Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зинаида Гиппиус. (Февраль 1918 г.) Так есть.



Зинаида Гиппиус. (Февраль 1918 г.) Так есть.

Если гаснет свет — я ничего не вижу.
Если человек зверь — я его ненавижу.
Если человек хуже зверя — я его убиваю.
Если кончена моя Россия — я умираю.

Иной взгляд на войну у поэта революционера Владимира Маяковского. Он понимает, что война - это передел собственности. Именно поэтому поэт с горечью восклицает, что миром правит не Бог, а рубль. «Поэт очень хочет, чтобы простые люди понимали: мир находится на грани катастрофы, и если не сложить оружие, то она непременно произойдет, развязав руки мародерам от капитализма, которые лишь ждут, чтобы оторвать от матушки-земли наиболее жирный кусок».

К ответу!

Гремит и гремит войны барабан.
Зовёт железо в живых втыкать.
Из каждой страны
за рабом раба
бросают на сталь штыка.
За что?
Дрожит земля
голодна,
раздета.
Выпарили человечество кровавой баней
только для того,
чтоб кто-то
где-то
разжи́лся Албанией.
Сцепилась злость человечьих свор,
падает на мир за ударом удар
только для того,
чтоб бесплатно
Босфор
проходили чьи-то суда.

 

Не остались в стороне от развер­нувших­ся событий и русские художники. В работе над патриотическими плакатами приняли участие такие разные художники, как Виктор Васнецов и Казимир Малевич, Аристарх Лентулов и Константин Коровин, Владимир Маяковский и Леонид Пастернак. При этом почти все они с охотой исполь­зовали так назы­ваемый народный стиль: кто в жанре лубка, кто в жанре размашистой баталь­ной графики, кто в жанре подражания иконописи.

В грозные годы Первой мировой войны деятели культуры не только не остались в стороне от происходящих событий, но и в большинстве случаев возглавили движение милосердия и благотворительности. В те годы много благотворительных концертов дал Шаляпин Ф.И., средства от которых шли для Общества Красного Креста, в помощь фронту, нуждающимся детям-сиротам, оставшимся после войны, и др.

В самом начале войны Шаляпин Ф.И. открыл лазарет для раненых воинов, где работала вся его семья. Супруга певца Иола Игнатьевна, старшие дочери Лидия и Ирина выполняли работу медицинских сестер в перевязочной под руководством доктора Красовского И.И., а младшие дети, как и взрослые, в будние дни развлекали раненых различными выступлениями, чтением, а то и просто своим присутствием, детской теплотой и лаской способствуя скорейшему излечению больных и облегчая их страдания.

Сам Федор Иванович любил петь и даже плясать перед ранеными под аккомпанемент гитары старшей дочери Лидии. На военный период выпал пятидесятилетний юбилей Шаляпина Ф.И., «великого артиста, гениального художника, гордости России», как величала тогда юбиляра российская пресса. Федор Иванович глубоко переживал трудные военные дни и потому отказался от пышного чествования — бурные овации после его выступления на сцене Большого театра заменили официальное юбилейное торжество.

Шаляпин Ф.И. и члены его семьи среди раненых, в собственном лазарете, открытом в доме великого певца

Поездки известных артистов на фронт становились регулярными. Каждый такой приезд актерской труппы или отдельных исполнителей приводил солдат в неописуемый восторг. Вот письмо, присланное с фронта: «Курские, смоленские, рязанские и прочие наши богатыри окружают артистов и, не спуская глаз, смотрят, как госпожа Лопухова танцует. А танцует она хорошо. Лес и горка защищают нас от неприятеля, и мы веселимся под самым носом у немцев».

Устроили несколько концертов для солдат актриса Малого театра Мазуркевич М.А. и артист Иванов-Вольский П.И. Знаменитый певец Александр Вертинский работал братом милосердия в одном из тыловых госпиталей, а затем в санитарном поезде, организованном Марией Морозовой, женой крупного коммерсанта, который перевозил раненых русских солдат с фронта до госпитальной Москвы и возвращался обратно за новой партией раненых. «Работы было много. Мы часто не имели даже времени поесть», — писал в своих воспоминаниях знаменитый певец. Братом милосердия работал выдающийся русский поэт Сергей Есенин.

Великий российский тенор Собинов Л.В., призванный поручиком на службу, с разрешения военного начальства также устраивал благотворительные концерты. Вырученные от этих концертов 200 000 рублей певец передал комитету Мраморного дворца на содержание лазарета.

Известный русский писатель Куприн А.И. на собственные средства открыл в своей квартире в Гатчине лазарет, где разместились десять раненых солдат. Его супруга, опытная сестра милосердия, удостоенная двух медалей еще в русско-японскую кампанию, взяла на себя каждодневные заботы о них.

Выдающаяся драматическая актриса Савина М.Г., воспетая в стихотворных строках Некрасова Н.А., в дивных образах, созданных, Тургеневым И.С. и Толстым Л.Н., стала инициатором сбора подарков воинам под девизом «Артист — солдату». Вскоре это начинание оформилось в союз «Артисты Москвы — русской армии и жертвам войны», который активно занимался организацией сбора пожертвований. Один из таких массовых сборов был осуществлен в Москве 10 и 11 марта 1916 года. В акции принимали участие артисты всех московских театров. На главных улицах города актеры устраивали веселые забавы и, вовлекая в это празднество прохожих, шутливо просили «выкупа» у проезжавших по улице граждан. Благотворительная акция имела огромный успех и принесла значительные сборы в пользу армии.

В другой раз московские артисты собрали для воинов табак. На розвальнях и мебельных фургонах, нанятых для этой цели, артисты ездили по улицам города и обходили дома. Кружки и пакеты для табака быстро наполнялись. Так артисты преподнесли еще один подарок российским воинам.

 

Летом 1914 года подавляющее большинство европейцев верило в то, что война скоро кончится. Добровольцами на фронт отправилось и множество музыкантов, в том числе композиторов. Вернулись не все.

Бесстрашно броситься в бой с врагом и отстоять с оружием в руках любимую страну – эта тема, архетип человеческого сознания и лейтмотив европейской культуры, играет немаловажную роль и в музыке, особенно в опере.

Задолго до начала Первой мировой войны боевые подвиги и героическая смерть за родину были рутиной на любой провинциальной сцене.

Собственного фронтового опыта у большинства музыкантов на сцене и в оркестровой яме при этом не было и быть не могло: ведь последние боевые действия имели место 45 лет назад – в ходе немецко-французской войны 1870-1871 годов.

 

Не только немецкие композиторы – Шёнберг, Эйслер, Веберн - рвались на фронт: горячим желанием взять в руки оружие был исполнен и, скажем, французский композитор Морис Равель. В 1915 году его желание исполнилось. “Автомобилист первого часа”, Равель стал водителем грузовика, курсировавшего между линией фронта и тылом.

 

Вид раненых солдат, изуродованных тел произвел на него неизгладимое впечатление. Парижские друзья свидетельствовали, что с фронта он вернулся другим человеком: “старше на 10 лет и с погасшими глазами”.

В возрасте 22 лет на фронт попал Пауль Хиндемит, в будущем – один из отцов-основателей европейского музыкального авангарда.

Барабанщик в военном оркестре, задачей которого было поднимать боевой дух солдат, Хиндемит стал свидетелем кровопролитных боев и авианалетов во Фландрии.

“Кровь, изрешеченные пулями тела, обнаженный мозг, оторванная лошадиная голова, осколки костей – ужасно”,

– фиксирует в дневнике 20-летний Пауль. В том же году на фронте в возрасте всего 44 лет погибает отец композитора.

Солдатская песня.

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» – слова советского поэта В.И. Лебедева-Кумача актуальны для взаимоотношений войны и музыки в любую эпоху. Куда бы ни забросила солдата судьба, с ним остаются его любимые песни, песни его малой родины, песни народные и популярные. Но есть особый жанр в мире музыки – песни военные, написанные на войне, о войне или для войны. Песни, с которыми идут в атаку, под которые в минуты затишья думают о доме, и те, с которыми их дома ждут родные и близкие.

Начало 20 века для музыкального искусства России и мира характеризуется широким распространением записей музыкальных произведений на пластинках. Пластинки стоили не дорого, около 50 копеек. Бешенным успехом пользовались патриотические песни времён Первой мировой войны. Патриотические песни и марши были конечно же популярны, записывались на пластинки, расхватывались покупателями как горячие пирожки. Но особенно интересными, с точки зрения восприятия войны самим русским солдатом, казаком, являются солдатские песни.

Интересна история солдатской песни «Смело мы в бой пойдём за Русь Святую!». Во времена Первой мировой войны эта песня, исполняемая на мотив романса «Белая акация», была очень популярна в войсках. Позже, в Гражданскую войну, появилось несколько переделанных вариантов: распространённый в РККА «Смело мы в бой пойдём за власть Советов». Похожая судьба и у песни «За рекой загорались огни». В Первую мировую она повествует о героических казаках, а в Гражданскую войну воспевает подвиг будёновцев.

Протяжные казачьи песни, бравурные марши, шуточные песни, патриотические – всё это забытые ноты войны.

Можно ещё бесконечно долго зачитывать стихотворные строки, написанные теми, кто видел эту войну, переживал её вместе с Родиной, страдал, плакал, умирал на этой войне. Но главное, что сегодня, спустя 105 лет память о тех событиях не стёрлась.

 

http://voynablog.ru/2014/10/24/deyateli-iskusstva-v-gody-pervoj-mirovoj-vojny/

https://www.classicalmusicnews.ru/articles/war-composers-at-front/

https://modernartconsulting.ru/2014/11/art-life-during-wwi/

https://arzamas.academy/materials/1323

https://www.classicalmusicnews.ru/articles/war-composers-at-front/

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.