Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Организация работы учителя-дефектолога в образовательных учреждениях1



Организация работы учителя-дефектолога в образовательных учреждениях1

Настоящее положение определяет организацию деятельности учителя-дефектолога дошкольных и школьных образовательных учреждений (далее ОУ).

На современном этапе должность учителя-дефектолога вводится в ОУ для обеспечения специальной (коррекционной) помощи детям, испытывающим трудности в обучении в условиях коррекционно-развивающего обучения, в том числе при наличии коррекционных групп и классов.

Целью работы учителя-дефектолога является:

· своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ;

· коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.

Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:

· выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;

· определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;

· разработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ОУ (логопед, психолог, учитель, воспитатель);

· динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка;

· проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программным материалом;

· консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Результативность работы учителя-дефектолога определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.

В соответствии с целями и задачами определены основные направления работыучителя-дефектолога:

1. Диагностическоенаправление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его развитием; распределение детей на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка.

2. Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.

3. Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.

4. Консультативно-просветительское и профилактическоенаправление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

5. Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении ПМПк, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации учителя-дефектолога (формы прилагаются).

Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю, которые направлены:

· на проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых);

· изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий;

· консультативную работу с педагогами и родителями;

· участие и подготовку ПМП-консилиумов, методических объединений, педсоветов.

Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий (1–2 чел.) – 20–25 минут; продолжительность группового занятия (4 чел.) 35–40 минут. Периодичность занятий – не менее 2–3 раз в неделю.

В первую очередь для занятий с учителем-дефектологом рекомендуется зачислять детей, имеющих снижение или нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС, следствием которого являются трудности в овладении программным содержанием обучения. Классификация нарушений разнородна по структуре дефекта: задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, тяжёлые нарушения речи, ранний детский аутизм. Данный перечень является открытым и обусловлен спецификой коррекционного учреждения.

Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога, не более 20 человек.

Зачисление осуществляется на основе комплексной диагностики и изучения детей в индивидуальной и групповой деятельности с 1.09–15.09. Итоговое диагностическое обследование проводится с 10.05–25.05 ежегодно. Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребёнка.

Учитель-дефектолог ведёт следующую документацию:

· индивидуальная карта развития (заполняется 2 раза в год) (см. приложение 1);

· журнал учёта обследуемых детей, журнал движения ребёнка (см. приложение 2);

· журнал посещаемости занятий;

· расписание коррекционных занятий, утверждённое директором;

· перспективный план работы (по направлениям) (см. приложение 3);

· перспективные планы по группам, имеющим однородность дефекта;

· календарные планы групповых и индивидуальных занятий;

· индивидуальная программа развития на каждого ребёнка;

· аналитический отчёт о результатах коррекционно-развивающего обучения за учебный год (см. приложение 4);

· методическая тетрадь, отражающая посещения дефектологом занятий, семинаров, педсоветов;

· тетрадь для консультаций с родителями, педагогами;

· паспорт кабинета (перечень оборудования и дидактических материалов).

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.