|
|||
Организация работы учителя-дефектолога в образовательных учреждениях1Стр 1 из 4Следующая ⇒ Организация работы учителя-дефектолога в образовательных учреждениях1 Настоящее положение определяет организацию деятельности учителя-дефектолога дошкольных и школьных образовательных учреждений (далее ОУ). На современном этапе должность учителя-дефектолога вводится в ОУ для обеспечения специальной (коррекционной) помощи детям, испытывающим трудности в обучении в условиях коррекционно-развивающего обучения, в том числе при наличии коррекционных групп и классов. Целью работы учителя-дефектолога является: · своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ; · коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса. Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач: · выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка; · определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка; · разработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ОУ (логопед, психолог, учитель, воспитатель); · динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка; · проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программным материалом; · консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка. Результативность работы учителя-дефектолога определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом. В соответствии с целями и задачами определены основные направления работыучителя-дефектолога: 1. Диагностическоенаправление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его развитием; распределение детей на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка. 2. Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса. 3. Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов. 4. Консультативно-просветительское и профилактическоенаправление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс. 5. Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении ПМПк, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации учителя-дефектолога (формы прилагаются). Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю, которые направлены: · на проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых); · изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий; · консультативную работу с педагогами и родителями; · участие и подготовку ПМП-консилиумов, методических объединений, педсоветов. Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий (1–2 чел.) – 20–25 минут; продолжительность группового занятия (4 чел.) 35–40 минут. Периодичность занятий – не менее 2–3 раз в неделю. В первую очередь для занятий с учителем-дефектологом рекомендуется зачислять детей, имеющих снижение или нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС, следствием которого являются трудности в овладении программным содержанием обучения. Классификация нарушений разнородна по структуре дефекта: задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, тяжёлые нарушения речи, ранний детский аутизм. Данный перечень является открытым и обусловлен спецификой коррекционного учреждения. Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога, не более 20 человек. Зачисление осуществляется на основе комплексной диагностики и изучения детей в индивидуальной и групповой деятельности с 1.09–15.09. Итоговое диагностическое обследование проводится с 10.05–25.05 ежегодно. Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребёнка. Учитель-дефектолог ведёт следующую документацию: · индивидуальная карта развития (заполняется 2 раза в год) (см. приложение 1); · журнал учёта обследуемых детей, журнал движения ребёнка (см. приложение 2); · журнал посещаемости занятий; · расписание коррекционных занятий, утверждённое директором; · перспективный план работы (по направлениям) (см. приложение 3); · перспективные планы по группам, имеющим однородность дефекта; · календарные планы групповых и индивидуальных занятий; · индивидуальная программа развития на каждого ребёнка; · аналитический отчёт о результатах коррекционно-развивающего обучения за учебный год (см. приложение 4); · методическая тетрадь, отражающая посещения дефектологом занятий, семинаров, педсоветов; · тетрадь для консультаций с родителями, педагогами; · паспорт кабинета (перечень оборудования и дидактических материалов).
|
|||
|