|
|||
Понятие «память». Процессы памятиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема: Память. 1. Понятие «память». 2. Процессы памяти. 3. Виды памяти. 4. Принципы работы механизмов памяти. 1. Понятие «память» Память – это важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей. Определение.ПАМЯТЬ — это психический познавательный процесс, особого рода способность человека, связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и забывания разнообразной информации.
2. Процессы памяти Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение (узнавание, припоминание) и забывание. 1) Запоминание Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Запоминание зависит от свойств, интересов, знаний личности.
2) Сохранение Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем. Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны, осмысленностью запоминаемого материала, с другой — повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме. Определенное время сохранения опыта дает возможность обучения.
3) Воспроизведение (вспоминание) Воспроизведение— это появление в поле сознания образа объекта без повторного восприятия этого объекта. В результате этого процесса информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную память. В поле сознания появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах. Выделяют прямые и косвенные процедуры воспроизведения (припоминание и узнавание). 3а) Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного его восприятия. Является генетически более ранним проявлением памяти. Узнавание имеет большое жизненное значение. Оно всегда связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает нам возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности. Точность и скорость узнавания зависят от знакомости и осмысленности материала: знакомый материал узнается точнее, а осмысленный — быстрее. 3б) Если в процессе воспроизведения возникают трудности, то идет процесс припоминания. Припоминание — это умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации. Связано с необходимостью волевых усилий. Достижение поставленной цели вспомнить что-либо осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу. Причем использование промежуточных звеньев носит сознательный характер. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем в каком отношении к нему находится то, что ищем, или оцениваем все, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит. Ученые выявили особенность этих процессов: объем припоминания меньше, чем объем узнавания.
4) Забывание Забывание — это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала Основные факторы забывания: Факторы забывания Ø возраст субъекта Ø неиспользование усвоенного материала Ø характер материала (нужность) Забывание неравномерно. В течение первых 5 дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие 5 дней.
КРИВАЯ ЗАБЫВАНИЯ – это кривая, которая наглядно демонстрирует то, как долго может храниться в памяти однажды выученная информация. Кривая Эббингауза была получена в результате экспериментального изучения памяти немецким психологом-экспериментатором и автором труда «О памяти» Германом Эббингаузом.
|
|||
|