|
||||||||
Риторика 1 сем. 2018-19 уч. г.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Риторика 1 сем. 2018-19 уч. г. Никонова М.Н. Практическое задание 6. Стилистические ресурсы речи. Цель – закрепить представление о соотношении языка, стиля, подстиля и жанра, о признаках литературного языка; о нелитературных вариантах национального языка; систематизировать сведения о функциональных разновидностях языка, стилях кодифицированных и некодифицированных, об устной и письменной формах речи. Ключевые понятия Литературный язык, нелитературные варианты национального языка, диалект, жаргон, просторечие, устная и письменная разновидности литературного языка, функциональные разновидности языка, стиль, подстиль, жанр, кодифицированный стиль.
Повторите все изученные теоретические вопросы (см. задание № 5), подготовьтесь к письменному опросу по теории. Задания Задание 1.Распределите приведенные ниже синонимы, учитывая их стилистическую окраску (стилистическую окраску см. в словаре С.И. Ожегова), в три столбика таблицы. Много, множество, уйма; смелый, лихой, неустрашимый; впрямь, воистину, действительно; запретить, возбранить, заказать; шествовать, идти, плестись; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить. Образец:
Задание 2. Приводимые ниже фразы взяты из научных работ, докладов, газетных публикаций, интервью на радио. Учитывая официальный характер речевых ситуаций: а) укажите случаи "смешения стилей", прокомментируйте их; исправьте предложения; б) найдите выражения, которые относятся к "профессионализмам". Уместно ли их употребление? 1. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33 (включая Законы, указы и т.п.). 2. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 4. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 5. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум "Мировой опыт и экономика России". 6. Вы хотите раскрепостить общество или ловите кайф на сцене? 7. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 8. Многого сейчас в бюджет не выжмешь! 9. Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства. 11. Подвижки могут появиться уже к следующему году.
Задание 3. Укажите стилистические недочеты. Замените слова, употребление которых стилистически неуместно. 1. Это достаточно надежный плацдарм для движения к глубинным резервам экономики России. 2. Многие считают для себя зазорным приобретать для детей книги, которыми пользовался кто-то ранее. 3. Из детских садиков, расположенных на улице Раунас в домах №35 и №37, стали поступать сигналы о том, что эти очаги подрастающего поколения подвергаются набегам со стороны любителей спиртного. 4. Желательно, чтобы за ребенком ухаживало одно лицо. 5. Со стороны отдельных сотрудников имеет место формальное отношение к своим обязанностям. 6. Худрук отягощен проблемой: вдруг событие не пройдет на должном драматическом уровне? 7. На птицефабрике вырисовывается перспектива срыва планового задания. 8. На совещании говорилось о фактах бездеятельности защитников правопорядка. 9. Постоянного внимания заслуживает вопрос о работе с родителями. 10. На высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий. Задание 4. Прочитайте сочинение ученика (с исправленными орфографическими и пунктуационными ошибками). Дайте оценку речи подростка. Каковы, по вашему мнению, причины подобного состояния речи? Моё мнение об Онегине Онегин, конечно, нормальный мужик, но как-то он мне не нравится, потому что он какой-то скромный, какой-то самолюб. Но он был без ума от Татьяны и себя. У него был самый главный соперник Ленский, но он тоже был скромный, и у Татьяны был выбор: либо Онегин, либо Ленский. Но Татьяне, по моим воспоминаниям, она, по-моему, любила Романа. Онегин всем сердцем любил Татьяну. Я Онегина почти уважаю, потому что он, чего хотел, того и добивался. Но одного он не добился: у него не получилось соблазнить Татьяну. И тогда свирепый Ленский, наполненный злостью, вызвал Онегина на дуэль, и тут случилось непоправимое: нормальный мужик Онегин замочил Ленского. И Ленский весь в крови упал на землю, и довольный Онегин думал, что его взяла, но не тут-то было — Татьяна ему конкретно отказала. Онегин отправился домой, и он, поскольку я помню, стал много пить спиртных напитков. Конечно, жалко мужика. Он так уважал Таню. Да, жалко, жалко. Такой хороший мужик был. Ну что я могу сказать об Онегине, до отказа Татьяны у него всё было в порядке. В нём была одна трудность, в том, что он был самолюбом и очень тихо себя вёл, тогда у него бы всё получилось, если он был чуть-чуть понаглее. Татьяна бы за него бы вышла, только может быть. Задание 5. Ознакомившись с фрагментом обиходно-бытового диалога, оцените речь собеседников с точки зрения употребления нелитературных языковых средств. А. — Здорово, Миха! // Ну, / наконец-то ты дома! // Где ты пропадал вчера? // М. — Да знаешь, / вчера такая фишка вышла. / Меня предки / запрягли на дачу ехать. / Им вздумалось / картошку садить. / Представляешь? А. — Да ты чё? / Ты вчера такую вечерину пропустил! // Мы вчера словились с Пахой / и Серёгой / и пошли на хату к Светке. // Там так классно отрывались! / Музон на всю катушку. // Такой ржач подняли, / что аж соседи припёрлись. // Такой кипиш подняли! // М. — Ну, / вы даете! / И чё вы сделали? // А. — Да Светка с ними побазарила, / и они отвалили. // Ну скоро и мы оттуда / свалили. // Родаки Светки привалили. // М. — Блин, / ну, я пролетел! // Когда в следующий раз славливаемся? // А. — Да фиг его знает! / Наверное, / уже после экзиков.// Тогда и отметим заодно, / оторвемся!// М. — Слушай, / а у тебя есть вопросы по биологичке? // Я еще ни хрена не делал практику! // А. — Да чё ты паришься? Она клевая училка! И так все сдадут. Ты чё очкарик, / зубрить билеты. Расслабься!// М. — Ты думаешь, / можно так притащиться к биологичке?// А она не заартачится? // А. — Да ты гонишь!// М. — Ну и пофиг! Я сегодня у Санька такую игрушку надыбал, закачаешься!// А. — Какую?// М. — Приколюха в том, что можно играть на разных компах одновременно! Я себе ее уже скачал, а ты возьми сёдня. // Вот вечером повзгреваемся! // Такая стратегия клевая! // А. — Покаж, а?// М. — Зацени! / Аж два гега занимает!// А. — Ништяк! Здесь такие прикольные королевские грифоны и серебряные пегасы!// А есть архидьяволы и абсидиановые горгули? // М. — О чем базар, // конечно! // Только у них здесь / другая миссия — / охранять заколдованный замок. // Ты зацени лучше / запас боевого вооружения. // Вот это класс! // Можно целое королевство укокошить!// А. — Ну, / улет! // Сыгранём сегодня по первому разряду! // М. — Без базара! / А ты сегодня на треньку идешь?/ А. — Да надо бы появиться сегодня,/ а то в четверг сачканул. Михалыч уже на меня зуб точит.// Типа, / ты не поедешь на соревнования.// М. — Чё он гонит!// Он тебя просто на понт берет! // А. — А хрен его знает! // Он как чё отчибучит! / Помнишь, / как Витьку из команды выкинул? М. — Тот еще типок! А. — Слушай, давай свалим с русиша. Там нужно было чё-то учить. Ты делал? М. — Аж десять раз! А. — Завалим к Сереге. У него вроде родаков сегодня нету. Поприкалываемся! М. — Клево! / А у него «Heroes-4» есть?/ А. —А то! / У Сереги до фига / всяких приколюх! // М. — Ну и чё мы тогда морозимся? / Погнали к Сереге, / пока он куда‑нибудь не свалил. // А. — Погнали! //
Задание 6. В следующих публицистических текстах найдите слова, не являющиеся принадлежностью русского литературного языка. С какой целью журналисты, копирайтеры используют в своих материалах специфическую лексику? Оцените уместность и эффективность этих средств языка. Текст 1. ...Но есть в городе и пара-тройка убыточных страхователей. Их фамилии внушают страховщикам страх и трепет. Это те люди, которым удается «нагревать» страховые компании на крупные суммы… Например, «стрясти» стоимость ущерба и с компании, и с водителя, который совершил наезд. Да и наезд мог быть результатом «подставы»… Интересно, что будет думать страховщик, оформляя обязательное страхование «автогражданки» такому гиганту мысли? (Из газеты «Новый город»).
|
||||||||
|