Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Законопослушание сверху донизу, которое объявляется высшей добродетелью.



5.Законопослушание сверху донизу, которое объявляется высшей добродетелью.

Главная идея этатоцентризма такова: государство становится сильнее, лишь делегируя свои полномочия гражданскому обществу.

Этатоцентризм способствовал устойчивому развитию капиталистической системы и подготовил определенные предпосылки к его дальнейшему развитию, которая выразилась в формировании новой картины мира.

 

Логикоцентризм есть картина мира, ставящая в центр мироздания мышление (разум) и закон его развития – логику. Утверждается парадигма: «Все разумное действительно и все действительное – разумно» (Г.В. Гегель). Логикоцентризм является достижением немецкой классической философии. В нем философия обрела саму себя.

Философия Германии с середины XVIII века до середины XIX века называется классической, так как философия была возвращена в свое исконное предметное поле – вырабатывание мыслей о мыслях.

 

Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант.

 

В учениях немецких философов философия обретает свою самость, возвращается к себе, предстает в чистом виде. Немецкая классическая философия представлена трудами И. Канта, И. Фихте, В. Шеллинга, Г.Ф. Гегеля и Л. Фейербаха.

По Гегелю, единственной реальностью является абсолютная идея, все остальное – ее инобытие; весь мир есть объективация, материализация, метаморфоза мирового разума.

Диалектика, логика и теория познания в единстве представляют собой логицизм.

Основной труд Гегеля называется «Наука логики». Этой работе предшествовали «Феноменология духа». «Наука логики» есть всеобъемлющее учение о процессе развития. Заслуга Гегеля в том, что он разработал своеобразный инструментарий этого учения: принципы, законы, категории, благодаря которым диалектика превратилась в науку.

По Гегелю, принципами диалектики как науки являются:

1. Принцип всеобщей связи («в мире все связано со всем»).

2. Принцип развития («в мире все находится в беспрестанном изменении».

3. Принцип детерминизма («в мире все причинно обусловлено»).

Гегель анализирует три основных закона диалектики, которые раскрывают процесс развития:

1. Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, показывающий механизм развития.

3. Закон отрицания отрицания, указывающий направленность развития.

Гегель рассматривает парные категории, которые уточняют всеобщую взаимосвязь явлений:

– содержание и форма;

– необходимость и случайность;

– причины и следствия;

– возможность и действительность;

– часть и целое;

– сущность и явление.

Гегель довел логикоцентризм до совершенства, создав грандиозную систему объективно идеалистической философии.

Таким образом, немецкая классическая философия коллективными усилиями разработала логикоцентристскую картину мира

Однако, развитие общества предъявляет к философии новые требования, так как в силу объективных и субъективных причин идеал устойчивого развития общества не был реализован

 Поэтому философия предлагает новую картину мира, пытаясь проблемы устойчивого развития общества, исходя из самого общества.

Социоцентризм есть картина мира, ставившая в центр мироздания общество, понимаемое как продукт взаимодействия людей.

Общество понимается как та сфера, в которой создается все условия бытия человека. Вне общества нет человека, а вне взаимодействия людей нет общества. Соответственно, утверждается парадигма: все в обществе, от общества и через общество.

Социоцентризмимеет две модификации (направления) в зависимости от того, как интерпретируется смысл и назначение общества:

Марксизм, понимающий общество как продукт взаимодействия людей, обусловленное необходимостью защиты от внешних угроз (стихийных сил природы и агрессии других человеческих сообществ).

Учение Эмиля Дюркгейма об обществе как продукте взаимодействия людей, как следствие органической солидарности людей, стимулируемой внутренними факторами бытия людей.

Как Маркс, так и Дюркгейм понимают общество одинаково, определяя его как продукт взаимодействия людей. Однако, расходятся в том, как они понимают причины, истоки и характер этого взаимодействия.

Маркс и Дюркгейм по-разному отвечают на вопрос: «Ради чего люди взаимодействуют? Что их заставляет?».

По Марксу, люди взаимодействуют друг с другом для того, чтобы противостоять стихийным силам природы и выжить. Маркс полагает, что общество появилось как ответ на вызовы внешней среды. Причины возникновения общества находятся вне общества.

По мнению Дюркгейма, люди вступают во взаимодействие в силу инстинктивной тяги друг к другу. Людям присуща внутренняя тяга друг к другу, органическая солидарность. Человек – существо стадное. У него есть инстинкт стадности.

По Марксу, общество формируется людьми для того, чтобы бороться, разрешить противоречия посредством конфликта (противоборства).

По Дюркгейму, люди объединяются для согласования своих интересов, учитывать интересы друг друга.

По Марксу, политика (власть и властные отношения) являются ареной борьбы интересов.

По Дюркгейму, политика есть сфера согласования интересов.

По Марксу история человечества есть история борьбы классов. По Дюркгейму, человечество развивается по единому цивилизационному пути, преумножая культуру.

Однако, и марксизм, и учение Дюркгейма, предлагая социоцентризм, одинаково страдают от одного общего недостатка: парадигма социоцентризма подчиняет индивидуальное общественному, личное – коллективному. Приоритет общественного, в конечном счете, способствует развитию социального иждивенчества, социальной пассивности и апатии. Все это не позволяет превращению человека в субъекта исторического процесса. Философия вновь начинает искать другую картину мира.

Космизм

Космизм есть картина мира, ставящая в центр мироздания человека как существа космического (планетарного).

Космизм в истории мировой философии входит с эпитетом «русский», что подчеркивает российское происхождение этого учения, а также его связь с менталитетом россиян.

Космизм имеет три модификации:

1. Естественно-научный космизм (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, Н. Г. Холодный, Н. А. Умов, Л. Н. Гумилев, А. К. Манеев).

2. Религиозно-философский космизм (В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. А. Бердяев, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев).

3. Литературно-художественный космизм (Н.К. Рерих. А.В. Сухово-Кобылин, А.Е. Кулаковский, А.П. Платонов, А. Н. Скрябин).

Все эти авторы на материале разных сфер духовной жизни людей выработали представление о том, что человек представляет собой существо, обладающее следующими чертами личности:

1) Всечеловечностью (разновидность: богочеловечность), которое берет свое начало в гилозоизме (гр. hyle здесь вещество + zoe жизнь) и панпсихизме (гр.pan все + гр. psyche душа).

2) Планетарностью мышления, позволяющей воспринимать окружающее и происходящее глобально.

3) Соборностью (от глагола «собирать»), способствующей чувствовать свою значимость в общности («без меня народ не полон» – Андрей Платонов). Если коллективизм растворяет человека в общности, то соборность позволяет сохранить ему свое «Я» в любой общности.

Таким образом, космизм исподволь подготовил благодатную духовную почву для последующей картины мира, за которой будущее.

 

Гуманизм есть картина мира, ставящая в центр мироздания человека, как существа отдельного, одинокого и потому страдающего. В самом первом приближении гуманизм понимают как сострадание.

Объективно благосостояние людей возрастает, уровень производства и потребления повышается, растет и качество жизни. Усложнение жизнедеятельности требует унификации и стандартизации, на первый план выдвигается творческое начало (креативность). Вместе с тем выявились и негативные тенденции:

Во-первых, материальная и духовная самодостаточность разъединяют людей. Их жизнь становится атомарной, обособленной; во-вторых, приоритет творческих начал стимулирует уединенность; в-третьих, стандартизация вызывает защитную реакцию («уход в себя»). В результате этого одиночество становится объективным состоянием людей.

В философии имеется традиция изучения одиночества в контексте проблемы отчуждения. В исследовании отчуждения большой вклад внесли философия марксизма и философы-экзистенциалисты. Первые связывают отчуждение с социально-экономическими условиями бытия людей, а вторые – с социально-психологическими и этико-психологическими факторами. Общим знаменателем этих учений является гуманизм.

 

 

Гуманистическая картина мира является результатом длительного пути развития философии, которая неуклонно, то приближаясь, то удаляясь, шла к выработке понимания того, что сострадание является наиболее эффективным путем преодоления отчуждения и его модификации одиночества.

Лишь со второй половины ХХ века постепенно меняется картина мира, когда через свое «умственное окошко» люди начинают замечать отдельного человека, одинокого и страдающего.

Предтечей гуманистической картины мира является классическая мировая литература, очень емко, красочно выставившая образ «маленького человека». Это, прежде всего, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А.П. Чехов, Ч. Диккенс, В. Гюго, М. Горький, Ф. Кафка, А. Камю, Э. Хемингуэй и многие другие.

В философском плане для становления гуманистической картины мира внесли свой вклад такие крупные учения, как космизм, персонализм, тейярдизм, экзистенциализм, прагматизм, неокантианство, постмодернизм, философия диалога и другие.

Экзистенциализм Сартр отождествляет с гуманизмом, а Камю – с чувством заброшенности, ненужности.

«Экзистенция» есть этико-психологическое понятие. Заслуга Камю и Сартра состоит в том, что они рассматривали экзистенцию в контексте отчуждения, в контексте сущности и существования, свободы и ответственности.

В целом их открытие сводится к следующему:

1. По отношению к человеку существование предшествует сущности, тогда как в остальном мире, наоборот, сущность предшествует существованию. Поэтому человек сначала рождается (существует) и лишь затем обретает определенную сущность. В остальном мире все имеет заранее известную сущность. К примеру, собака рождается собакой, живет как собака и умирает собакой. Она никогда не может стать кошкой. Ее «сущность предшествует существованию». Человек же есть «проект» (А. Камю), создаваемый и реализуемый им самим.

2. Человек рождается свободным. По мере расширения сферы жизнедеятельности степень свободы возрастает. Камю и Сартр в своих трудах определяют свободу как выбор, за последствия которого человек отвечает сам. Так, свобода оборачивается ответственностью. Поскольку человек не в состоянии за все и всех нести ответственность, постольку он чувствует себя глубоко несчастным существом.

Формула: «свобода есть ответственность» оказалась методологически плодотворной. Она преодолевает понимание свободы как вседозволенности.

 

главный недостаток философии от древнейших времен до сегодняшнего дня состоит в том, что она пытается понять Все, сводя его к одному началу (Космос, Бог, Разум, Общество, Знание и т.д.). Это стремление понять «единое во многом» приводит к тому, что «все» становится содержанием мысли и мир растворяется в ней (разум скрывает в себе мир). Все это чревато абсурдом.

 

 

Окончание Средневековья ознаменовалось ростом значения централизованного государственного управления. Яркими примерами этого роста служат завершение феодальных междоусобиц — таких, как Война Алой и Белой Розы в Англии, объединение регионов — Арагон и Кастилия в Испании.

Каравелла — символ Великих географических открытий

Великие географические открытия[править | править код]

Одним из самых важных изменений стало расширение известной европейцам территории культурной ойкумены. За очень короткий период (конец XV века — начало XVI века) европейские мореплаватели обогнули Африку, проложили морской путь в Индию, открыли новый континент — Америку и совершили кругосветное плавание. Примечательно, что именно открытие Колумбом Америки (1492 год) принято считать символическим окончанием Средних веков.

Эти путешествия стали бы невозможны без предпосылок, главными из которых являются: изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать огромные расстояния в открытом море. Интересно, что первое из этих изобретений сделано задолго до наступления Нового времени.

Так, компас был изобретён в Китае ещё в III веке до н. э. (правда, этот тип компаса, представлявший собой лежащий на отполированной пластине намагниченный металлический предмет в форме разливной ложки, был непригоден для мореходства), однако новое изобретение проникло в Европу только в XIII веке через посредничество арабов, которые начали применять компас в XII веке.

Судном, на котором первооткрыватели отправлялись в дальние плавания, стала каравелла. Эти небольшие по современным меркам суда (например, «Санта-Мария», флагман Колумба в его первом путешествии, имела водоизмещение в 130 тонн) в буквальном смысле изменили карту мира. С каравеллами прочно связана вся эпоха великих географических открытий. Довольно характерно название, которое каравелла получила в нидерландском языке, — oceaanvaarder, буквально — «судно для океана».

Однако одних предпосылок недостаточно, поэтому должен быть мотив, заставлявший отправляться в далёкие и опасные путешествия. Таким мотивом стал следующий факт. Во второй половине XV века завоевавшие ослабевшую Византийскую империю турки (1453 год — захват турками Константинополя) перекрыли караванные пути, по которым в Европу доставлялись пряности. Прервалась приносившая огромную прибыль торговля. Стремление найти альтернативный доступ к богатствам Востока стало стимулом мореплавателей конца XV — начала XVI веков. Таким образом, именно экспансия мусульманской цивилизации послужила тем катализатором, который вызвал ускоренное развитие европейской цивилизации. В Новое время встретились Европа и Америка.

Наука[править | править код]

Благодаря культуре Возрождения средневековое мировоззрение, центральным звеном которого являлась вера и аскетизм, постепенно пришло в упадок. Оно было вытеснено растущим интересом к античному наследию, человеку и изучающим его наукам.

В 1543 году из-под печатного станка вышла книга Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», в которой провозглашался отказ от господствовавшей в течение почти полутора тысяч лет геоцентрической системы Птолемея. Начиная свою астрономическую работу, Коперник не собирался создавать нечто принципиально новое. Как и его средневековые предшественники, он считал своей задачей уточнение данных из «Альмагеста», главного труда Птолемея, не затрагивая при этом основ. Хотя расхождения между данными из «Альмагеста» и результатами наблюдений были известны и до Коперника, но только у него хватило смелости отказаться от инерции мышления и предложить нечто принципиально новое.

Первая страница книги Коперника «Об обращениях небесных сфер»

Техника и производство[править | править код]

См. также: Великое расхождение

Ещё большее влияние на повседневную жизнь людей оказало развитие техники на рубеже XV—XVI веков. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной, казалось бы, технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации, а также на её доступность (печатные книги были намного дешевле рукописных). Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг. Приблизительно в 1440 году он построил свой печатный станок. Как это часто бывает с изобретениями, отдельные элементы печатной технологии были известны и до Гутенберга. Так, иллюстрации и фигурные заглавные буквы переписчики книг начали размножать при помощи штампов ещё за двести лет до Гутенберга. Однако тогда удалось разработать технологию изготовления штампов (букв, литер) не из дерева, а из металла. И именно Гутенберг осуществил самую важную идею — набор текста из отдельных букв вместо изготавливания доски — штампа для всей страницы.

Даже в тех областях производства, где технический прогресс по сравнению со средневековьем был не слишком заметным (или его не было вовсе) произошли кардинальные изменения, на сей раз — за счёт нового типа организации труда. С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству приходит мануфактурный тип производства. На мануфактурах труд оставался ручным, но, в отличие от средневековых мастерских, было внедрено разделение труда, в результате чего значительно вырастала производительность труда. На мануфактурах люди трудились не на себя, а на владельца мануфактуры. Появлялся капиталистический способ производства, взрывообразно превратившийся затем в силу, подчинившую себе жизнь всего человечества.

Важное значение имело развитие горного дела и металлургии. Впрочем, наиболее важное усовершенствование в процессе выплавки железа — замена сыродутной печи так называемым штукофеном (предком современной доменной печи) произошло ещё приблизительно в XIII веке. К началу XV века такие печи были значительно улучшены. Для привода мехов использовались водяные колёса. К XVI веку такие колёса, достигавшие порой огромных размеров (до десяти метров в диаметре), стали использовать для подъёма из шахт руды и для других операций. Своеобразной энциклопедией горного дела и металлургии стала книга «De re metallica libri xii» («Книга о металлах»). Этот двенадцатитомный трактат увидел свет в 1550 году. Его автором был профессор Георг Агрикола (Бауэр) (1490—1555).

Также с XVI века для отопления и в производстве стал использоваться ископаемый уголь.

Основные события[править | править код]

Великие географические открытия[править | править код]

Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.

Планисфера Кантино — драгоценный памятник эпохи Великих географических открытий, запечатлевший состояние географических знаний португальцев на рубеже XV и XVI веков

Колонизация Америки[править | править код]

Колонизация Америки — это длительный процесс завоевания европейцами территории Северной и Южной Америки, проходивший с момента открытия этой части света в 1492 году до конца XVIII века.

Реформация и контрреформация[править | править код]

Реформация (лат. reformatio — исправление, преобразование) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.

Контрреформация в Западной Европе — церковное движение, имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры.

Тридцатилетняя война[править | править код]

Тридцатилетняя война (1618—1648) — первый в истории Европы военный конфликт, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию). Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе. Последняя значимая религиозная война в Европе, породившая вестфальскую систему международных отношений.

Вестфальский мир и вестфальская система международных отношений[править | править код]

Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения на латыни — Оснабрюкское и Мюнстерское, подписанные 15 мая и 24 октября 1648 года соответственно. Они завершили Тридцатилетнюю войну в Священной Римской империи.

Вестфальский мир разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне:

· Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 года, и провозглашал принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами;

· Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи: главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором;

· Согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.

Английская революция[править | править код]

Английская революция XVII века (известная также как Английская гражданская война, в Англии — «Славная революция») — процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы. Революция открыла путь к промышленному перевороту в Англии и капиталистическому развитию страны.

Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (парламент против короля), вылившегося в гражданскую войну, а также форму религиозной войны между англиканцами и пуританами. В Английской революции был замечен, хотя играл и второстепенную роль, также элемент национальной борьбы (между англичанами, шотландцами и ирландцами).

Семилетняя война[править | править код]

Александр Коцебу. «Кунерсдорфское сражение» (1848)

Семилетняя война (1756—1763) — крупный военный конфликт XVIII века, один из самых масштабных конфликтов Нового времени. Семилетняя война шла как в Европе, так и за океаном: в Северной Америке, в странах Карибского бассейна, Индии, на Филиппинах. В войне приняли участие все европейские великие державы того времени, а также большинство средних и мелких государств Европы, некоторые индейские племена.

Уинстоном Черчиллем война даже была названа «первой мировой войной». Войну считают колониальной, так как в ней столкнулись колониальные интересы Великобритании, Франции, Испании, а также первой окопной.

Война за независимость США[править | править код]

Война за независимость США (1775—1783) — война между Великобританией и лоялистами (лояльными законному правительству британской короны) с одной стороны и революционерами 13 британских колоний (патриотами) с другой, которые провозгласили свою независимость от Великобритании как самостоятельное союзное государство в 1776 году.

Промышленный переворот[править | править код]

Савицкий К. А. «Ремонтные работы на железной дороге», 1874 год

Промышленная революция — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.

Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производственных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3—5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

«Долгий XIX век»[править | править код]

До́лгий XIX век — исторический период, длившийся, по мнению выделившего его британского историка-марксиста Эрика Хобсбаума, с 1789 по 1914 год. Его главной особенностью было доминирование империй в мире. Началом этого периода является Великая французская революция, а концом — Первая мировая война, в результате которой были ликвидированы Германская, Российская, Австро-Венгерская и Османская империи.

После Великой французской революции и завоевательных походов Наполеона Бонапарта в большинстве стран Европы образовались или начались тенденции к ограничению абсолютных полномочий монарха, разделению властей и демократизации общества. В связи с кризисом сословной структуры общества и его переходу к классовому, индустриальному обществу, появился новый социальный слой — пролетарии. Пролетарии происходили в основном из среды переквалифицировавшихся мануфактурных работников либо были выходцами из разорявшихся крестьянских хозяйств (их труд постепенно заменяли машины).

Благодаря изобретению железных дорог и пароходов ускорились транспортные перевозки, а телеграфа — обмен информацией. В этот период учёные разных стран начали быстрее обмениваться новыми гипотезами, изобретениями и теориями. Возникли новые дисциплины на стыке различных наук: физхимия, биохимия и т. п.

В начале XIX века в большинстве стран Западной Европы произошел промышленный переворот — переход от ручного производства к машинному. Это привело к созданию индустриального общества — общества, расколотого на капиталистов и пролетариев.

Основные события[править | править код]

Великая французская революция[править | править код]

Великая французская революция — крупнейшая трансформация социальной и политической систем Франции, произошедшая в конце XVIII века, в результате которой был уничтожен Старый порядок и Франция из монархии стала республикой де-юре свободных и равных граждан. Девиз — Свобода, равенство, братство. Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а её окончанием разные историки считают 27 июля 1794 (Термидорианский переворот) или 9 ноября 1799 года (Переворот 18 брюмера).

Русско-турецкая война 1787—1791[править | править код]

Русско-турецкая война (1787—1791) — война между Россией и Австрией, с одной стороны, и Османской империей — с другой. Османская империя планировала в этой войне вернуть себе земли, отошедшие к России в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774, в том числе и Крым. Война закончилась победой России и заключением Ясского мира.

Русско-шведская война 1788—1790[править | править код]

Монумент в память рекрутам, участвовавшим в Шведской войне (Рыбацкое (Санкт-Петербург)

Русско-шведская война (1788—1790) — война, начатая Швецией и поддержанная Великобританией, Голландией и Пруссией с целью возвращения территорий, утраченных в ходе предшествующих войн с Россией.

Причиной войны послужило участие России во внутренних делах Швеции. В частности, активное позиционирование России в роли гаранта будущей конституции Швеции, которое было отменено королём Густавом III в 1772 году и в дальнейшем послужившее поводом для двусторонней напряжённости. Также важным фактором явилось вооружение российской эскадры, назначенной для действий в Средиземном море.

Воспользовавшись тем, что главные русские силы были отвлечены на войну с Турцией, шведская армия в количестве 38 000 человек под командованием короля Густава III вторглась 21 июня 1788 на территорию России, но была остановлена русскими войсками в количестве около 19 000 человек под командованием генерал-аншефа В. П. Мусина-Пушкина. Основные события войны происходили на море.

Наполеоновские войны[править | править код]

Наполеоновские войны — под этим именем известны, главным образом, войны, которые велись Наполеоном I с разными государствами Европы, когда он был Первым консулом и императором (ноябрь 1799 — июнь 1815). В более широком смысле сюда относится и итальянская кампания Наполеона (1796—1797), и его египетская экспедиция (1798—1799), хотя их (особенно итальянскую кампанию) обычно причисляют к так называемым революционным войнам.

Венский конгресс[править | править код]

Венский конгресс 1814—1815 гг. — общеевропейская конференция, в ходе которой была выработана система договоров, направленных на восстановление феодально-абсолютистских монархий, разрушенных французской революцией 1789 года и наполеоновскими войнами, и были определены новые границы государств Европы. В конгрессе, проходившем в Вене с сентября 1814 по июнь 1815 г. под председательством австрийского дипломата графа Меттерниха, участвовали представители всех стран Европы (кроме Османской империи). Переговоры проходили в условиях тайного и явного соперничества, интриг и закулисных сговоров.

Греческая революция[править | править код]

Греческая война за независимость, иногда также называемая Греческой революцией (греч. Ελληνική Επανάσταση του 1821) — вооружённая борьба греческого народа за независимость от Османской империи, начавшаяся в 1821 г. и завершившаяся в 1832 г. Константинопольским мирным договором, утвердившим Грецию как независимое государство. Греки были первыми из народов, покорённых Османской империей, кто обрёл независимость (не считая Черногории, фактически независимой с конца XVII века). Именно с этих событий начинается история современной Греции. Греция ежегодно празднует свой День независимости 25 марта.

Восстание декабристов[править | править код]

Восстание декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью заговорщиков было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Восстание разительно отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов по своим целям и имело сильнейший резонанс в российском обществе, значительно повлиявший на общественно-политическую жизнь последовавшей за ним эпохи правления Николая I.

Русско-турецкая война 1828—1829 годов[править | править код]

Русско-турецкая война 1828—1829 годов — военный конфликт между Российской и Османской империей, начавшийся в апреле 1828 года вследствие того, что Порта после Наваринского сражения (октябрь 1827 года) в нарушение Аккерманской конвенции закрыла пролив Босфор. В более широком контексте, эта война стала следствием борьбы между великими державами, вызванной греческой войной за независимость (1821—1830) от Османской империи. В ходе войны русские войска совершили ряд походов в Болгарию, на Кавказ и на северо-восток Анатолии, после чего Порта запросила мира.

Июльская революция 1830 г.[править | править код]

Июльская революция или Французская революция 1830 года, Вторая французская революция — восстание в июле 1830 года во Франции, приведшее к свержению Карла Х и возведению на престол его «кузена» (фактически дальнего родственника) Луи-Филиппа, герцога Орлеанского. Она ознаменовала переход от одной конституционной монархии — реставрации Бурбонов к другой — Июльской монархии, переход власти от дома Бурбонов к его младшей ветви, Орлеанскому дому, торжеством принципа народного суверенитета над принципом божественного права короля, а также установление либерального режима и окончательное торжество буржуазии над земельной аристократией. В смысле внешнеполитическом революция означала сильный удар по принципам Священного Союза. Причиной революции послужила консервативная политика короля Карла Х, высшей целью которого было восстановление общественных порядков, царивших до Великой французской революции 1789 года. В ходе революции сторонники Бурбонов назывались легитимистами, а сторонники Луи-Филиппа — орлеанистами.

Первая Опиумная война[править | править код]

Первая опиумная война 1840—1842 — война Великобритании против империи Цин. Целью английских войск была защита торговых интересов Великобритании в Китае, и расширение торговли, в первую очередь опиумом (отсюда название), которому препятствовала цинская политика запрета морской торговли.

Революции 1848—1849 годов[править | править код]

Европейские революции 1848—1849 — общее наименование революционных движений, выразившихся в форме неповиновения власти, вооружённых восстаниях, декларирования новой государственности в европейских странах в середине XIX века. Вспыхнувшие сразу в нескольких государствах движения носили антифеодальный и национально-освободительный характер. Участники выступлений декларировали требования демократизации общественной жизни; в зависимости от местных условий они также выдвигали лозунги национального объединения (Германия, Италия) или выделения из существовавших государств (Венгрия). Катализаторами общеевропейской революции стали выступление 12 января 1848 года на Сицилии и революция во Франции. Хотя в основном революции были быстро подавлены, они оказали существенное влияние на дальнейшие политические процессы в Европе. Волнения охватили Францию, итальянские (Сардинию, Неаполь) и германские государства, включая Австрию, в которой активизировались национальные движения итальянцев, венгров и хорватов, Румынию.

Крымская война[править | править код]

Крымская война 1853—1856, также Восточная война — война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму.

В ходе последовавших боевых действий союзникам удалось, используя техническое отставание русских войск и нерешительность русского командования, сосредоточить количественно и качественно превосходящие силы армии и флота на Чёрном море, что позволило им произвести успешную высадку в Крыму десантного корпуса, нанести российской армии ряд поражений и после годичной осады захватить южную часть Севастополя — главной базы русского Черноморского флота.

Подписанный в 1856 году Парижский мирный договор потребовал от России вернуть Османской империи всё захваченное в южной Бессарабии, в устье реки Дунай и на Кавказе; империи запрещалось иметь боевой флот в Чёрном море, провозглашённом нейтральными водами; Россия прекращала военное строительство на Балтийском море, и многое другое. Вместе с тем цели отторжения от России значительных территорий не были достигнуты. Условия договора отражали фактически равный ход боевых действий, когда союзники, несмотря на все усилия



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.