|
|||
Пушки заговорили, но музы не молчали»– к 105-летию начала 1 мировой войны.Стр 1 из 4Следующая ⇒ «Пушки заговорили, но музы не молчали»– к 105-летию начала 1 мировой войны. Первая мировая война в сознании деятелей искусства была не просто войной против конкретного врага, но предвестием конца эпохи и ожиданием непознанного нового. Она заставила переосмыслить нравственные и духовные ценности человеческого бытия. Война воспринималась многими современниками как начало новой эры и стала прологом к формулировке многих концепций радикального изменения основ европейской культуры. Столь важные для понимания самой сути XX века темы, как взаимодействие политики и искусства, индивидуального и массового, национального и интернационального были сформулированы именно под влиянием катастрофических событий Первой мировой. Война оказала колоссальное влияние на самые разные сферы культуры – литературу и музыку, изобразительное искусство и театр, архитектуру и кинематограф, а также на различные области интеллектуальной деятельности (философия, литературная и художественная критика, социология). Первая мировая война нашла отражение практически во всех художественных направлениях той эпохи, а также спровоцировала появление новых течений. Экспрессионизм, футуризм, дадаизм, конструктивизм, новый реализм невозможно описать вне опыта, привнесенного войной. Впервые в войне приняли участие 38 из 59 существовавших тогда независимых государств. Впервые под ружье в мире было поставлено более 73 миллионов человек. Впервые более девяти с половиной миллионов из них были убиты или умерли от ран. Именно в боях этой войны были впервые использованы танки, химическое оружие и огнеметы. Более того, впервые от войны не осталось свободным и небо: новый князь Андрей Болконский, подняв глаза над полем битвы, мог бы увидеть в небе боевые аэропланы. Тексты, созданные в первые месяцы войны, часто были пронизаны религиозными аллюзиями. К евангельским отсылкам прибегали такие разные авторы, как реалист-разночинец Леонид Андреев и эстет-дворянин Николай Врангель. Врангель: «Мне думается, что грядущая Война, в которой все Великие Державы примут участие, — разрешение вековечного вопроса о борьбе двух начал: Божеского и человеческого». Поэзия и проза военных лет по идеологическим причинам долгое время оставались «белым пятном» в истории русской литературы. современный анализ произведений поэтов «серебряного века» говорит о глубочайших душевных переживаниях, метаниях, сомнениях, которые испытывали эти художники слова. Отечественная поэзия и проза 1914-1918 гг. отразила общественное, настроение на протяжении различных этапов войны, меняющееся и неизменное в сознании воюющего народа, запечатлела «нерв времени». Свой взгляд на войну нам оставили А. Ахматова, А. Блок, В. Брюсов, З. Гиппиус, Н. Гумилёв, С. Городецкий, Дон-Аминадо, Г. Иванов, М. Кузмин, С. Маковский, Н. Минский, Ф. Сологуб, И. Северянин, Н. Тэффи, Т. Щепкина-Куперник. Все они вошли в сборник, вышедший в 1918 году. Обращают на себя внимание разделы сборника: «Славянство», «Война», «Родина», «Мать», «Сестра милосердия», «Галицкая Русь», «Польша», «Бельгия», «Англия», «Франция», «Казаки», «Герои». Как видим, главнейшими темами стали понятия: родина, мать, милосердие. Сквозной стала тема сострадания: к сыновьям и братьям на полях сражения, к раненым и пленным, странам-сестрам, попавшим в беду или находившимся под угрозой оккупации. Особенно интересными мне показались судьба и стихи Николая Гумилёва. Гвардеец, доброволец, улан, гусар, разведчик, награжден Георгиевскими крестами IV и III степени. Уже в первый месяц войны Гумилёв вступил добровольцем в действующую армию и был направлен вместе с другими на обучение кавалерийской службе в Новгород. в «Наступлении» упоминается и немецкое превосходство в артиллерии, и тяжесть военных будней, и перебои с питанием. Наступление Гумилёв описывает картину поля боя, поражающую необычным и удивительно точным метафорическим рядом. Война С течением времени у поэтов «серебряного века» меняется взгляд на войну. Всё меньше подъёма, всё больше отчаяния, боли.
|
|||
|