|
||||||||||||
Введение.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Введение. Появление и последующее развитие первых газет как средств массовой информации дало толчок не просто развитию публичной сферы в тогдашнем буржуазном обществе, но и способствовало значительным общественным, социальным, политическим преобразованиям и трансформациям. Мир не стоит на месте. Новинки научно-технического прогресса помогают решать огромное количество проблем, двигают общества и государства вперед. И значительное, если не ключевое место в этом цивилизационном развитии занимают информационно-коммуникационные технологии, которые за очень короткий период вывели процесс обмена информацией на принципиально новый уровень по скорости, качеству и количеству, а также неограниченному объему и тематическому разнообразию информации, которая становится публичной, т.е. доступной неограниченному количеству людей. И публичная сфера также подвергается изменениям. Соответственно, цель данной работы заключается в изучении последствий массового использования в современном российском обществе всевозможных технических устройств и коммуникационных технологий, появления новых медиаканалов и трансформации классических каналов массовой коммуникации для построения демократического государства с развитой публичной сферой. Основная часть. Английский термин «public sphere» является дословным переводом немецкого слова Öffentlichkeit, которое можно растолковать двумя смежными понятиями: «общественность» или некий коллектив докладчиков и слушателей, присутствующих в общественной сфере, и «публичность», под которой понимается общедоступность и пристальное внимание со стороны общества [1–3]. Одно из первых упоминаний термина «публичная сфера» мы встречаем в работе от 1962 года немецкого философа и социолога Юргена Хабермаса «The Structural Transformation of the Public Sphere» («Структурное преобразования публичной сферы») [5]. Труды этого ученого породили весьма длительные и противоречивые дебаты в рамках исследования коммуникации и за ее пределами. Хабермас определил общественную сферу как виртуальное или воображаемое сообщество, которое не обязательно существует в любом идентифицируемом пространстве. Публичная сфера формирует мнения и отношения, которые служат для подтверждения или оспаривания дел государства. В идеальных условиях public sphere является источником общественного мнения, необходимого для «законной власти в любой функционирующей демократии» [6]. Анализируя события в общественной и политической жизни таких государств, как Великобритания, Франция и Германия конца XVIII и XIX вв., Хабермас первым представил модель того, что он назвал «буржуазной общественной сферой», а затем проследил ее перерождение в XX-м веке. Как сформулировал Хабермас в предисловии к своей работе, «наше исследование представляет собой стилизованное изображение либеральных элементов буржуазной публичной сферы и их трансформации в состоянии социального обеспечения» [7]. Буржуазная публичная сфера, которая начала появляться в XVIII в., в интерпретации Хабермаса была посредником между проблемами отдельных людей в их семейной, экономической и социальной жизни, с одной стороны, и требованиями жизни социума с другой. Public sphere состояла из органов информации, таких как газеты и журналы, политических дискуссий, таких как парламенты, политические клубы, литературные салоны, общественные собрания, пабы и кафе, конференц-залы и другие общественные места, где могла проявляться социально-политическая дискуссия. Впервые в истории отдельные лица и малые группы смогли формировать общественное мнение, давая прямое выражение своих потребностей и интересов и воздействуя на политическую практику. Буржуазная публичная сфера позволила сформировать сферу общественного мнения, которая выступала против государственной власти и мощных интересов. Государство стало играть существенную роль в частной сфере и в повседневной жизни, тем самым подрывая разницу между государством и гражданским обществом. С уменьшением влияния публичной сферы граждане стали потребителями, больше посвящая себя пассивному потреблению и частным заботам, нежели вопросам общего блага и демократического участия. По мнению Хабермаса, функция средств массовой информации была преобразована из содействия рациональному дискурсу и дебатам в общественной сфере в формирование, строительство, а также ограничение публичного обсуждения тем, утвержденных медиа-корпорациями [8]. В публичной сфере товары, которыми обмениваются, и валюта, которой торгуют, носят не экономический, а политический характер. Основной продукт общественной сферы — общественное мнение, а идеи — это «товары», которые обменивают. Таким образом, взаимосвязь между сферой публичного обсуждения и индивидуального участия была сломана и трансформирована в сферу политической информации и спектакля, в котором граждане-потребители пассивно поглощают и впитывают развлекательные и информационные ресурсы, если только не появляется иной информационной поток, способный разбудить и возбудить массовое сознание, как это было 100 лет, как это происходит сегодня при смене политических режимов как в развивающихся странах, так и в странах с «развитой» демократией. Public sphere приобрел новое значение с распространением новых коммуникационных технологий в 1990-х годах. Считается, что Интернет предоставляет беспрецедентные возможности для обмена информацией и обсуждения тем без каких-либо ограничений среди большого числа людей разного происхождения. В современных высокотехнологичных обществах появляется значительное расширение и перераспределение публичной сферы. Рост влияния глобальной сети Интернет расширяет сферу демократического участия и обсуждения и создает новые общественные пространства для политического вмешательства [9]. Возникает вопрос: кто будет контролировать средства массовой информации и технологии будущего? Распространение медиа культуры и компьютерных технологии концентрирует внимание ученых-исследователей и экспертов на важности новых технологий и вопросе о необходимости государственного вмешательства в дебаты по поводу будущего медиа-пространства и коммуникации в информационном обществе. Правильно функционирующая общественная сфера, которая обеспечивает свободные информационные потоки и равное участие сограждан в обсуждении, предоставит реальные возможности для успешного и благого управления. Легитимность правительств зиждется на поддержке народа [9]. Национальное единство или, по крайней мере, оперативный консенсус позволяет эффективно использовать общественное мнение в поддержку правящих политиков. Развитие массовой коммуникации изменило характер общественной сферы от физического пространства к коммуникационной структуре. Сегодня люди с помощью телекоммуникационных технологий имеют возможность установить мгновенную связь практически без каких-либо пространственных или временных барьеров; они могут узнать о том, что думают знакомые и совершенно неизвестные люди, не только через журналистские материалы в газете, на радио или телевидении, но и через сообщения и комментарии в социальных сетях. Поэтому сегодняшняя общественная сфера выходит далеко за рамки пространства и включает в себя все каналы коммуникации, с помощью которых граждане могут отправлять и получать информацию. Этот двусторонний поток коммуникации важен: общественная сфера не существует, если, например, правительство публикует информацию, но не прислушивается к мнению людей [8]. На основании данных отраслевых докладов, публикуемых в ежегодных отраслевых докладах Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям можно проследить тенденции по трансформации российского публичного общества. Одним из ярких примеров этого процесса является популяризация сети Интернет: если зимой 2009–2010 года активных интернет-пользователей насчитывалось около 25 млн человек, то к концу 2015 года их число превысило 80,5 млн человек, т.е. увеличилось в 3,2 раза за 5 лет. Увеличение среднего времени пребывания в Интернете с помощью мобильных устройств (в 2014 г. — 86 минут в день, в 2015 г. уже 110 минут в день) объясняется тем, что с каждым годом технологические возможности смартфонов возрастают и вытесняют менее функциональные ноутбуки и стационарные компьютеры. По целям использования Интернета как канала коммуникации «общение» стоит на первом месте, за ним следуют «учеба/работа» и «новости». При этом в 2015 году 30% пользователей Рунета заявили о доверии информации в интернете, тогда как только 32% отдали предпочтение телевидению. Казалось бы, с появлением таких электронных носителей как смартфон и планшет телевизионная аудитория сократится, а время просмотра будет близиться к нулю, но, как показала практика, этого не произошло. В 2011 г. среднесуточная аудитория телевизионных каналов составляла 69% от населения, а время просмотра составляло около 220 минут в сутки (3 часа 40 минут). В 2015 г. количество телезрителей в целом сохранилось на том же уровне (70%), а вот время просмотра телепередач увеличилось почти в 2 раза — до 5 часов 49 минут. Телеканалы «Первый канал» и «Россия 1», чья аудитория в 2014 году выросла благодаря повышенному интересу населения к информационным программам и олимпийским трансляциям, в 2015 году вновь понизилась до уровня 2013 года. При этом примером заинтересованности населения в развитии публичной сферы является увеличение за последние два года доли информационного вещания (с 6 % в 2011–2013 гг. до 7% в 2014–2015 гг.). На наш взгляд, это связано с усложнением политической и экономической обстановки, требующей адекватного отображения в телевизионном пространстве. Как уже говорилось ранее, 32% населения традиционно больше доверяют информации телевизионных СМИ [10]. Что касается радио и печатных СМИ, сами по себе «в чистом виде» они постепенно перестают существовать. В настоящее время на первый план выходит мобильность информационного потока, следовательно, все каналы СМИ стараются продвигать свой контент на разных платформах. В настоящее время практически нет газет, как самостоятельных субъектов медиарынка — их место занимает некая «фабрика контента» - всевозможные агрегаторы, ресурсы, аккумулирующие и минимально видоизменяющие первоначальную информацию, новые медиа как оплот «гражданской» журналистики. 56% аудитории все еще обращаются к печатным версиям журналов и газет, но уже 15% читателей помимо печатной просматривают и интернет-версию изданий, и количество таких читателей продолжает расти. Все стремится к простоте и доступности. И СМИ не являются исключением. Радиостанции, как и другие традиционные медиа, стараются увеличить свое присутствие в новых каналах дистрибуции контента. Они создают веб-сайты, выпускают мобильные приложения и взаимодействуют со своей аудиторией в социальных сетях. Выводы. Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что стремительное расширение медиа-пространства и появление новых форм информационно-коммуникационных технологий приводит к многообразию возможностей для трансформации публичной сферы. Статус публичной сферы меняется в сторону множественности смыслов, а возможности для высказывания общественного мнения расширяются, что, в свою очередь, приводит к стремительным и необратимым демократическим преобразованиям в общественной и политической сферах.
|
||||||||||||
|