес по имени Фарадж ибн Баркук, сделал в Мекке для четырёх мазхабов отдельные места. Этим ещё более разделив [мусульман], которые выстаивали [молитву] наподобие мужчин с разными религиями. До этого все вместе выстаивали молитву в одном месте. Учёные того времени не соглашались [с разделением], сделали что могли, однако не имели сил против правителя. Помимо этого, до сих пор некоторые считают, что недозволено шафиитам молиться за ханафитами, другие считают, что порицаемо, что нет вознаграждения за коллективный намаз в таком случае. Я сам видел многих мужчин, которые из-за этого не выходят на коллективный намаз и пятничный [намаз]. Так же очень много ханафитов избегают молиться за шафиитами. Учёные, которые так говорят, пусть постараются ещё больше разделить. Во времена Харуна ар-Рашида из [династии] аббасидов, мусульмане самыми первыми изобрели часы. Рашид в качестве подарка отправил их французскому королю Карлу Великому. Говорят и поныне эти часы находятся во французском музее. Увидев эти часы, французы были ошеломлены: одни считали, что внутри находится дьявол, другие считали, что это колдовство, и чтобы проверить, что там внутри, предлагали разломать [часы], однако Карл Великий не позволил им. В Испанииво временаРашида было отдельное государство, их правители были из омейядов. Однако Рашиду [и его людям] очень не нравилось, что есть отдельное государство у мусульман, которое им не подчиняется. Поэтому Рашид подружился с Карлом Великими отправлял ему подарки, чтобы перепоручить Карлу Великому [решение вопроса] с мусульманами в Испании. Было время, когда арабы Испании завоевали многие французские города, даже были планы, завоевав всю Францию, выйти к Стамбулу. Однако Карл Великий в то время был правителем всей Европы, и потому между Карлом Великими арабским наместником Абдурахманом аль-Гафики произошло крупное сражение у Пуатье. В этом сражении Абдурахман пал шахидом и его войско вернулось. (146). Во времена Мансура в Дербент прибыл правителем Язид ибн Асад. И он, устроив войну с Хазарией, уничтожил множество хазар. Затем Мансур вызвал Язида в Багдад, и посоветовавшись с ним, решил переселить из Шама, из Мосула около тысячи семей мусульман, создав поселения вокруг Дербента, и поселить в них, для предотвращения нападений хазар. (170). Харун ар-Рашид стал правителем. Назначенный Рашидом правитель Дербента Хузайма провёл воду из реки Рубас в Дербент, и по берегам канала были созданы сады и огороды. Говорят, что Рашид с семьёй прибыл в Дербент и, провёдя около семи месяцев там, вернулся. Говорят, что в Дербенте у Рашида умерло двое сыновей и их похоронили на [кладбище] Кирхляр. (270). Мутамид-Аляллах стал правителем. По его указу часть доходов от нефтяных месторождений в Баку направлялась для выплаты жалования войску в Дербенте. (656). В Багдад пришли татары, убили халифа Мустасим-Биллаха, убили множество мусульман, уничтожили правление аббасидов. С тех пор не было правителей, халифов из аббасидов. Татары убили бесчисленное множество учёных, способных мужчин, лишили мусульман знаний и силы. В Багдаде уничтожили научные книги, бросив их в реку Тигр. Из-за многочисленности книг говорят, что та большая река почернела, и люди без помощи мостов ходили [через реку] по книгам. (771). Появился правитель по имени Тамерлан(Хромой Тимур) и встревожил весь мир. Тимур после того, как принёс разрушения в Грузию и Ширван, отправился в Дагестан. Тимур [своим происхождением] из татар. (797). Завоевав Дагестан, он отправился в Астрахань, а оттуда отправился на Русь. Куда-бы они не пошли, везде они разрушали крепости и города, не оставляя камня на камне. В некоторых местах делали холмы из отрубленных ими голов мужчин. Из Руси выйдя в Черкессию, он вновь отправился в сторону Дагестана. Затем, завоевав некоторые земли кумыков, он пошёл в Чечню. В Чечне разрушил город Алмак, насчитывающий восемь тысяч домов. Затем, отправившись через горы Салатавии, разрушил тамошние сёла. Создал село Чиркей и переселил в него жителей тех мест. До этого село Чиркей не существовало. Тимур всячески притеснял [и мучал] тех, кто ему не подчинился, а среди тех, кто ему подчинился, соблюдал строгий порядок. Тимур устроил войну с [турками-] османами, и разбив османское войско, взял в плен их правителя – султана Баязида. Поэтому всё османское государство пришло в упадок. К тому же сыновья Баязида, воюя друг с другом за власть, ещё больше навредили государству. В течение тридцати лет их государство не могло вернуться в своё [прежнее] состояние. Намечавшееся во времена Баязида завоевание Стамбула было отброшено назад по причине [нашествия] Тимура. Тимур был хромым, а Баязид был со слабым зрением. Когда Баязида схватили и привели [к Тимуру] было сказано: «Если немного подумать, то этот мир ничто, если бы был чем-то [сто́ящим], то Аллах не дал бы весь мир хромому мне и слепому тебе». (851). В городе Ардебиль появился шейх по имени Джунейди, объявив, что идёт на газават в Черкессию, направился в сторону Ширвана. В это время шах Ширвана испугавшись, что если у того в краях Дагестана силы увеличатся, и что тот отнимет у него Ширван, настроив народ в Дагестане против него, убил этого шейха. Потом мюриды его похоронили в Хадрахе. Потом сын Джунейда шейх Хайдар, так же собрав мюридов, начал тайные обсуждения о создании своего отдельного государства. Чтобы отличить своих мюридов Хайдар повелел всем им [носить] головные уборы из сукна красного [цвета], поэтому в то время им дали прозвище кизилбаши, что означает «красные головы». Потом, когда правитель Ардебиля Султан Якуб начал на него наступать, шейх Хайдар со своими мюридами отправился в сторону Нухи и Дербента, однако, когда мюриды подошли к Дербенту, то дербентцы устроили им войну, и Султан Якуб отправил войско на помощь дербентцам, [в итоге] мюриды были разгромлены. Шейх Хайдар спасаясь бегством в Табасаран, был пойман и убит. (895). Затем сын шейха Хайдара шейх Исмаил, так же собрав мюридов, начал [действовать]. Отправившись с многочисленным войском, он занял Шемаху. Вслед за ней занял и Баку. И после, совершая походы, завоевал множество земель, собрал множество трофеев и богатств. Затем, отправившись в Тебриз, став из шейха Исмаила шахом Исмаилом, принялся править [государством]. (906). Шах Исмаил в иранских краях многих суннитов шафиитского мазхаба насильно привёл в шиизм, убил очень много шафиитских учёных, сжёг книги и мечети, совершил жестокие злодеяния. Поэтому с тех пор в тех краях увеличилось [число] шиитов, а до этого в тех краях было много шафиитов и ханафитов. В конце концов, после того, как он не послушал уговоров успокоиться, не убивать учёных и не сжигать мечети, османский [правитель] Султан Салим с этим шахом устроил сражение в Чалдиране, разгромил его войско и многих людей взял в плен. Шах спасся бегством. Этот шах, чтобы обратить шиитов на свою сторону, начал говорить, что он защитник и поборник шиизма, обманывая шиитов. Это он усилил вражду между шиитами и суннитами. Во время правления потомка этого шаха Исмаила – Султана Мухаммада Худабанды, его мужчины, притесняя, сильно измучили людей. Поэтому шемахинцы отправили мужчин в Стамбул к правителю Султану Мураду, рассказать ему о притеснениях, о своём положении. Так же из прежних правителей Ширвана Абу-Бакар Мирза, встретившись со всеми дагестанскими правителями, попросил у них помощи и они сказали, что помогут. И затем этот Абу-Бакар, отправившись в Черкессию, сделал черкесов своими сторонниками. Затем Султан Мурад отправил Ла-ла Мустафа-пашу со ста тысячами мужчин в Шемаху. Абу-Бакар Мирза отправился с дагестанским войском на подмогу. (986). В ходе войны Грузия, Тбилиси, Шеки-Ширван, в общем, вся эта сторона [реки] Куры стала полностью османской. Потом Мустафа-паша, укрепив крепости Шемахи, поставив ханом Шемахи Абу-Бакара Мирзу и оставив у него немного войска, сам вернулся обратно. Потом, узнав, что паша вернулся, шах отправил своего сына Хамзата Мирзу с войском, чтобы вернуть обратно Ширван. Хан Султан Мурад повелел крымскому хану отправить своего брата с войском в Шемаху. Потом, раньше войск сына шаха, в Шемаху отправились другие шииты, чтобы самим её завоевать и взять трофеи. Когда эти шииты, окружив Шемаху, воевали с находившимися в крепости османами, в это время прибыло крымское войско, и шииты оказались окружены и очень многие были убиты. В это время с крымским [войском] были также и дагестанцы. После, оставив Осман-пашу с османами охранять крепость, крымское и дагестанское войско возвращалось, разграбив богатства шиитов у [реки] Куры. Однако пока они были в пути, войско Хамзата Мирзы дошло до Шемахи с другой стороны. Оставив часть войска, окружив крепость, остальные отправились перекрыть путь крымскому и дагестанскому [войску]. Затем, встретившись в Молла-Хасан-Юрте, произошло крупное сражение. Брат крымского хана Адиль-Гирей, получив ранение, попал в плен к шиитам. Остальное его войско было разгромлено. Шииты забрали то, что они у них награбили и вдобавок ещё [остальное]. Осман-паша и его войско сбежали из Шемахи в Дербент. Адиль-Гирей был убит шиитами. Крымский хан, услышав, что его брат пленён, отправил к шаху мужчин с письмом и подарками. Мать Адиль-Гирея тоже отправилась с ними увидеть своего сына. Однако когда они были в Кафыр-Кумухе, им стало известно, что Адиль-Гирея убили. И когда они готовились возвращаться, [жители] Кафыр-Кумуха измучив их самих, забрали их имущество. Поэтому с тех пор их [село] называют Кафыр-Кумух. Бедняга мать Адиль-Гирея умерла от переживаний и похоронена в Кафыр-Кумухе. Потом хан Султан Мурад повелел крымскому правителю отправить братьев Адиль-Гирея – Гази-ГиреяиСафа-Гирея с войском в Шемаху. Отправившись, они прибыли в Дербент к Осман-паше. К этому времени Осман-паша собрал войско из Дагестана, а Абу-Бакар Мирза собрал войско из Нухи и Джара. Затем все они отправились в Шемаху. Со стороны шаха выступил Сулейман Мирза-хан. Шииты Шемахи выступили навстречу Осман-паше, до прибытия Сулеймана. Потом у [реки] Самур произошло крупное сражение, в котором, разгромив шиитов, дагестанцам досталось множество трофеев и богатств. Заполучив трофеи, большинство дагестанцев вернулось обратно, услышав о [приближении] Сулеймана Мирзы. Крымские ханы и Осман-паша вернулись в Дербент. Затем Сулейман Мирза прибыл в Шемаху, однако [вскоре ему] пришлось вернуться обратно. Потом сам шах с многочисленным войском подошёл к Куре, крымское и дагестанское войско вышло им навстречу. Потом они напали на шиитов, находившихся на той стороне Куры, убив множество шиитов, вернулись с крупными трофеями в Шемаху. Осман-паша оставил часть войска в Шемахе, а часть войска отправил охранять крепость в Баку. Затем, когда Сулейман Мирза вновь отправился на Шемаху, Осман-паша с крымскими ханами выступил им навстречу. Однако увидев намного превосходящие силы, [они] вернулись в Шемаху. Потом, назначив в Шемахе ханом шиита Имам-Кули, Сулейман вернулся обратно. Потом из Дербента Осман-паша и крымское [войско] отправились на Шемаху, однако хан Имам-Кули отправил им навстречу войско, и произошло сражение, в котором Гази-Гирей, упав с коня, попал в плен к шиитам, Сафа-Гирей спасся бегством, а Осман-паша вернулся в Дербент. (997). Шииты отпустили Гази-Гирея и он отправился домой. (991). К Осман-паше прибыла помощь от османов, и при этом некоторые дагестанские ханы и правители дали ему подмогу. Затем Осман-паша отправился в Шемаху, а им навстречу из Шемахи выступил Имам-Кули. Затем у Самура произошло крупное сражение. В сражении погиб Имам-Кули, а его войско не смогло остаться в Шемахе и бежало в Иран. (1002). Впервые русские прибыли в Дагестан, их было около тридцати тысяч. В местности Тарков они построили городок Койсу и закрепились там. Они планировали построить такой же городок рядом с Тарки, однако, сыновья шамхала Чупана, собрав войско из Дагестана и Черкессии, не позволили русским построить этот городок. (1012). Потом прибыли ещё другие русские и построив три крепости, одну из них в окрестности Тарков, а также в других местах, они засели в этих крепостях. Затем, находящийся в Чириюрте сын шамхала Чупана Султан-Мут собрал отовсюду около тринадцати тысяч воинов, а его брат шамхал Гирей-хан собрал в Дагестане многочисленное войско, и из Крыма к ним на подмогу прибыло войско. Затем они все вместе отправились и окружили русские крепости, произошло немало сражений. В итоге договорились, что русские покинут эти крепости, а мусульмане их не тронут. Однако когда русские вышли из крепости, мусульмане вознамерились схватить их в плен. Поэтому устроили войну так, чтобы не осталось ни одного русского, и из мусульман погибло множество, часть русских сожгла свой городок Койсу и спаслась бегством, остальные все до единого, были уничтожены. После того как шах Аббас стал правителем, он своим мастерством склонил на свою сторону правителя Грузии Александра и его сына Кустандила. Таким же образом он склонил на свою сторону всех правителей Карабаха и Ширвана. Александр и Кустандил посетили шаха и советовались с ним, а когда вернулись, то оставшийся дома сын Георгий, не согласившись с предложениями шаха, склонил отца на свою сторону. Потом Кустандил поссорился с ними и после того, как Кустандил написал письмо к хану, прибыло войско. Затем устроив войну с братом и отцом, убив их обоих, принял Ислам и стал ханом Грузии. Шах Аббас оставил у него необходимое количество войска. (1015). Кустандил с грузинским и шахским войском отправился в Шемаху, и многие ханы Шеки-Ширвана примкнули к нему. Потом они убили османского начальника в Кабале Мухаммад-Амин-пашу, оставшееся его войско, сбежав в крепость, укрепилось в ней. По его призыву о помощи из Шемахи шёл Махмуд-паша, которому навстречу вышел Кустандил, у реки Ахсу произошло крупное сражение. Вначале [Махмуд-] паша выигрывал, в итоге, из-за хитростей Кустандила, войско паши было разбито, множество убитых, множество попали в плен, паша и остальные вернулись в Шемаху, и укрепились в крепости. Войско Мухаммад-Амин-паши из Кабалы нашло для себя дорогу и перешло к нему. Отрубленные головы погибших здесь османов, Кустандил отправил вместе с пленными к шаху. А шах отправил ему корону и подарки. Затем Кустандил отправившись к Шемахе, окружил крепость, в помощь от шаха он получил пушки и войско. Грузинская знать, уставшая от Кустандила, напав на его шатёр, убила всех, кто в нём находился, однако, Кустандил через задний проход, перебравшись в соседний шатёр, спасся бегством, а грузины все вернулись домой. Потом, после того, как задержалась помощь от шаха, Кустандил с имеющимся у себя войском отправился в Грузию, однако, грузины все вместе договорившись, выступили ему навстречу и, разгромив его войско, убили его в сражении. Потом шах, отправившись сам, завоевал Грузию, Гянджу, Тбилиси. (1015). Шах Аббас отправившись к Шемахе, окружил крепость. Находящиеся в крепости османы шесть месяцев вели с ним напряжённую войну. Потом, шах, оставив крепость, подчинил себе остальных жителей Ширвана, и поставил над ними хана. В это время они неожиданно напали на небольшое [войско] османов в крепости Баку, одних убили, других пленили, и с отрубленными головами убитых пленников отправили к шаху. Дербентцы так же окружили у себя в крепости османов, сообщив об этом уцмию Кайтага. И он отправился с войском на подмогу дербентцам. Дербентцы и уцмий, заискивая перед шахом, отправили к нему мужчин, чтобы те рассказали ему об их успехах. И он отправил в Дербент войско к уцмию. Потом, поняв свою безысходность, османы Дербента сдались шаху. В это время все ханы, кадии Дагестана установили дружбу с шахом. Мать хана Грузии, прибыв к шаху с тысячью людьми, выразила покорность. Потом шах перебросил крупные пушки из Гянджи в Шемаху и разрушил несколько крепостных башен. От безысходности османам пришлось сдаться. Шах казнил некоторых османских начальников, а остальным, забрав у них оружие, разрешил уйти куда пожелают. Однако подлые шемахинцы, чтобы понравиться шаху, убили множество османов после того, как шах отпустил [их], – да не будет им благодарности. Шах Аббас ради подчинения себе шиитов, сквернословил по поводу сподвижников пророка. Это он усилил вражду между суннитами и шиитами. Кроме как об укреплении своей власти, беспокоящихся об Исламе не было ни правителей, ни шахов. Остальной массе людей что известно? Эти шахи и учёных делали своими сторонниками. (1105). Во времена шаха Хусейна Нуха, Шемаха, Куба, все [они] были у шиитов. В эти времена в Кумухе не было ханов. Кумухцы избирали себе из [рода] симиров правителя, который назывался халклавчи. Проведением суда занимались избранные [из народа] старейшины. При проведении суда рядом с ними сидел халклавчи, а вокруг собирался народ. В то время кумухцы были справедливыми, настоящими мужчинами, и невозможно было несправедливо судить, да и как же, ведь суд вели самые достойные, и за каждым их словом наблюдал народ. В случае любого отклонения, говорили об этом в лицо, как сейчас [предвзято] чью-то сторону не поддерживали, друг другу не вредили, не было такого, чтобы младший не считался со старшим, и чтобы принимали только своё мнение и не слушали [мнение] другого. А теперь самый младший, самый неразумный выходит, нарушает решение старших, поэтому есть достойные мужчины, которые никоим образом не ходят даже на обсуждения. В конце концов, кумухцы поссорились с халклавчи, отправившись к нему, убили его и убили его родственников. Говорят, что ссора произошла по причине того, что он не явился на собрание народа, и услышали от его жены неуважительное слово о народе. Потом кумухцы самым первым ханом назначили Сурхай-Гирея, – сына бека, и отдали ему свои прежние полномочия. Потом мужчины из его родни, озлобившись на него, решили его убить. Однако кумухцы их самих убили, а его спасли, однако он стал одноруким. Сурхай-хан, договорившись с уцмием Кайтага, решил Дагестан направить против шиитов, и сделал своими союзниками остальных правителей Дагестана. Решили истребить всех правителей, назначенных шиитами в Нухе, Шемахе, Кубе. Был один учитель в Кубе по имени Хаджи-Давуд, который склонил народ на их сторону. Потом кайтагцы и кубинцы напали на город Шабран, захватили что смогли, убили тамошних шиитов и разрушили город. Затем уцмий собрал войско из Кайтага и Акуши, а Сурхай-хан собрал из Лакии и Кюры, и все вместе встретились в Кубе. В это время джарцы и цахурцы вместе с кубинским войском напали на Нуху и разграбили её. Потом Сурхай-хан, уцмий и Хаджи-Давуд с 30-тысячным войском пошли на Шемаху, однако после многих боёв, не сумев её взять, возвратились. Потом Сурхай-хан повторно приготовил войско, уцмий также готовился, однако шамхал с равнины пригрозил ему, что если тот пойдёт на Шемаху, то он придёт занять его земли и не даст тому войти в них. Поэтому сам уцмий не смог отправиться и отправил часть войска на подмогу Сурхай-хану. (1224). Сурхай и Хаджи-Давуд отправившись в Шемаху, устроили крупное сражение. При помощи шемахинских суннитов они завоевали Шемаху и убили множество тамошних шиитов. Также были убиты около трёхсот купцов, прибывших торговать в Шемаху из России, и было захвачено у них около миллиона рублей. Потом [Сурхай-] хан сообщил в Стамбул о завоевании Шемахи и о своём подчинении Османскому [халифату]. Потом из Стамбула прибыл для поддержки Сарий Мустафа-паша с небольшим войском. Потом из Стамбула отправили фирман (документ) о том, что Сурхай назначен ханом Ширвана и Дагестана, и вместе с ним отправили великолепный халат и феску, усыпанную драгоценными камнями. Потом Сурхай, до прихода и завоевания Надир-шахом, был ханом Шемахи, однако вместо себя назначал других ханов. Уцмий, которому от завоевания Шемахи не досталось ничего, начал собирать войско, чтобы самому отобрать у лакцев, однако, в это время стало известно о приближении русских к Дагестану, и поэтому не было возможности пойти, говорят, что он, выйдя в путь, возвратился, а если пошёл бы, то мог взять [Шемаху]. Для русских было очень тяжелым известие об убийстве и ограблении русских в Шемахе. Под предлогом этого Пётр, желающий заполучить Кавказ, с многочисленным войском направился в Дагестан. Выйдя из Астрахани, он около восемьдесят тысяч солдат отправил по суше, а остальных 171 [солдат] поднял на корабль и вместе с ними отправился по морю. Шамхал равнины Адиль-Гирей отправил к Петру письмо о своём подчинении [ему]. Следовавшие по суше солдаты, когда прибыли к Эндирею, то эндирейцы вступили с ними в бой, однако, бедняги были разгромлены. Русские сожгли их село, в бою было убито около трёхсот мужчин. Потом Пётр сошёл на берег и, подождав пока прибудут следовавшие по суше, после их прибытия отправился со всеми. Во всех местах по повелению шамхала для них было обеспечение водой, сеном и всем необходимым. Потом Пётр с большим почётом был принят в гости шамхалом. Затем [он] отправился в сторону села Утамыш. Это село было на землях уцмия. И там уцмий поставил править мужчину по имени Султан-Махмуд, и он по повелению уцмия собрал 16-тысячное войско, чтобы сразиться с русскими. Пётр отправил к нему мужчин с предложением подчиниться, а он убил их: война началась. Затем там произошло крупное сражение, однако, мусульмане были разбиты, множество убито, множество взято в плен, никто не спасся, кроме тех, кто смог сбежать. Потом русские сожгли это село, и разграбили соседние сёла. Там им достались около пяти тысяч овец и также другой скот. Когда Пётр прибыл в Дербент, то весь стар и млад вышли ему навстречу во главе с начальником Дербента Имам-Кули. Этот начальник передал Петру ключи от города. Потом русские с музыкой вошли в крепость Дербента. И дали Имам-Кули чин генерал-майора, оставив его ханом Дербента. Пётр из Дербента в Баку отправил мужчин с предложением подчиниться. Однако бакинцы, не дав этим мужчинам сойти с корабля, вернули их, сказав, что им никто не нужен. Несмотря на то, что Петру был в тягость их ответ, но так как обстановка не позволяла пойти в Баку и надо было возвращаться, [он] вернулся обратно. (1137). По мирному договору между русскими и османами Дербент, Баку, Салиян, Гилян стали русскими. Ширван, Грузия, Армения стали османскими, а шиитам ничего не досталось. Пётр повелел начальнику крепости, которую он построил около города Тарки, чтобы тот повелел людям города Тарки, переселившись, поселиться рядом с крепостью. Однако ни Адиль-Гирей, ни остальные правители Дагестана, не согласившись с этим, собрав 30-тысячное войско, подошли к крепости. Потом русские вышли из крепости и устроили с ними крупное сражение. В итоге мусульмане были разбиты, русские разграбили и сожгли соседние сёла. Генерал крепости обманув, заманил Адиль-Гирея к себе. Сначала посадил его в тюрьму, а затем отправил в Россию, где он и умер. (1140). Пётр умер. Надир-шах [своим происхождением] из туркменского племени афшар. Он был неимоверно смелым и мудрым. Он спас иранское государство от развала. Тогда Надир некоторое время управлял страной вместо малолетнего мальчика, назначенного шахом, отстранив его отца. Потом сам стал шахом. Надир вернул все земли, которые забрали у шиитов османы и русские. (1144). По мирному договору русские вернули шиитам Дагестан, Дербент, Баку. (1146). По мирному договору с османами шииты вернули себе Ширван, Грузию, Армению. После возврата Ширвана, из Стамбула султан Махмуд повелел Сурхай-хану оставить Ширван шиитам, и покинуть его. Однако хан убил принёсшего письмо мужчину, и дал жёсткий ответ, сказав, что османы не дарили ему Ширван, чтобы по их требованию отдавать его, и что он эти земли сам с лакскими мечами завоевал, пролив кровь лакцев. Услышав подобный ответ, Надир разозлился и начал готовиться к завоеванию Ширвана. (1147). Когда Надир, направляясь к Шемахе, дошёл до Куры, то услышал, что Сурхай покинув Шемаху, отправился в Кабалу и собрал войска из лакцев, нухинцев и тамошних османов. Потом Надир срочно отправился в Шемаху и занял её. Потом, оставив часть войска с сыном Насруллахом в Шемахе, отправил д
|
|||
|