Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Образовательная автономная некоммерческая организация 4 страница



Фордизм есть система, принципы которой давно известны и составляют закон разделения труда. Модель изготовления только тогда выгодна для производства, когда она может быть легко расщеплена на операции, число которых не должно быть ни велико, ни мало.

 

Генри Форд угадывает совершенную организацию производства, слагающуюся из многих компонентов фордизма, но не из одного какого-нибудь. Совершенная организация состоит не из хороших машин и хороших людей, а состоит в том, что называется - системой.

 

Такая система предполагает наличие следующих принципов:

 

Хозяйственный принцип - это труд, труд - это человеческая стихия, которая обращает себе на пользу плодоносные времена года. Человеческий труд создал из сезона жатвы то, чем он стал ныне;

 

Экономический принцип гласит: каждый из нас работает над материалом, который не нами создан и которого создать мы не можем, над материалом, который нам дан природой;

 

Нравственный принцип - это право человека на труд. Это право находит различные формы выражения. Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадёт у него этот хлеб, он крадёт у него больше чем хлеб, крадет священное человеческое право.

 

Генри Форд, в своих размышлениях касался и проблемы сельского хозяйства:

«Земледелец слишком отяжеляет свой дневной труд. По-моему, рядовой фермер тратит не больше пяти процентов своей энергии на действительно полезную работу. Если бы устроить завод по образцу обыкновенной фермы, его нужно было бы переполнить рабочими». Причиной малой доходности занятия сельским хозяйством Г. Форд считал недостаточное знакомство с процессами и подлинной сущностью профессии, а также и с лучшими формами её организации. Все, что будет организовано по образцу сельского хозяйства, обеспечено на бездоходность. Фермер надеется на счастье и на своих предков. Он не имеет понятия об экономии производства и о сбыте. Фабрикант, ничего не смыслящий в экономии производства и в сбыте, продержался бы недолго. Что фермер держится - это доказывает только, как изумительно прибыльно само по себе сельское хозяйство».

 

«Моя цель - простота. В общем, люди потому имеют так мало, и удовлетворение основных жизненных потребностей (не говоря уже о роскоши, на которую каждый, по моему мнению, имеет известное право) обходится так дорого, что почти все, производимое нами, намного сложнее, чем нужно. Наша одежда, жилища, квартирная обстановка - все могло бы быть гораздо проще и вместе с тем красивее. Это происходит потому, что все предметы в прошлом изготовлялись определенным образом, и нынешние фабриканты идут проторенной дорогой. Этим я не хочу сказать, что мы должны удариться в другую крайность. В этом нет абсолютно никакой необходимости. Вовсе не нужно, чтобы наше платье состояло из мешка с дыркой для просовывания головы. Правда, в этом случае, его легко было бы изготовить, но оно было бы чрезвычайно непрактично».

 

Основная мысль Генри Форда заключается в том, что расточительность и алчность тормозят истинную продуктивность. Но расточительность и алчность вовсе не неизбежное зло. Расточительность вытекает большей частью из недостаточно сознательного отношения к нашим действиям или из небрежного их выполнения.

Алчность есть род близорукости. Цель состояла в том, чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, тем самым захватить как можно большую часть рынка продаж.

Равным образом, цель Генри Форда в процессе такого производства - уделять максимум заработной платы, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность. А так, как и этот приём ведет к минимальным издержкам, и так, как продажа продукции идет с минимумом прибыли, то есть возможность привести продукт в соответствие с покупательной способностью.

Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:

– по разработке продукции;

– организации;

– управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).

Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства).

Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:

– личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования);

– зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков);

– организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля);

– условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели. Составляющие успеха организации включают в себя: способность к выживанию, результативность и эффективность, практическую реализация принятых решений.

 

Выживание, возможность существовать как можно дольше – первейшая задача большинства организаций. Это может длиться бесконечно долго, потому что организации имеют потенциал существовать бесконечно.

Результативность управления – это степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления. Она определяется значениями выходных показателей объекта управления, в нашем случае – организации. Эффективность – результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.

Эффективность обычно можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов и выходов. Относительная эффективность организации называется производительностью. Производительность выражается в количественных показателях.

Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции.

 

Менеджеры решают, какими должны быть цели в области производительности организаций; какие методы получения продукции будут использованы в организации; какие формы стимулирования будут применяться в организации для того, чтобы заинтересовать рабочих в повышении производительности.

 

Форд никогда не брал на работу специалистов и экспертов. 

Кто хорошо знает работу, тот настолько ясно видит ошибки и возможности исправлений, что неустанно стремиться вперед и не имеет времени рассуждать о своих потребностях. Это постоянное стремление вперед создает веру и самоуверенность, так что со временем ничто не кажется невозможным. Большая часть занятых рабочих на производстве у Форда не посещала школ, они изучали свою работу на производстве. 

На предприятии Форда была организована система контроля.

Каждый должен был быть в ответе за вверенный ему маленький участок работы. Не поощрял и дружеских отношений на работе, опасаясь того, что люди начнут покрывать ошибки товарища.

Каждый должен поставить себе целью - хорошо выполнить работу и получить за нее хорошее вознаграждение. Когда работа окончена, можно повеселиться.

 

Генри Форд был уверен, что людям надо хорошо платить за труд, концепция «высокой заработной платы». Г.Форд доказательно основывал, что жадность обычно ухудшает качество товара и услуг, ведет к произвольным ценам, что все это неизбежно приводит к замиранию дела.

В 1914 году Генри Форд ввел на своих заводах самую высокую оплату труда, многие предприниматели были возмущены его поступком. Его пояснение на этот счет было таково: если рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями наших товаров, а потому в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны, её политическое равновесие.

Нередко стремление к росту прибыли толкает предпринимателей на понижение заработной платы работников, что стимулирует рост издержек производства, а потому и увеличение продажной цены его товаров. Это, безусловно, сказывается на сужении круга потребителей, а предприятие должно идти на сокращение выпуска продукции. Обществу, в котором так поставлена оплата труда, неотвратимо грозят социальные катаклизмы в виде бесконечных забастовок, роста преступности, обнищания престарелых людей.

 

Пятнадцать принципов организации труда Г. Форд:

 

1. Действия, работа должны иметь смысл, общественную значимость.

2. Рабочее место не должно порождать безразличие к работе, незаинтересованность в работе, работник не должен быть изолированным в организации.

3. Администрация должна создать каждому работнику такие условия, чтобы он был в состоянии на своем рабочем месте показать, на что он способен, требования к работнику не должны быть заниженными.

4. Результаты труда не должны обезличиваться, они должны быть по возможности именными, то есть работа, идея, предложения всегда должны иметь автора, администрация не должна присваивать авторство.

5. Каждый работник имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу, ее организацию. Администрация должна наладить сбор предложений и реализовывать их в случае полезности для организации.

6. Работник должен представлять значимость своего труда, поэтому полезно периодически напоминать ему, насколько важны и его труд, и его роль в общей работе.

7. Каждый стремится к успеху. Успех — это реализованные цели. Каждому работнику полезно дать возможность постоянно достигать успехов, которые необходимо замечать, подчеркивать и отмечать.

8. Успех должен сопровождаться признанием и поощрениями, моральными и материальными.

9. Каждый работник трудится лучше, если он вовремя получает информацию, которая необходима ему для работы.

10. Все решения об изменениях в работе и рабочем месте должны приниматься администрацией организации с ведома работников, которых они затрагивают, с учетом их знаний и опыта.

11. Каждый работник должен иметь информацию об оценке его труда. Информация эта должна быть справедливой и дельной, чтобы работник мог скорректировать свое поведение.

12. Работнику целесообразно дать возможность для самоконтроля. Кроме того, если результаты труда будут очевидны, то интерес к труду значительно повышается.

13. Большинство людей стремится во время работы приобрести новые знания. При этом повышенные требования, которые содействуют развитию человека, воспринимаются им с большим интересом, чем заниженные. Работа не должна быть примитивной. По крайней мере, должны чередоваться операции с разными видами сложности.

14. Если качественная работа не вознаграждается, а приводит лишь к тому, что работника все больше загружают, то инициатива работника парализуется.

15. Работа должна дать ему возможность самому руководить своими действиями, принимать решения самостоятельно. В этом случае работник получает возможность самовыражения.

 

Заключение

 

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований.

 

Генри Форд, известный как основатель американской автомобильной промышленности, является также крупной фигурой в истории научного менеджмента, являлся одним из великих менеджеров 20 века. Успех, которого он достиг в бизнесе, во многом зависел от его теории, получившей название «фордизм». Вся его тяжёлая жизнь, борьба с ней, все его недостатки, которые он пытался превратить в преимущества, все его упорство и умение добиваться цели явились прекрасной продукцией его фирмы, известной во всём мире. Я считаю, что великим менеджером может называться только тот, кто добился именно того, чего он хотел, принеся при этом пользу народу.

 

По его мнению, задачу промышленности нельзя видеть только в удовлетворении надобностей рынка (хотя без этого никакая промышленность существовать не может), а необходимо так организовывать производственный процесс, чтобы, во-первых, можно было снизить цены на продукцию, а во-вторых, повысить оплату труда работников.

 

Генри Форд полагал, что правильная организация производства предполагает: замену ручного труда машинным, заботу о рабочих, заключающуюся в создании благоприятных условий труда (чистота в цехах, уют), а также повышение качества продукции и развитие сети сервисного обслуживания.

Он стремился расчленить процесс производства на мельчайшие операции, в результате которого движение изделий от одного работника к другому зависело бы лишь от скорости, с которой выполняется операция, собственно это и позволило ему снизить себестоимость продукции.

 

При чтении посвященных деятельности Генри Форда книг, анализ критики его сборочных линий для массового производства, позволяет сделать следующий вывод: несмотря на то, что представления промышленника в образе отца модернизма и эксплуататора трудящихся содержат зёрна истины, реальная картина его жизни была гораздо более сложной.

 

Он построил самое большое промышленное производство и заработал на нем 36 миллиардов долларов. Его считают даже изобретателем автомобиля. Хотя он «всего лишь» превратил автомобиль из роскоши в средство передвижения, доступное очень многим. Сам же он любил говорить, что ключик к его успеху и богатству «не золотой, а гаечный».

Сегодня можно назвать его бизнес социально ориентированным. По мере роста прибыли Г. Форд неоднократно повышал заработную плату своим рабочим (в том числе и вдвое). А потом, и вовсе стал выплачивать им долю прибыли от оборотов всей корпорации. Формируя тем самым группы потенциальных покупателей своих авто. Клиенты же получали возможность покупать самые дешевые (но качественные, современные) авто, и получать качественное сервисное обслуживание после покупки.

 

Именно Генри Форд, без каких-либо подсказок со стороны профсоюзов, уменьшил рабочий день на своих предприятиях до восьми часов. В ответ сотрудники усилили свою лояльность к работодателю, увеличили производительность. И Форд получил дополнительно 400 процентов прибыли.

 

Не зря принцип «Думай о людях» (бизнес – для человека) по праву считается главным принципом Генри Форда. Ему было свойственно умение - понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точки зрения.

Вся его тяжёлая жизнь, борьба с ней, все его недостатки, которые он пытался превратить в преимущества, все его упорство и умение добиваться цели явились прекрасной продукцией его фирмы, известной во всём мире. Я считаю, что великим менеджером может называться только тот, кто добился именно того, чего он хотел, принеся при этом пользу народу. Углубившись в изучение данной темы, и рассмотрев направление деятельности Г. Форда, а также его подход к управлению персоналом можно с уверенностью сказать, что он был мастером своего дела и многого добился.

 

Форд символ организационного и технического прогресса, сознательный создатель общества массового потребления и социальных гарантий. Оценка личности и деятельности Генри Форда по-прежнему вызывают много споров. В первые годы после смерти его, во многом основанная на интуиции, практическая управленческая деятельность и методы внедрения инноваций активно критиковалась, но затем получили широкое признание у исследователей проблем менеджмента как неотъемлемая составляющая эффективного поведения руководителя.

 

В поисках снижения издержек производства Форд обратил внимание на то, что рабочий тратил больше времени на поиск и доставку материала и инструментов, чем на работу. Прогулки рабочих по цеху оплачивать не хотелось. "Если двенадцать тысяч служащих сберегут каждый ежедневно по десять шагов, то получится экономия пространства и силы в пятьдесят миль", - подсчитал Форд и понял, что необходимо доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Он сформулировал два принципа: заставлять рабочего не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось при работе наклоняться вперед или в стороны. С 1 апреля 1913 года Форд запустил конвейер. Рабочий, который вгонял болт, не завинчивал одновременно гайку; кто ставил гайку, не завинчивал ее накрепко. Никто из рабочих ничего не поднимал и не перетаскивал.

 

12 января 1914 года Форд устанавливает размер минимальной оплаты труда в 5 долларов в день (в два раза больше, чем средняя в отрасли!) и сокращает рабочий день до восьми часов. "Честолюбие каждого работодателя должно было бы заключаться в том, чтобы платить более высокие ставки, чем все его конкуренты, а стремление рабочих - в том, чтобы практически облегчить осуществление этого честолюбия", - обосновал Форд свое решение. Одновременно он проводит политику использования труда инвалидов, которым платит столько же, сколько здоровым рабочим. Выгода заключалась в другом: к однообразию конвейерной работы инвалиды были подготовлены лучше, ведь квалификации никакой не требовалось. Так, слепой был приставлен к складу, чтобы подсчитывать винты и гайки, предназначенные для отправки в филиалы. Двое здоровых людей были заняты той же работой. Через два дня начальник мастерской попросил назначить обоим здоровым другую работу, так как слепой был в состоянии вместе со своей работой выполнять обязанности и двух других.

 

"Работодатель никогда ничего не выиграет, если произведет смотр своим служащим и поставит себе вопрос: "Насколько я могу понизить их плату?" Столь же мало пользы рабочему, когда он грозит предпринимателю кулаком и спрашивает: "Сколько я могу выжать у вас?" В последнем счете, обе стороны должны держаться предприятия и задавать себе вопрос: "Как можно помочь данной индустрии достигнуть плодотворного и обеспеченного существования, чтобы она дала нам всем обеспеченное и комфортабельное существование?" - Форд настаивал, что компаньонами промышленника являются не держатели акций, а создатели продукта. С января 1914 года он оповестил рабочих о плане их участия в прибылях.

 

Форд считал, что прибыль принадлежит трем группам: во-первых - предприятию, чтобы поддерживать его в состоянии устойчивости, развития и здоровья; во-вторых - рабочим, при помощи которых создается прибыль; в-третьих, до известной степени, - так же и обществу. Цветущее предприятие доставляет прибыль всем трем участникам - организатору, производителям и покупателю. По мнению Форда, ответственность руководителя заключается в заботе о том, чтобы подчиненный ему персонал имел возможность создать себе порядочное существование. Другими словами, иметь возможность покупать автомобили Форда. Это был первый шаг к формированию класса синих воротничков.

"Берегитесь ухудшать продукт, берегитесь понижать заработную плату и обирать публику. Побольше мозга в вашем рабочем методе - мозга и еще раз мозга! Работайте лучше, чем прежде, только таким путем можно оказать помощь и услугу для всех стран. Этого можно достигнуть всегда", - призывал Форд. К его заявлениям относились недоверчиво, однако они не были просто рекламным трюком. В один год прибыль настолько превысила ожидания, что Форд добровольно вернул каждому купившему автомобиль по 50 долларов: "Мы чувствовали, что невольно взяли с нашего покупателя дороже на эту сумму».

 

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Школа научного управления: Г. Форд — [Электронный ресурс]: https://studopedia.org/8-191918.html

2. Генри Форд – история успеха, биография, цитаты — [Электронный ресурс]: https://myrouble.ru/genri-ford-istoriya-uspexa/

3. Беляев Н. З. «Генри Форд» — 1935 год. — 264 с.

4. Генри Форд. «Моя жизнь мои достижения». – Л.: Время, 1924.

5. Джим Пауэлл «Как политика Рузвельта продлила Великую депрессию» — [Электронный ресурс]: http://www.inliberty.ru/library/329-kak-politika-ruzvelta-prodlila-velikuyu-depressiyu

6. «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова» Кафедра Менеджмента АНДРУНИК А.П. Технологии эффективного менеджмента — [Электронный ресурс]: http://pgsha.ru:8008/books/study/%C0%ED%E4%F0%F3%ED%E8%EA%20%C0.%CF.%20%D2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%E8%20%FD%F4%F4%E5%EA%F2%E8%E2%ED%EE%E3%EE%20%EC%E5%ED%E5%E4%E6%EC%E5%ED%F2%E0.pdf

7. Шпотов Б.М. «Генри Форд» — [Электронный ресурс]: http://historystudies.org/2012/07/shpotov-b-m-genri-ford/

8. Школа научного управления — [Электронный ресурс]: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/shkola-nauchnogo-upravleniya.html

9. Д. Ю. Афанасьев. Экономические взгляды Генри Форда — [Электронный ресурс]:  http://reosh.ru/d-yu-afanasaev-ekonomicheskie-vzglyady-genri-forda.html

10. Менеджмент организации: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006. — [Электронный ресурс]: http://www.aup.ru/books/m98/2_1_19.htm

11. Г. Форд «Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра» Лит Рес, 2015 — [Электронный ресурс]: https://www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/pub/t145037.&art=145037&trials=1&user=0&file=50424949&price=350.00&texttrialbutton=Купить%20полную%20версию%20за%20350.00&uilang=ru&catalit2&half=1&track_reading&friendly_url=%2Fgenri-ford%2Fmoya-zhizn-moi-dostizheniya-145037%2F

12. Принципы Г. Форда (начало ХХ века) реферат — [Электронный ресурс]: https://works.doklad.ru/view/FAIq9RJs9TU.html

13. Синклер Э. Автомобильный король. М.: Гослитиздат, 1957.

14. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ: НОВОЕ ВРЕМЯ Учебное пособие, Нижний Новгород 2020 — [Электронный ресурс]: http://www.lib.unn.ru/students/src/Novoe_vremya.pdf

15. Грачёва К.А., Захарова М.К., Одинцова Л.А. и др. Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент): [Текст] Учеб. для студ. машиностроительных вузов; Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. – М.: Высшая школа, 2003

16. История менеджмента: учебник / А.И. Кравченко. — 3-е изд., пере- раб. и доп . — М. : КНОРУС, 2010.. — [Электронный ресурс]: http://www.library.ugatu.ac.ru/pdf/teach/Kravchenko_Istoriya_menedjmenta_2010.pdf

17. Тучков В. Генри Форд - кризисный менеджер / В.Тучков /— [Электронный ресурс]:/ FinTimes.ru. – 2009.

18. «Генри Форд и первый автомобиль для миллионов», — [Электронный ресурс]: https://supercook.ru/501-01-bus.html

19. Википедия компания Форд — [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ford

20.  Википедия Генри Форд — [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Форд,_Генри

21.  Сайт корпорации форд — [Электронный ресурс]: https://corporate.ford.com

22.  Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения» Переводчик: Бакушева Е. А. Издательство: Попурри, 2017 г. Серия: Успех!

23.  Б. М. Шпотов. «Корпорация Дженерал Моторс» и становление американского менеджмента», «Вопросы истории», 1996 г.

24. Яркина, Т.В. Основы экономики предприятия — [Электронный ресурс]: http://www.aup.ru/books/

25.  С. Меньшиков «Форд и Гейтс преподают уроки». — [Электронный ресурс]: http://rusref.nm.ru/indexpub185.htm

 

Приложение  

 

Генри Форд (1863- 1947 гг.)
  

 

 

Первый автомобиль Г.Форда



 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.