Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Разные картины мира. Исторические события



Разные картины мира

Исторические события

1. Космоцентризм(6 в. до н.э. – 6 в. н.э.)

Космоцентристская картина мира в центр мироздания ставит космос, понимаемый как природная гармония и порядок.

Причину гармонии и порядка древние мыслители, усматривали в природе. Поэтому философия преимущественно была натурфилософией – философией природы. По времени существования космоцентризм совпадает с эпохой Античности и отражает особенности этой эпохи.

В космоцентризме главным является обнаружение основания гармонии, причины космоса:

1. Причину природной гармонии усматривали в самой природе, в материальных явлениях и процессах (вода, воздух, огонь, земля, атомы, дао, как природная закономерность). Эту линию называют материалистической линией. Древние мыслители преимущественно были материалистами.

2. Причину гармонии начали усматривать в духовных явлениях и процессах (идея, эйдос, разум, разумное начало, апейрон – беспредельное, мысленное образование и т.д.). Эту линию называют идеалистической линией.

Главное достижение космоцентризма – это попытка рассмотреть мир в единстве его многообразия. Видными представителями космоцентризма были Демокрит, Гераклит, Анаксимандр, Платон, Конфуций и Сократ.

Космоцентризм утверждает парадигму: природа мудра – стремись к природе, будь естественным, то есть самим собой. Идеалом древних мыслителей был уравновешенный, гармоничный, являющийся самим собой человек. Древние философы воспевали красоту души и тела человека, их гармонию. Наслаждение красотой древние философы называли катарсисом – очищением души, результатом которого является желание жить, утверждение жизни, стремление стать лучше.

 

2. Теоцентризм(5-6 в. н.э. – 14 в. н.э.)

Теоцентризм – это картина мира, ставящая в центр мироздания Бога (теос), понимаемого как высшая духовная творящая сущность – демиург (создатель).

Со времени своего функционирования теоцентризм совпадает с эпохой Средневековья, для которого присущи феодальные общественные отношения. Для усмирения крестьян, для освящения порядков нужна была соответствующая картина мира. Таковым оказался теоцентризм.

Помимо этого средневековая философия характеризуется следующими отличительными чертами:

1. Патристика – почитание трудов «отцов церкви» (священные предания) наравне с Библией (священным писанием). Она прошла два этапа: начальный и зрелый. Первый этап характерен апологетикой (защита), а второй – спекулятивностью (создание новых учений).

 

 

2. Фидеизм – приоритет веры перед знанием (разумом).

3. Схоластика – некритическое усвоение определенных догматов; корнем слова «схоластика» является «школа». Схоластику можно назвать «школярством». Схоластика в контексте средневековой философии и философии вообще связывается с теодицеей (доказательства бытия Бога) с креационизмом (учение о сотворении мира), провиденциализмом (учение о предустановленной гармонии).

4. Дуализм души и тела – проявляет себя в формуле: душа человека божественна, а тело человека – греховно. Душой человек ближе к Богу, а телом – к дьяволу. Все грехи от телесных вожделений. Отсюда требование – возвышать душу, подавлять телесность. Это отразилось на иконографии, в сакральной живописи, художественной литературе и проповедях.

Подавление личности в эпоху Средневековья достигло невообразимых размеров, что не могло продолжаться бесконечно. Господствующая теоцентристская картина мира перестала выполнять свою функцию.

Феодализм «трещал» по всем швам, воздух был навеян переменами. Новые общественные отношения, идущие на смену прежним, требовали другой картины мира.

3. Антропоцентризм(14 в. – нач. 17 в. н.э.).

Антропоцентризм есть картина мира, ставящая в центр мироздания Человека как существа природного в единстве души и тела.

По времени своего функционирования антропоцентризм совпадает с эпохой Возрождения Возрождением называют период зарождения капиталистических общественных отношений, основанных на приоритете всего частного (собственности, труда, предпринимательства, жизни).

Первое, что требовалось – это преодоление многовекового подавления человека церковными догматами. Освобождение человека началось с реабилитации тела, объявленного греховным.

Человека представляли как целостное существо, где душа и тело гармоничны. Человек вновь обретает достоинство и самоуважение, он начинает избавляться от комплекса неполноценности, самоуничижения.

В основе мировоззрения эпохи Возрождения была положена идея безграничного жизнеутверждения, а философским основанием явился гуманистический неоплатонизм, то есть творчески переосмысленное учение античного мыслителя Платона.

 Гуманистический неоплатонизм помогал человеку Возрождения одухотворить мир, представить его насквозь пронизанным божественным смыслом, порядком и энергией. В итоге антропоцентризм духовно подготовил победу буржуазного общества.

 

 

Знаниецентризм (наукоцентризм) – есть картина мира, ставящая в центр мироздания знание и способ его добывания, хранения и обработки – науку. По времени своего существования знаниецентризм совпадает с начальной стадией Нового времени.

Для дальнейшего развития нового зарождающегося общественного строя понадобились дополнительные стимулы, которые были обнаружены в развитии науки и техники. Для этого необходимо было подготовить человеческий фактор. Эпоха Возрождения выполнила эту функцию, поэтому знаниецентристская картина мира оказалась логически оправданной. Наука и техника не могли развиваться вне знания. Была сформулирована парадигма «Знание – сила (власть)» (Ф. Бэкон).

Главной проблемой философии становится метод. В рамках знаниецентризма было разработано два учения о методе:

1. Учение Фрэнсиса Бэкона об индуктивном методе, методах эмпирического исследования, отдающих приоритет чувственному познанию – сенсуализму.

 

2. Второе учение касается метода французского философа и математика Рене Декарта. По мнению Декарта познание начинается с сомнения. Декарт призывает сомневаться во всем. Понимая абсурдность этого положения, Декарт принимает принцип, который помогает преодолеть абсолютный скептицизм. Он считает, что у человека должна быть та незыблемая основа, в правдивости которой не может быть сомнений. Таковым является факт мышления, выраженный в знаменитой формуле Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum).

 

Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт наукоцентристскую картину мира довели до логического завершения.

 Общество обрело могучий импульс к саморазвитию, и новый, капиталистический строй достигает своего апогея.

Появилась потребность к изменению картины мира, стимулируемая потребностью в устойчивом развитии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.