|
|||
Али Каяев (Замир Али).. Рассказы о прошлом.. Аль-хикаят аль-мадийа билисан Гази-Гумук)Стр 1 из 2Следующая ⇒ Али Каяев (Замир Али). Рассказы о прошлом. الحكايات الماضية بلسان غازى غموق (Аль-хикаят аль-мадийа билисан Гази-Гумук)
Первая часть
بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله رب العالمين و صلى الله على سيدنا و مولانا محمد و آله و اصحابه اجمعين و بعد Бисмилляхи р-рахмани р-рахим. Альхамдулилляхи раббиль алямин, ва салляллаху аля сайидина ва мавляна Мухаммадин ва алихи ва асхабихи аджмаин. Ва баъд. История – это наука, которая изучает прошлое и передаёт рассказы прежних людей. Знание истории увеличивает у людей разум, пробуждает от беспечности и даёт знать людям о том, кем они являются. Даже сказано, что незнающий историю мужчина не считается человеком. Сказано, что знающий историю мужчина считается, что он к своей жизни прибавил [знание о] жизни других. Есть такой пример: «Повидавший – познавший», однако, как бы не старался человек, он может повидать только то, что произошло в его жизни. А посмотрев в книги по истории всё познаётся так, как-будто сам повидал. Разве недостаточно следующего довода на необходимость истории: почему Всевышний Аллах в Коране приводит нам рассказы о некоторых прежних людях и пророках? Эти рассказы, истории Аллах приводит без надобности, или же чтобы всё было учтено и послужило назиданием? Помимо этого в наше время каждое государство в первую очередь детей сначала обучает своей истории, а затем обучает мировой истории. Разве они не разумнее нас, обучая таким образом? Среди наших мужчин есть много интересующихся историей, однако, до сих пор кроме некоторых сказочных рассказов в стихотворной форме, им не попались достоверные книги по истории. А те книги какую пользу принесут, кроме как испортят умы людей. Поэтому я некоторые достоверные рассказы о Дагестане написал на лакском языке, чтобы каждому было понятно, однако, для начала я записал некоторые распространённые среди народа безосновательные рассказы, чтобы узнали об их вымышленности и чтобы народ в подобные рассказы не верил. 1. Из этих безосновательных, глупых рассказов: «Земля держится на рогах быка и бык на чём-то стоит», – всякие длинные рассказы. Всё это ложь, Земля, будучи без подпорки снизу и не подвязанной держится посредством могущества Аллаха. Большинство учёных нашего времени говорит: «Земля вращается вокруг Солнца и является круглой». В Коране или хадисе пророка нигде нет и слова, что Земля вращается, или неподвижна, или круглая, или плоская. Поскольку пророки не были посланы, чтобы обучать астрономии, поэтому как не назови, от этого религии вреда нет, однако, округлость [Земли] достоверно известна. 2. Шаддадпостроил рай из золотых, драгоценных кирпичей, это сделал, то сделал, – это всякие длинные рассказы, однако, всё ложь. 3. Два ангела по имени ХарутиМарут,влюбившись в женщину по имени Захра, вознамерились с ней совершить прелюбодеяние. Потом та женщина превратилась в звезду Захрат. Харут и Марут до Судного дня находятся в мучениях, – это всякие глупые рассказы. В эти рассказы верить нельзя, это всё ложь, даже сказано, тот кто в них поверит становится неверным. 4. Мужчина по имени ХIаидследуя вдоль берега реки Нил дошёл до Рая, – есть и такие сказочные рассказы. Это всё ложь. Будь-то Нил, будь-то любая другая река, у них у всех истокинаходятся на Земле. Нет ни одной реки в мире, вытекающей из Рая и чей исток находился бы в недоступном для человека месте. В книгах по географии рассказано обо всех реках в мире: откуда и куда текут, какой длины. И при этом о них рассказано после их изучения, дойдя до их истоков. И сказано, что Нил вытекает со стороны Лунных гор (Джибалюль-Камар). 5. Вокруг мира стоит гора Каф, за горой Каф находится то-то, – всё это лживые рассказы. В мире нет нигде подобной горе Каф. Учёный по имени Карафи даже написал книгу о том, что эти рассказы о горе Каф ложь и что такой горы не существует. Однако некоторые сказали, что наши Кавказские горы, начиная от Дербента до Чёрного моря, это и есть горы Каф. Знающий Аллах. 6. Фараон был ростом всего лишь столько-то пядей, борода была длиннее его самого, при подъёме вверх у его коня [передние] ноги укорачивались, при спуске вниз [передние ноги] удлинялись, – всё это безосновательные рассказы. Фараон не был творением, отличающимся от остальных людей. И фараон это не имя человека, а слово означающее правитель. В прежние времена кто-бы не был правителем Египта, его называли фараоном. Например, как сейчас правитель у турков называется султан, а у персов – шах. 7. Могила Адама находится в Индии, могила Евы находится в Джидде, там-то находится зиярат такого-то пророка, – всё это неподтверждённые рассказы. Учёные сказали, что кроме могилы пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, достоверно неизвестно местонахождение могилы ни одного другого пророка. Также то, что голова Хусейна похоронена в Египте, – это всё неподтверждённые рассказы. 8. В Иерусалиме большой камень стоит над землёй, не касаясь земли, и на этом камне есть отпечатки ног пророка, – это всё ложь. Нет такого камня, который стоит над землёй, не касаясь земли и сказано, что на камне высечены отпечатки ног, чтобы обманывать людей. Учёный Суюти сказал: «Слова о том, что пророк оставил отпечатки ног на камне, я не смог найти ни в одном сборнике хадисов». 9. Чтобы искусить Адама дьявол, который не мог попасть в Рай, войдя в рот змеи, вместе с ней проник в Рай, в то время змея и павлин были в Раю, – это всё ложь. Сказано, что дьявол делал наущения в душу Адама. Эти рассказы о змее и им подобные рассказы взяты из иудейских книг. 10. Этот мир будет существовать тысячу лет, до сих пор прошло около шести тысяч лет, и до наступления Судного дня осталось всего лишь сто с чем-то лет, – это всё ложь. Только Аллах знает сколько прошло, сколько осталось лет и когда наступит Судный день. Со времён Адама сколько лет прошло, Нух в какое время был – это знает только Аллах. В Коране во многих местах сказано, что только Аллах знает о том, когда наступит Судный день. Одни учёные считают, что Земля существует уже сто тысяч лет, другие – двести тысяч лет, а некоторые – несколько сотен тысяч лет, однако, кроме Аллаха об этом никто не знает. В Коране говорится о близости наступления Судного дня, однако, имеется в виду, что времени осталось меньше, чем прошло до этого. Например, если допустим, что до сих пор прошли двадцать миллионов лет и остался один миллион лет, в таком случае можно сказать, что Судный день приблизился. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал общине: «Вы по сравнению с прежними народами наподобие белого волоса на чёрном быке». Имеется в виду, что до них прежде было очень много людей. 11. Во времена Нуха был потоп, который был по всей Земле и все люди были потоплены, – это неподтверждённые рассказы. Потоп был достоверно, а то, что потоп был по всей Земле – недостоверно. Если в одной стороне части мира был потоп и она была погублена, ведь это не означает, что весь мир был погублен, ведь возможно на другую часть мира вода даже не попала. Например, потопом был погублен весь народ, не последовавший за своим пророком Нухом, ведь возможно не были погублены остальные народы, к которым пророк Нух не был послан. Сказано, что пророк Нух не был послан ко всем народам. Только пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был послан ко всем народам. Остальные народы, к кому не был послан пророк Нух и которые не отрицали его, за отсутствие вины ведь возможно они не были погублены. В Коране в нескольких местах говорится о том, что народ, отрицавший пророка Нуха, был потоплен, но ни в одном месте не говорится о всемирном потопе. Кто говорит, что есть [такое], пусть покажет. Учёные сказали, что помимо потопа времён пророка Нуха было множество потопов, на месте моря появлялась суша, на месте суши появлялось море, и множество подобных изменений произошло с тех пор неоднократно, и впредь будет происходить. 12. Мужчина по имени Ожбыл такого-то роста, несмотря на то, что потоп достиг вершин гор, вода не достигала даже до колен Ожа, поймав в море рыбу, он жарил её, держа прямо у Солнца, – это всё ложь. Ибн аль-Кайим сказал: «Я не удивляюсь мужчине, который придумывает такие рассказы, однако, меня очень удивляют мужчины, учёные, которые такие рассказы приводят в книгах тафсира Корана». Я не знаю, какие бывают умы мужчин, которые поверив в такие рассказы, приводят их в книгах. Доказано, что от Земли до Солнца 147 миллион километров. Таким образом, поверив тем рассказам, возможно ли человеку рукой достать до Солнца? Тем более в наше время, когда по небу летают самолёты. К тому же [в небе] люди не могут полностью обезопасить себя от холода и нехватки кислорода. 13. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, поборолся с Абу Джахлем, – есть длинный рассказ. Сказано, что всё это ложь. О том, что пророк с кем-нибудь боролся, нет подтверждённых рассказов. 14. Луна, спустившись на Землю и разделишись пополам, войдя в один рукав одежды пророка, вышла из другого рукава, – это ложь. Однако достоверно то, что Луна на небе разделилась пополам. Например, это как при ударе молнии земля раздваивается, а потом соединяется. 15. Всякие длинные рассказы о яджудже-маджудже: они скребут стену и всякий раз когда у них почти получается сделать в стене отверстие, стена вновь возвращается в прежнее состояние, они сами низкорослые, с длинными ушами, такие-сякие, – это всё неподтверждённые рассказы. Яджудж-маджудж такие же люди как и мы, обычный народ. В прежние времена они приносили разрушения, не давая людям покоя, и в том месте, где был единственный проход к ним, Зуль-Карнайн между ними построил стену так, что они не могли пройти. Когда стена была возведена, Зуль-Карнайн сказал: «Эта стена – милость Аллаха, однако, когда придёт её срок, Аллах разрушит её». Однако когда наступит её срок, останется ли эта стена до Судного дня, либо до этого она будет разрушена, – об этом ничего не сказано в Коране. Ведь возможно её срок давно настал и она уже разрушена. И ведь возможно яджудж-маджудж в те времена хоть и приносили разрушения, но теперь они успокоились. Например, наши мужчины в прежние времена ходили в Грузию, грабили грузин и брали их в плен, однако теперь успокоились. Однако сказано, что ближе к Судному дню эти же яджудж-маджудж вновь начнут приносить разрушения. Возможно, что эти люди бывают на праздниках. Сейчас тоже есть опасность, что они, изучив военное дело, начнут нападать во всем мире. Говорят, что их около 500 миллионов человек, и если они образуют 20-30-миллионную армию, то кто перед ними устоит? У народов всегда одно и то же название не бывает, если в те времена было название яджудж-маджудж, то теперь возможно другое [название]. Даже название «Дагестан» нашей области было дано после. В прежних арабских книгах наша область называется по-другому. 16. Вода мауль-хаят находится в одном тёмном месте и выпивший эту воду становится бессмертным, Зуль-Карнайн искал эту воду и не нашёл, а Хизри, который был с ним, нашёл и выпил эту воду, поэтому Хизри стал бессмертным, – это безосновательные рассказы. В мире нет нигде такой воды и со времён Зуль-Карнайна нет в живых Хизри. Многие учёные сказали, что Хизри давным-давно умер. То, что Хизри жив со времён пророка Мусы или со времён Зуль-Карнайна, нет никакого доказательства, возможно даже есть хадис пророка, указывающий на отсутствие такого человека. Многие учёные сказали, что по поводу бессмертия Хизри и Ильяса нет от пророка подтверждённых рассказов. И сказано, что упоминаемый в Коране Зуль-Карнайн не является Александром Македонским, это был другой правитель, также неизвестно когда был Зуль-Карнайн. Некоторые сказали, что он из Йемена. Знающий Аллах. 17. Солнечное и лунное затмение происходит, когда Бог гневается на людей, – это даже не подтверждённые рассказы, а ложь. Некоторые говорят, что затмение происходит от того, что дьяволы закрывают собою Солнце и Луну, поэтому чтобы отогнать дьяволов люди начинают стрелять из ружей, греметь тазиками и другими предметами. Пророки не были отправлены чтобы обучать науке о затмениях, пророки не рассказывали по какой причине происходит затмение, однако во времена нашего пророка арабы говорили: «Затмение происходит по причине смерти или рождения великого человека». Пророк опроверг подобные мнения людей, а то, что затмение не происходит по причине увеличения грехов последующие наши учёные, изучив явление затмений, написали в книгах как и по какой причине они происходят. Даже заранее могут вычислить, когда будет затмение. Можно вычислить во сколько начнётся и во сколько завершится затмение с точностью до минуты. 18. Большие рассказы о геройстве Али, например, одним криком разбивал армию, создавал реки крови, которые уносили неверных, воевал с великанами, ударом меча он пронзал Землю, достигая рогов быка, – это всё ложь. Во время поражения армии пророка при Ухуде, в битве Хунайна, при осаде неверными Медины, Али из этих способностей ни одну не показал, когда Али был халифом, родственник покойного Усмана Муавия собрав армию начал воевать с Али, обвинив его в смерти Усмана. По причине их обоих погибло множество мусульман. В этих войнах Али сражался с мечом Зуль-Фукар. Однако ни в одной битве он не показал тех великих способностей. В конце концов, видя, что мусульмане друг друга убивают, трое мужчин договорились, что один убьёт Али, другой – Муавию, а третий – Амра ибн Аса. Али был убит. Муавия был ранен в спину, затем он выздоровел. У Амра ибн Аса в ночь покушения болел живот, и он вместо себя отправил возглавить молитву мужчину по имени Хариджа. Убийца принял Хариджу за Амра и убил беднягу. Меч Зуль-Фукар достался от неверных в битве у Бадра, и пророк дал его Али, этот меч не явился с неба. После Али халифом стал Хасан. И он решил быть непричастным к кровопролитию мусульман и уступил правление халифатом стремящемуся к главенству Муавии и тем самым остановил войну. 19. Рассказы о Сагид-Баттале, как и рассказы об Али, – это лживые рассказы. 20. Рассказы о том, что ближе к Судному дню выйдет Махди, многие сказали, что они достоверные, однако некоторые считают их недостоверными. Знающий Аллах. Один из тех, кто не считает их достоверными – большой учёный Ибн Хальдун,который показал, что ни один из этих рассказов не имеет основы, и указал на неподтверждённость появления Махди. Взяв на веру рассказы о Махди, с тех пор уже появилось столько махдиев, столько пролито крови мусульман, и сколько ещё появится лжемахдиев. Кто смотрит в книги, наверное, знает, сколько до сих пор появилось махдиев в разных областях Магриба, Судана, Йемена, Хорасана. В наше время в Иране есть народ бабитов, который считает, что и Судный день уже настал, и Махди уже появился. Они дозволяют женщине одновременно быть замужем за восемью мужчинами, утверждая, что это религия Махди, они распространяют свои порочные возрения, вводя народ в заблуждение. Да убережёт Аллах от них. Если спросить шиитов, то с момента появления Махди прошло около тысячи лет, однако он, опасаясь беззаконников, не выявляет себя. Передаются схожие с ними слова большого шейха Мухуддина ибн Араби, а также от другого шейха по имени Алийюль-Хавас, однако это ложь, кто-бы не сказал подобные слова. Некоторые глупые шииты считая, что Махди находится в некой пещере, снарядив оружием лошадь для Махди, ведя её с собой, ходят в начале дня к пещере и кричат в неё: «О Махди, выходи, время пришло!» Однако откуда появится Махди, которого нет. 21. Недавно появились всякие глупые рассказы, мол, из могилы пророка был слышен голос, одному рядом стоящему было сообщено о приближении Судного дня, что в этом году будет то-то, в следующем году то-то, – всякие небылицы. Мол, мужчина, распространяющий эти рассказы, клялся в правдивости этих рассказов и говорил, что не поверивший в них становится неверным. Я даже видел людей, которых до сих пор не покинул страх от этих рассказов. Вдобавок в Стамбуле, создав типографию, даже были напечатаны эти рассказы. Зная, что невежды из числа мусульман верят во что попало, несколько армян выдумали эти рассказы, чтобы после того, как сказанное якобы пророком не сбылось, тем самым вызвать сомнения в религии у мусульман. И ещё эти рассказы распространили, чтобы отвратить мусульман от своих дел и ремёсел, мол, раз Судный день приблизился, то зачем мирские дела, имущество. В эти рассказы ни в коем случае не дозволено верить. До наступления Судного дня ещё очень много времени, и когда он наступит, кроме Аллаха никто не знает. 22. По поводу осла Даджаля и по поводу его самого есть множество неподтверждённых всяких глупых рассказов. Появление Даджаля достоверно. Слово «даджаль» означает лжец. Появится лжец, который будет заявлять о том, что он Аллах, многих людей он введёт в заблуждение, однако рассказы о его осле, о халве, – всё это пустые рассказы. 23. Рассказы о том, что Ислам так сильно распространился при помощи меча, пророк и его последователи насильно людей обращали в Ислам, а отказавшихся убивали. Эти рассказы выдумали враги религии [Ислам]. Ислам распространился посредством Корана, доказательств, доводов, проповедей, увещеваний. И во время пророка, и после него, многие приняли религию Ислам, так как увидели, что она не противоречит разуму и со всех сторон является полезной, и не нашли доводов против неё. Вначале даже самих мусульман всячески не оставляли соблюдать религию. Даже пророку пришлось покинуть свой родной город. Если бы не покинул, то все, уже сговорившись, могли его убить. И в наше время в Африке, в Великобритании многие люди становятся мусульманами. И это даже происходит не причине призыва к Исламу и к его принятию. Если бы были мужчины, которые ходят и призывают к Исламу, то количество принявщих Ислам сильно увеличилось бы. Сказано, что: кто хочет – становится мусульманином, а кто хочет – становится неверным. Действительно мусульмане вели войны и захватывали земли. Однако на завоёванных землях людей не заставляли принимать Ислам. На завоёванных мусульманами землях и поныне проживают немусульмане со своими церквями, соблюдая свою религию. В завоёванных во времена Умара Сирии, Иерусалиме с тех пор и до наших дней находятся и христиане, и иудеи, и [их] церкви. Если бы заставляли принимать Ислам, то были бы разрушены все церкви и всех людей сделали бы мусульманами. Сказано, что после взятия Иерусалима Умар лично посетил город и дал бумагу священникам, в которой гарантировалась неприкосновенность всех церквей и свобода вероисповедания каждому христианину. В то время Умар так их оставил, и мусульмане никого не опасались, так как мусульманам в то время ничто не угрожало. Таким же образом, когда Тарик ибн Зияд завоевал Испанию, и иудеям, и христианам, всем людям было сообщено о свободе вероисповедания, и никого не заставили принять Ислам. Однако когда в последующем обратно отвоевали у арабов Испанию, то неверные в Испании всячески притесняли [и мучали] мусульман. Мечети превратили в церкви, насильно из мусульман делали немусульман, несогласных из них – одних убивали, а других ни с чем выгоняли [из страны]. Контролировали тех, кто оставил религию Ислам, чтобы те тайком не соблюдали Ислам. Когда русские завоевали наши земли, они оставили нас на нашей религии, не заставляли отрекаться от неё. Во времена халифата мусульман так же остальные народы были оставлены на своих религиях. Во время расцвета Османского [халифата], во времена султана Сулеймана было завоёвано множество земель неверных. Так как на этих землях было мало мусульман, опасаясь потери этих земель, халифат решил насильно людей привести в Ислам, однако учёные того времени, несмотря на очевидный вред халифату, не дали на это разрешения. Поэтому Османский [халифат] никого не принуждал [к Исламу]. А если где-то и привели насильно в Ислам, то это было сделано не по праву шариата, и при этом такие случаи были редкими. 24. Из лживых рассказов самый скверный о том, что якобы пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, увидев жену Зайда, влюбился в неё, а тот, поняв это, дал ей развод, и потом на ней женился пророк, – такой глупый рассказ. Мусульманину не дозволяется верить в такие глупые рассказы. Эти рассказы выдумали враги пророка и мусульман. Удивление вызывает не тот, кто выдумал эти рассказы, а те учёные, которые приводят их в книгах тафсира. Сильное удивление вызывают наши муллы, которые поверив в это, рассказывают их людям. Если бы я сам этот рассказ не услышал бы от некоторых женщин и мужчин, то я здесь даже не написал бы. Теперь послушайте, я вам расскажу, как это было. У пророка, мир ему и благословение Аллаха, был раб по имени Зайд. Пророк дал свободу Зайду, и полюбив его называл сыном. Поэтому люди называли его не иначе как сын Мухаммада. В те времена у арабов был обычай, что названый сын наравне с родным сыном одинаково имел долю в наследстве, имуществе, во всех делах. Даже свою дочь, сестру нельзя было выдать замуж за названого сына, так же нельзя было жениться на жене названого сына после его смерти или развода с ней. А если женится [на такой], то это расценивалось как женитьба на бывшей жене [родного] сына и считалось хуже запретного прелюбодеяния. От женитьбы на [бывшей] жене названого сына избегали так же, как и от женитьбы на своей матери или сестре. И по велению Бога пророк хотел этот обычай искоренить, показав его несоответствие шариату. Однако если остальным сказать чтобы оставили этот обычай, что названый сын не становится [родным] сыном, что жена его не является как жена [родного] сына, что можно на ней [незамужней] жениться, то он опасался людских разговоров, которым будет в тягость начать с себя. И в наше время в Черкессии, в Карачае как-бы они не соблюдали шариат, у них порицается бракосочетание между дальними родственниками. Каждую родственницу [они] считают сестрой, без никакой разницы с [родной] сестрой, находясь в близких отношениях, даже происходят близкие отношения плохим образом. Однако не было никого, кто начал бы искоренять этот обычай, все боялись людских разговоров. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в таких трудных случаях первым делал начинания. Таким же образом, когда шёл со сподвижниками на хадж в Мекку, мекканские неверные преградили ему путь и не пропустили в Мекку. Поэтому договорившись с ними о перемирии в Худайбии, не совершив хадж, вернулся обратно. Тогда многим сподвижникам это решение было трудно принять, и между собой у них были всякие разговоры. Однако и там то, что было в тягость для остальных, пророк всё сделал первым, и то, что бывало трудным, всё взяв на себя, делал. И искоренению этого обычая он сам положил начало. У тёти пророка (отца сестры) была очень красивая дочь по имени Зайнаб, из рода Корейш. Пророк попросил выдать её замуж за своего Зайда, однако премного горделивому, ни на кого не обращающего внимания брату Зайнаб из рода Корейш было в тягость предложение выдать замуж за Зайда. Только недавно получившего свободу Зайда он ставил ни во что, однако в итоге не имея возможности отказать пророку, не хотя выдал замуж. Пророк и сам знал, что эта девушка у Зайда не проживёт [долго], из-за её заносчивости, горделивости – Зайд не сможет вытерпеть, однако, несмотря на это женил Зайда на ней, и после его развода с ней он взял её замуж, тем самым начав с себя, чтобы искоренить этот плохой обычай. После того как Зайнаб вышла замуж [за Зайда] она показывала свою заносчивость, говоря: «Я вышла замуж за тебя из-за необходимости, я не твоя пара». Зайду было трудно терпеть эту заносчивость, никак не получалось помириться, однако так как её выдали замуж по просьбе пророка он боялся с ней разводиться. Прийдя к пророку он начал сетовать и просить разрешения развестись. Пророк сказал ему, чтобы проявлял терпение. Потому что если он сам женится [потом] на ней, он столкнулся бы с людскими разговорами, и поэтому он откладывал [это дело]. В это время даже снизошёл аят от Аллаха: «И боялся ты людей, хотя Аллах заслуживает того, чтобы боялся ты Его» (33:37). В итоге пророк дал разрешение на развод, облегчив Зайду [жизнь]. После его развода, женившись на Зайнаб, искоренив обычай арабов, [пророк] открыл путь для остальных. Однако противники пророка, по своей привычке начали сплетничать, осуждая пророка за то, что он женился на [бывшей] жене своего [названого] сына, пророк же до сватания Зайнаб для Зайда заранее ожидал таких разговоров, однако не обратил внимания. Если пророк был бы человеком влюблённым, то не просил бы выдать замуж за Зайда, тем более такую красивую девственницу он мог попросить выдать замуж за себя, и ему с радостью её выдали бы. С детства они видели друг друга, и разве возможно, что пророк не видел дочь своей тёти, кроме как если случайно ветром приоткроется накидка [на её лице]? Тем более в то время не носили паранджу. Пророк никогда не повелевал женщинам носить паранджу. Но так как в ношении паранджи есть целесообразность, все мусульманские учёные сказали, что надо надевать. Однако некоторые из наших девушек и женщин, нарядившись, стали разъезжать по округе. Французские и остальные европейские правители и здравомыслящие [люди], познав, как разъезжают их дамы, всячески стараются этого не допускать, и по этому поводу много пишут в книгах и газетах. И каков будет у наших итог. Нашим, кроме самого плохого и самого ненужного, в других обычаях ничего не нравится. В этом рассказе, кроме сказанного мною [об этом] ничего более в Коране нет, другие рассказы помимо этого чьи-то сплетни и в них верить нельзя. 25. Подобный рассказ также о том, что пророк Давуд влюбился в жену мужчины, которого звали Уврия, и чтобы жениться на ней он её мужа отправил на нескончаемую войну, и когда тот умер там, то женился на ней, – сказано, что это лживые рассказы и в них верить нельзя. Сказано, что этот рассказ распространили из иудейских книг. 26. Неподтверждённый рассказ о том, что пророк Аюб валялся жалко на земле, и тело было покрытое червями. Достоверно, что Аюба постигла беда, однако он не был в настолько отвратительном для людей состоянии. Во времена Умара был иудей, принявший Ислам, по имени Кааб аль-Ахбар, он рассказывал мусульманам из иудейских книг глупые рассказы, и они, веря в них, заполнили этими рассказами мир. Также был другой иудей, принявший Ислам, по имени Вахб ибн Мунаббих, такой же, как и Кааб аль-Ахбаррассказчик. Вот такие мужчины и те из наших, кто верит всему услышанному, испортили мир. Большинство приведённых здесь рассказов исходят от них, однако невозможно, чтобы из уст пророка вышли безрассудные, глупые слова. 27. Пророк Идрис, как-то попав в Рай, вышел из него, и под предлогом забрать забытую там свою обувь, он, вернувшись в Рай, не вышел из него, – это тоже рассказ Кааба аль-Ахбара. Сказано, что от нашего пророка об этом нет ничего достоверного. 28. В последнюю среду месяца сафар бывает то-то, столько-то бед посылается и поэтому некоторые люди пьют начитанную воду, чтобы отвести от себя беды, однако это пустые рассказы, и безосновательно. От пророка ничего не пришло по поводу дней, предвещающих несчастье. Так же гадание, просьба у учёного предсказать будущее, взглянув в книги, тем самым надоедая им, – всё это категорически не соответствует шариату, Исламу. Всё это безосновательно. Таким же образом, есть даже такие, которые увидев звезду в определённом месте, говоря о нежелательности выхода в путь, отговаривают мужчин. Это всё влияние слабого упования на Аллаха. Всё происходящее [во власти] Аллаха. Предводитель всех [мусульман] и более знающий пророк не занимался [такими] делами и расчётами. 29. И ещё существуют всякие рассказы о том, что в ночь Лейлятуль-Кадрэто бывает, то бывает, вода останавливается, деревья переворачиваются, – это тоже пустые слова. Ночь Лейлятуль-Кадр – великая ночь, когда впервые был ниспослан Коран. Вознаграждение за благие дела в эту ночь увеличивается, однако остальные великие рассказы надо оставить. 30. И ещё среди народа существуют [всякие] молитвы, кто их прочтёт, тому это бывает, то бывает, – всякие длинные рассказы. Посмотрев на это, получается, что никому не надо совершать намаз, утруждать себя соблюдением поста, но прочитав одну из этих молитв, сколько бы не было грехов [человек] будет спасён. Однако эти все большие рассказы выдуманы, чтобы обмануть людей, оттого что люди не покупают написанные ими молитвы. Обманывая людей такими рассказами, и сейчас есть много людей, даже в Стамбуле, продающих самими написанные молитвы. В Казани, в типографии [одного] русского Харитова издаются на тюркском языке молитвы с этими большими рассказами, и он, наняв одного человека для написания всяких рассказов, активно их продаёт. Для желающего вознаграждение, больше чем вознаграждение за чтение Корана не найти молитвы, даже сказано, что за чтение молитвы, не понимая смысла нет вознаграждения. Лучшая молитва – это молитва на понятном для себя языке. 31. В пятнадцатую ночь месяца шаабан записывается удел, срок жизни, намазы совершают с всякими молитвами. Сказано, что всё это безосновательно и не пришло от пророка. И ещё в книгах нигде не написано об установлении флагов и шестов с лоскутками ткани на зияратах. И сказано, что недозволено зажигать светильники на могилах газиев (воителей за веру) в местах, где нет от этого пользы для путников. Даже если был дан обет зажечь [светильник]. Так как сказано, что это бесполезная трата своего имущества. В прежние времена давали обет зажечь светильник на придорожных могилах газиев, для освещения дороги путникам. Там были шесты с привязанной одеждой, восковые свечи, чтобы взяв оттуда в мечеть зажечь свечу [для освещения ночью]. А теперь и это не учитывая, без пользы для кого-либо, и светильники зажигают, и флаги прикрепляют. 33. Мавлид ни пророк сам, ни один из его сподвижников не сделали и не сказали делать. Мавлид начали делать после [смерти] пророка только спустя около 600 лет, до этого нет сообщения о том, что кто-либо сделал, однако много учёных сказало, что если сделать [мавлид], то будет вознаграждение. На мой взгляд, было бы хорошо если бы людям [на мавлиде] сделали увещевание, проповедь, объяснили что хорошо и что плохо, делали бы [мавлид] для людей полезным образом, однако на большинстве мавлидов так не делают, а читают всякие непонятные для людей [куплеты], рассказывают некоторые истории и не понятно, какие из них безосновательные, а какие нет. В некоторых сёлах мужчины и женщины вперемешку, хлопая в ладоши, а в ночное время – приглушив свет, танцуют, называя это поклонением. Посмотрите, что делают люди! И слова о том, что место, где делают мавлид, посещает пророк, – не имеющие доказательств, безосновательные слова. И вставание на мавлиде Ибн Хаджар назвал недопустимым нововведением. Произнесение «мархабы» является бессмысленным. Мархаба означает «добро пожаловать». Добро пожаловать говорят ведь прибывшему. Добро пожаловать говорить смысл какой, если никого прибывшего не видели? Да и то, если сказать один-два раза не хватает разве? Если как говорят некоторые, что пророк посещает их собрание, то тогда даже повышение голоса не является неучтивостью? Кричать «добро пожаловать, добро пожаловать», – это что такое? 34. Среди людей многие бывают, которые в [дальней] поездке не сокращают и не объединяют намазы, ссылаясь на то, что не сделали намерения для этого перед выходом в путь, однако это пустые слова. Сделать намерение на выход в путь, произнести намерение языком, никоим образом не нужно, даже если выехать с намерением намазы не сокращать, к тому же желательно намазы сокращать, а объединив, будет облегчение самому. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в [дальней] поездке ни разу не совершил намаз, не сократив его. Когда Усман в одной поездке совершил намазы, не сократив [их], у остальных сподвижников даже возникли разговоры с ним. Поэтому сказано, что некоторые большие учёные сказали, что в [дальней] поездке не дозволяется совершать намазы, кроме как сократив их. Путь из Лакии, откуда бы ни был, до Буйнакска и подобное этому расстояние считается [дальней] поездкой. Также можно совершать намаз в машине, как-нибудь сидя, стоя, по мере возможности, такой намаз не нужно восполнять и он называется – салят аль-хавф. 35. Совершение после пятничного [намаза] обеденного намаза в сёлах Лакии неузаконенно [по шариату] и бесцельно досаждает людям. Если пятничный засчитан, то не нужен [обеденный] намаз, а у кого пятничный не засчитан, у него и [обеденный] намаз не засчитывается. Если для пятничного необходимы махрадж-таджвид (правильное произношение), то они необходимы и для других намазов. Редкость чтобы лакское село было без сорока мужчин. А то, что для пятничного должно быть не меньше сорока мужчин, нет слова, сказанного самим пророком. Во времена пророка, либо его последователей, нигде не было случая, чтобы мужчины собравшись, не совершили бы пятничный [намаз] из-за отсутствия сорока мужчин.
|
|||
|