Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 ПЕРВЫЙ ГОРЕСТНЫЙ ОПЫТ 11 страница



Последствием пережитого являлась громадная духовная трансформация (многие после этого становились священниками или служили в хосписах), невыразимое воспоминание о своем предсмертном опыте и стремление к новым знаниям (многие возвращались к обучению в колледже). И, хотя пережившие это уже более не испытывали страха смерти, они рассматривали жизнь как драгоценный дар, который следовало сохранять и защищать.

 

 Развитие темы в последующий

 25-летний период

Бурный эффект вызвала вторичная публикация книги «Жизнь после жизни» летом 1976 г. Внимание научных и медицинских кругов, а также общественности сосредоточилось на феномене предсмертного опыта. Вновь привлекли внимание и более ранние свидетельства, в том числе самая первая публикация на эту тему — Ежегодник швейцарского альпийского клуба (1892), изданный цюрихским профессором-геологом Альбертом фон Сент-Галлен Хаймом. Наряду со своими собственными ощущениями, испытанными при падении со скалы в Альпийских горах, Хайм включил сюда и рассказы тридцати других участников подобных событий. Среди прочих изданий аналогичного характера одно, изданное в Лондоне и датируемое 1911 г. (опубликовано в «Сандиэкспресс» 26 мая 1935 г.); другое — из Франции времен Первой мировой войны и третье — южноафриканское 1920 г., т. е. периода бурской войны. Затем в начале 70-х гг. в университете Айовы Росс Нойс с коллегами опубликовали данные, которые отнесли к предсмертному опыту в качестве «деперсонализации перед лицом смертельной опасности».

 

 Брюс Грейсон: поворотный пункт

 в изучении проблемы смерти

Поворотным пунктом в изучении проблемы смерти стал июль 1976 года. Брюс Грейсон преподавал на отделении психиатрии Вирджинского университета, когда я поступил туда на работу. Брюс сообщил мне, что его коллега д-р Иен Стивенсон, признанный авторитет в изучении паранормальных явлений, собрал свыше тридцати свидетельств предсмертного опыта. Под влиянием Грейсона и Стивенсона научные исследования в этой области и получили свое название предсмертного опыта, побуждая новых участников к проведению исследований.

Д-р Грейсон интенсивно разрабатывал этот вопрос, специализируясь на попытках самоубийств. Одним из самых значительных его открытий явилось то, что если сама по себе попытка самоубийства сильно увеличивает риск последующей попытки, то попытка самоубийства с последующим предсмертным опытом столь же сильно уменьшала аналогичный риск. Испытавшие это состояние обнаруживали смысл в жизни, которому суицид не давал раскрыться. Кроме того, Грейсон выявил и тот факт, что предсмертное состояние при попытках самоубийства сходно с таковым же при клинической смерти, вызванной другими причинами.

 

 В дело вступает Майкл Сэйбом

 

Работой «Жизнь после жизни» заинтересовалась работник психиатрической социальной службы Сара Крёцигер.

— «Не пригласить ли нам доктора Моуди на беседу?» — предложила она своему напарнику по изучению Библии Майклу Сэйбому.

«Эта книга — фикция», — отвечал тот. Будучи кардиологом в госпитале при университете Флориды, Сэйбом реанимировал многих пациентов, но никогда не слышал о подобных вещах.

«А ты когда-нибудь спрашивал их?» — спросила его Сара. И когда он признался, что нет, предложила ему проделать это.

Сэйбом принялся опрашивать пациентов, и уже третий по счету опрашиваемый сообщил весьма характерные факты о процессе своей реанимации после сердечного приступа с использованием специального оборудования. К этому добавились сведения от других пациентов, причем сюда были включены подробности происходившего в то время, когда сами эти люди находились в бессознательном состоянии. Когда Сэйбом сравнил их показания с другими медицинскими свидетельствами, он страшно этим заинтересовался и удвоил усилия в своих изысканиях.

 Сэйбом опубликовал многочисленные статьи и работы по данному предмету, в последней из них «Жизнь и Смерть: удивительные сведения о предсмертном опыте, полученные одним врачом» описан случай с женщиной, у которой нашли неоперабельную аневризму в основании головного мозга. Тем не менее ее перевезли из дома в Атланте в неврологический институт Бэрроу в Фениксе, штат Аризона. В этом заведении, оснащенном новейшим по тому времени оборудованием, производили опасную процедуру — так называемую гипотермическую циркуляторную блокаду. Опасность здесь представляло то, что пациенты, лишенные нормального кровоснабжения, обычно не могли прожить более нескольких минут, тогда как на операцию требовалось от сорока минут до часа.

Обычно хирургическое вмешательство протекало следующим образом: врачи направляли кровоток пациента через ледяную ванну, а затем возвращали его в тело. При охлаждении тела до 60° по Фаренгейту обмен веществ замедлялся, что позволяло пациенту, у которого мозг был лишен кровоснабжения, прожить намного дольше. На этом этапе хирурги наклоняли операционный стол и спускали всю кровь из головы пациента (остатки ее могли вызвать разрыв аневризмы). Затем производились трепанация черепа и удаление аневризмы. В течение сорокашестидесятиминутной операции пациент по медицинским критериям пребывал в состоянии клинической смерти — отсутствовали мозговая деятельность, пульс и дыхание.

 В ходе операции у пациентки из Атланты возникли осложнения, и врачам пришлось потратить времени больше, чем планировалось; поэтому они стали нагревать ее тело быстрее обычного. В результате у пациентки дважды останавливалось сердце. Лишенная дыхания, сердечной и мозговой деятельности в течение продолжительного периода, она все же выжила. Придя в себя, женщина описала множество подробностей по ходу операции, включая возникшие осложнения, музыкальный аккомпанемент и даже специальный медицинский инструментарий. Кроме того, она сообщила и о туннеле с ярким свечением и встреченных ею родственниках, давно к тому времени уже покойных.

 

 Научные исследования Кеннета Ринга

 

Я представлял свою книгу «Жизнь после жизни» как обзор феномена предсмертного состояния, но Кеннету Рингу (профессору психологии Коннектикутского университета в Сторрсе и специалисту по социальной психологии) требовались более солидные научные данные. Он опросил свыше сотни пациентов различных медицинских учреждений и опубликовал эти статистические сведения в своей первой книге «Жизнь на пороге смерти: научное исследование предсмертного опыта». Последствия этого опыта были представлены им в новом труде «В направлении Омеги: поиск смысла предсмертного опыта». Профессор Ринг продолжает совершать открытия — например, он исследовал впечатления слепых и обнаружил, что они обретают зрение в ходе предсмертного опыта.

Все эти исследования и открытия возбудили интерес общественности к этому явлению. В 1980 г. по опросам Института Гэллапа следовало, что более восьми миллионов взрослых американцев испытали подобные ощущения.

 

 Исследования Мелвина Морс

 в области детского предсмертного опыта

 

Педиатр из Сиэтла Мелвин Морс занялся опросом детей и выявил совпадение тех же особенностей и последствий, что встречались и у взрослых. В его коллекции хранятся детские рисунки, в которых изображены плавающие в воздухе тела, туннели и пр. Сведения д-ра Морса уникальны, поскольку он сумел проследить состояние детей после предсмертного опыта. Собранные им данные свидетельствуют о том, что те же лица, став взрослыми, сохраняют необычный внутренний мир, доброту и участливость.

 

 

 Итоги

 

За более чем 25-летний период наши знания о явлении феномена предсмертного опыта получили подтверждения и существенно расширились. В целом это состояние характерно, естественно, для умирающих. Но прежнее мнение о том, что данный феномен встречается лишь у душевнобольных, ныне отвергнуто — это состояние равным образом было зарегистрировано среди всех групп населения.

Более того, не было представлено доказательств в защиту суждений о том, что это явление вызывалось недостатком кислорода или иными химическими изменениями в организме. Многолетние исследования выявили среди последствий предсмертного состояния пожизненные психологические и духовные изменения. Желающим продолжить исследования могут быть предоставлены многие возможности.

 

 Полагаться на достоверное

 

Широкий интерес к этому явлению породил и непроверенные сведения, поэтому наше первое предложение — полагаться на достоверные источники. Джордж Ритч описал свои подлинные ощущения в книге «Приказано вернуться». Множество работ вышло из-под пера Элизабет Кюблер-Росс, Кеннета Ринга, Майкла Сэйбома и Мелвина Морса. Ранние труды (1982) Гроссо, Харальдсона, Моуди, Нойса, Осиса, Ринга и прочих можно найти в книге Крейга Лундала «Сборник работ по исследованию предсмертного состояния: научные сведения из опыта лиц, побывавших в состоянии клинической смерти».

Издается «Журнал исследований предсмертного состояния», являющийся основным и достоверным источником сведений. Его стала распространять группа серьезных исследователей университета Вирджинии, основавшая в 1977 г. соответствующую ассоциацию (ныне Международная ассоциация исследований предсмертного состояния). Содержащиеся в журнале сведения поистине обескураживают — и все они подлинные. Редактором журнала Брюсом Грейсоном собрано более 2 тыс. документальных свидетельств. В 1984 г. он вместе с Чаком Флинном опубликовал антологию лучших произведений на эту тему в книге «Опыт предсмертного состояния: проблемы и перспективы». Грейсон с коллегами заняты сравнением прежних сведений, поступивших до 1975 г., и новых данных; вскоре должен выйти их труд, посвященный изменениям в этой сфере за истекшие десятилетия.

Помимо литературы, не следует пренебрегать и личными данными, полученными от друзей и родственников. Одно то, что они раскрывают свои впечатления, еще не означает, что им не доводилось испытывать данное состояние. По многим причинам некоторые свидетели предпочитают держать эти сведения при себе.

Одной из таких причин является чрезвычайно глубокая духовная сущность испытанного предсмертного опыта; просто не находится нужных слов для его описания. Кое-кто из свидетелей считает этот опыт слишком интимным, чтобы им делиться. Другие опасаются, что их сочтут умалишёнными. Наконец, большинство перенесших это состояние людей полагают, что никто другой не в состоянии полностью охватить глубину этого явления; многие, правда, обращаются за советом, когда чувствуют, что им искренне стремятся помочь.

Лишь когда эта проблема будет осознана полностью, наступит время перейти в другую реальность. Что же готовит нам будущее с точки зрения изучения проблемы смерти?

Прежде чем перейти к атому вопросу, рассмотрим явление, называемое чувством смерти.

 

 ЧУВСТВО СМЕРТИ

 

Термином чувство смерти мы пользуемся, когда «интуитивно постигаем утрату». Многие свидетельствовали о том, как просыпались среди ночи с ощущением, что только что умер кто-то близкий; а наутро убеждались в этом воочию. Матери ощущали миг, когда их дети погибали вдали от них. Друзья и родня чувствовали, когда их близкие погибали на войне; так это случилось с Гэри.

 

 

 «У меня даже волосы встали дыбом»

 

С трудом подбирая нужные слова, Гэри тихо поведал: «Я разговаривал с друзьями, как вдруг почувствовал сильный толчок, заставивший меня выпрямиться. Знаете, как это показывают в мультиках — при ударе током тело выпрямляется... а руки и ноги... выбрасывает в стороны? У меня даже волосы на голове встали дыбом. — Гэри надолго прикрыл лицо руками. — Не знаю почему, но я в тот момент мог думать только о своей жене Пэм, которая работала электриком на большом нефтеперегонном заводе. Телефон у нее на работе не отвечал, и я понял, что что-то случилось. Наконец, один из ее коллег сообщил мне страшную весть: «Гэри, мне очень жаль... Пэм по ошибке напряжением пять тысяч вольт. У нее не было никаких шансов». Тогда я понял, почему ощутил тот удар. Мы с Пэм были так близки, что мое тело отреагировало вместе с ней, хотя я и находился на расстоянии трехсот миль».

Некоторым людям случается испытывать и другие совпадения, связанные с предсмертным состоянием.

 

 

 СОВПАДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОСТОЯНИЕМ

 ОКОЛОСМЕРТНОГО ОПЫТА

 

Феномен смерти рассматривается все чаще в основном благодаря двум связанным социальным факторам: «детскому буму» 50-х и 60-х гг. и профессиональной практике. Дети, родившиеся в указанный период, все чаще переживают смерть родителей. Кроме того, теперь друзьям и родне позволено пребывать у одра умирающих в хосписах. Отсюда и проистекают те совпадения, что упомянуты в подзаголовке.

Словарь определяет это понятие как «примечательное событие, происходящее в связи с чем-то более значимым». Совпадения, связанные с предсмертным состоянием, случаются, когда друзья или родственники сопровождают близкого им человека в момент перехода его в новую реальность, а затем возвращаются в свой телесный образ. То есть в момент такого опыта они переступают порог небытия.

 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВПАДЕНИЙ,

 СВЯЗАННЫХ С ПРЕДСМЕРТНЫМ СОСТОЯНИЕМ

 

Особенности совпадений, связанных с предсмертным состоянием, аналогичны стандартным и характерным особенностям ОСС: выход из собственного тела, видение всей сцены под собой, чувство покоя и возвращение к своему - телесному облику. Здесь же присутствуют и прочие сходные детали: свечение и туннель, промелькнувшие события жизни, видения ушедших близких и личная трансформация.

 

 

 Свет и туннель

 

В большинстве случаев при совпадениях, связанных с предсмертным состоянием, присутствуют образы свечения или туннеля, либо оба вместе. Вот типичный пример Джоан. Она спала подле смертельно больного мужа, и ей виделось, как они идут по тропе, через луг, и попадают в темный туннель. Внутри же туннеля они были окутаны мягким и ярким свечением, освещавшим им путь. Муж сказал ей: «Теперь тебе надо вернуться, Джоан», а она ощущала удивительную любовь и умиротворение. Вначале она проигнорировала слова мужа и продолжала свой путь, но он потянул ее за руку, и она оглянулась. К своему удивлению, у него был здоровый спортивный вид, и на нем не было очков — совсем как в юности. «Тебе надо вернуться, — повторил он, — твое время еще не настало. Когда оно придет, я вернусь за тобой». Джоан чувствовала, что дошла до той точки, откуда нет возврата, и повернула в сторону выхода, и тут же шум за окном заставил ее пробудиться. Она открыла глаза и увидела, что ее любимый муж уходит в небытие.

«По какой-то причине я не была так подавлена горем, как можно было предположить,

 — говорит Джоан. — Это совместное путешествие смягчило удар».

 

 

 Жизнь, проходящая перед глазами

 

Не все, кто сопутствуют своим близким в их уходе, свидетельствуют о том, как перед их взором прошла вся их прошлая жизнь; те же, кому довелось это испытать, подчеркивают, сколь это ощущение грело им душу. В двух случаях, независимо друг от друга, матери рассказали одинаковые истории. Каждая из этих женщин в момент кончины своего взрослого сына видела его тело в мерцающем свете и вместе с ним наблюдала всю его жизнь. Обе эти матери говорили, что преисполнились тогда чувства духовной свободы.

 

 

 Видения в образах близких

 

Совпадения, связанные с ОСС, стали встречаться так часто, что почти в каждой группе хотя бы один человек испытывал это состояние.

 

 

 «Во мне царило счастье умиротворения»

 (рассказывает Дайяна)

 

Среди собравшихся на небольшую вечеринку была женщина по имени Рут, которая в ходе разговора поинтересовалась моей профессией. И когда я ей ответила, та воскликнула:

— А, хоспис. У меня три недели назад в хосписе умер отчим, и это было удивительно.

— Расскажите, — откликнулась я.

— Да, все это было поистине удивительно. Я стояла рядом с его кроватью и вдруг почувствовала глубокое умиротворение, словно бы попала в иное измерение. В воображении возникла некая черта, по ту сторону которой отчима ждали двое людей. Одним из них был его сын Джон, умерший задолго до этого в возрасте 30 лет. Он подпрыгивал как ребенок и кричал: «Сюда, папа! Иди сюда!» Как и тогда, на нем была защитного цвета одежда. Рядом с ним была незнакомая мне женщина с темными волосами, в синей юбке и свитере. Она вела себя очень достойно, дожидаясь отчима. Я сказала ему: «Когда ты будешь готов, тебе останется лишь протянуть руку». И в этот момент он покинул нас; это был удивительный и красивый уход.

Когда я рассказала обо всем этом одной нашей родственнице, она заявила, что та женщина была его первой женой. Одно меня поразило — то, что уже взрослый Джон вел себя как маленький ребенок. Я была очень близка с отчимом, но не испытывала сильного горя, ведь во мне царило такое счастье умиротворения».

Рут была одной из многих, с кем нам случалось встретиться в гостях, в самолетах, на конференциях и в иных местах. Ее рассказ представляется типичным в том отношении, что она не могла опознать всех, кого увидела. И еще одно отличие от классического совпадения — ее отчим скончался не в тот вышеописанный момент, тогда он впал в многочасовую кому, завершившуюся кончиной.

 

 

 Контрастные черты

 

Многие особенности совпадений, связанных с предсмертным состоянием, аналогичны особенностям самих этих состояний; однако существуют и отличия. Совпадения могут дезориентировать, быть коллективными, происходить вдали от умирающих и иметь иную направленность.

 

 Дезориентация

 

В сравнении с классическим ОСС связанные с ним совпадения имеют более дезориентирующий характер: сопутствующие обычно понимают, что их близкие умерли, но на осознание этой ситуации в душевном смысле требуется время, что иллюстрирует следующий пример.

 

 «Она стояла рядом со мной»

 

Д-р Эш, профессор-терапевт, испытывал неловкость в ходе реанимации своей матери, лежащей на больничной койке. Безуспешно пытаясь вернуть ей жизнь, он почувствовал, как выходит из своего тела и возносится вверх над своими коллегами. Должно быть, у меня шок, — подумал он. Оглянувшись, он заметил стоявшую рядом с ним мать. «Вид ее отличался от того старческого тела внизу, — пояснял он позже. — Она снова была молодой и здоровой». Д-р Эш сердечно побеседовал с матерью, и они попрощались. «Я видел, как она исчезает в туннеле, откуда исходило умиротворяющее сияние, и по мере того как она исчезала там, ко мне автоматически возвращался мой телесный облик».

 

 «Господи, это же я!»

 (рассказывает Рэймонд)

 

Медсестра Луиза, человек живой и остроумный, помогала мне разбираться в бумагах, как вдруг ее лицо внезапно изменилось. Казалось, она ушла куда-то далеко — в далекое прошлое, переживая вновь кончину отца.

Ее отца, умиравшего в последней стадии рака, окружали домочадцы. Луиза, счастливая тем, что он умирал спокойно, взяла его за руку. «И тогда, — рассказывает она, — я почувствовала, как он прошел сквозь меня — его сила прошла сквозь его руку в мою и вышла наружу. Я постаралась собраться с мыслями, как вдруг увидела высокую худую блондинку, вставшую передо мной. Как неприлично, что эта женщина стала между ним и мной в тот момент, когда он умирает! — подумала я. — Кто она? Женщина продолжала стоять между отцом и мной и глядела на его тело.

«Господи, это же я!» — наконец дошло до Луизы. И тут до нее донесся смех отца; она обернулась и увидала его, стоящего рядом и совсем молодого. — Папа обхватил меня, и его объятие было таким радостным, теплым и любящим. И в то же время от него ко мне перешло какое-то несказанное чувство — одним взглядом он передал мне все, что знал о жизни, любви и смерти. А потом нас уносило в какой-то пустоте к проходу, ведущему в бесконечность. Некая мягкая магнетическая сила влекла нас к сиянию, обретавшему человеческие формы. Не каждого мне удалось узнать, но я сумела различить многих покойных родственников. Но папа, видимо, знал их всех, потому что устремился к ним. Он оказался в их окружении, а они все сгрудились вокруг него, выказывая ему всю свою любовь.

Отец и остальные родичи исчезли в свечении, туннель стал принимать круговую форму, словно отверстие фотообъектива, а Луиза в этот момент обрела свой прежний вид. — Мне хотелось кричать от радости, но, когда я увидала больничную палату и оставшихся там в горе людей, поняла, что не смогу сделать этого».

«До того случая, — продолжила Луиза, — я не понимала, что такое предсмертное состояние или жизнь после смерти. Теперь я убеждена, что что-то там есть». Позже она поинтересовалась, испытывали ли подобное остальные родственники. «Припоминаю, — говорит она, — что и у других, собравшихся тогда у смертного одра, были просветленные лица». Если бы кто-то еще из них испытал это состояние, можно было бы говорить о коллективном опыте.

 

 Коллективный опыт

 

В отличие от ОСС, совпадения, с ним связанные, могут встречаться и среди групп людей. Коллективным признается случай, когда умирающему сопутствуют более одного человека. Вот пример одного из наших семейств.

 

 

 Коллективный опыт

 (рассказывает Рэймонд)

 

Накануне Дня матери в 1994 г. мы с Дайяной рассказывали о случаях совпадений, связанных с ОСС, группе исследователей. После воскресной работы мы заехали в местный торговый центр, откуда я позвонил, чтобы поздравить мать с праздником. В ответ она сообщила, что ее только что доставили в больницу, так как ее тело внезапно покрылось какой-то странной сыпью. В приемном отделении это сочли неопасной крапивницей, но предложили ей вернуться на следующей неделе для полного обследования. И когда это произошло, к ее ужасу выяснилось, что это последняя стадия злокачественной лимфомы. Жить ей оставалось не более двух недель.

 Мы с женой прибыли в Джорджию и сидели у ее постели. В течение нескольких дней мама пребывала в бессознательном состоянии. Наконец, когда собрались все близкие, в последние мгновения жизни мама открыла глаза и пристально вгляделась в каждого из нас. И будучи на последнем издыхании, внятно и с теплым чувством произнесла: «Я люблю лас, люблю».

В течение нескольких мгновений я и другие члены семьи испытали явственное ощущение чьего-то духовного присутствия — как будто здесь побывал наш отец, умерший за полтора года до этого. Потом я ощутил вход в спиралевидный туннель и некий неземной свет. «Ты чувствуешь?» — прошептал мой зять-священник со слезами на глазах.

Обдумывая это позже, я понял, что не покидал своего тела, потому что сосредоточился на лице матери. Прежде мне не случалось испытывать внетелесный опыт, теперь же я понимаю, как легко можно воссоединиться с умиротворяющим сиянием. Я убежден, что смог бы покинуть свою телесную оболочку, если бы пошел на это.

 

 Совпадения вдали от умирающих

 

Совпадения, связанные с предсмертным состоянием, могут встречаться и вдали от умирающего. Подтверждением тому три случая, рассмотренные ниже.

 

 «Меня вдруг тряхнуло»

 

Отец Эми ощущал признаки гриппа, и его положили на обследование. «Я находилась рядом с ним в течение двух суток, — рассказывала Эми, — потом наконец собралась домой немного отдохнуть. Дома вздремнула, и вдруг меня словно тряхнуло, и я вскочила на ноги. При этом утратила ориентацию и ощущала, будто нахожусь в каком-то благостном сиянии, а отец находится рядом. Я была как бы оторвана от реальности, потом мне удалось собраться, и я поехала в больницу». Прибыв туда, Эми узнала, что ее отец скончался точно в тот миг, когда она испытала свои необычные ощущения.

Совпадения часто случаются во сне. О них сообщают и дети, о чем свидетельствует следующий пример.

 

 «Дедушка! Дедушка!»

 

Как-то раз мать и тетка Энди сидели на крылечке дома, как вдруг их переполошил крик, раздавшийся изнутри дома. Поспешив в спальню, они обнаружили там полусонного четырехлетнего ребенка, показывающего куда-то на потолок.

«Проснись, милый, тебе что-то приснилось», — успокаивала его мать.

«Дедушка! Дедушка! — закричал мальчик, открывая глаза. — Он упал на пол возле раковины — вот так, а потом появился свет и женщина, которую он звал Сара, с рыжими волосами».

«Тетя Сара», — воскликнули женщины в унисон и в тревоге заторопились к телефону позвонить старому отцу. Но тот не отвечал, и тогда они кинулись к нему домой, где обнаружили его безжизненное тело точно в том положении, как описал его внук. «Тетя Сара, папина сестра, умерла несколько лет назад и пришла встретить его», — позже объясняли эти женщины.

Совпадения могут происходить и с профессиональным медперсоналом.

 

 «Ничего, вы же были здесь»

 (рассказывает Дайяна)

 

Пациенты, помещенные в хоспис, могут страдать неизлечимыми заболеваниями, грозящими кончиной в течение полугода. Однако из-за улучшившегося качества жизни они проживают год и больше. Так случилось и с Родни.

Хотя этому пациенту поставили диагноз: рак в конечной стадии, он не проявлял никакой физической или духовной немощи с тех пор, как поступил под опеку хосписа. Круглолицый, розовощекий Родни всегда пребывал в хорошем настроении и был похож на Санта-Клауса. Вместе со всей своей многочисленной семьей он ежедневно смотрел телевизор и делился воспоминаниями. Навещать его было одно удовольствие, что мне и доводилось делать каждую неделю на протяжении почти двух лет.

Перед тем как уезжать из Хьюстона, я обычно сообщала об этом коллегам и пациентам, однако на сей раз не сделала этого, поскольку уезжала на короткий срок, да и никто вроде бы в мир иной в ближайшее время не собирался.

Мне нравился Нью-Йорк в его рождественском веселье. День заканчивался, энергия моя била через край, и я подумала, что, наверное, буду бодрствовать всю ночь напролет, однако снежинки, прилепившиеся снаружи окна моего гостиничного номера, навеяли на меня какую-то сладкую дремоту.

Однако мой спокойный сон нарушил ночной кошмар. Мне привиделся Родни в своей постели, покрытый потом и боровшийся со смертью. Стоя подле него, я безошибочно ощущала смерть. В его доме царила паника и суматоха. Ни Родни, ни его семья, ни персонал хосписа не ожидали такого внезапного оборота событий.

Меня пронзило холодом. Что же это такое? — думала я, привстав в постели и пытаясь осмыслить причину видения. Простыни были мокрыми от пота — Как же так? Ведь в комнате так холодно. Потом я вспомнила Родни. Это только сон, — старалась уверить я себя и посмотрела в окно, чтобы удостовериться, что пребываю в Нью-Йорке. И все же на душе у меня было тягостно. Я откинулась на подушку в уверенности, что не засну, однако быстро задремала и опять очутилась у смертного одра Родни. И почти шепотом извинилась перед ним: «Простите, Родни. Я думала, что буду здесь, когда придет срок».

 Вскоре его борьба сменилась покоем; все было кончено. Суета в его комнате прошла, люди стали плакать. Где-то за моей спиной знакомый голос произнес: «Ничего, Дайяна, вы же были здесь». Я повернулась и увидела Родни, стоявшего рядом. «Я приду за ней», — сказал он, указывая на свою побледневшую жену.

Шум городского утра заставил меня открыть глаза. Родни! — была моя первая мысль. — Интересно, как там... Потом рассудок прошептал мне: да полно, это был всего лишь дурной сон. Назойливые и гнетущие думы о Родни заставили меня сократить намеченные планы и поспешить домой в Хьюстон. По приезде туда я услышала на автоответчике ошеломляющую весть от своего коллеги: «Дайяна, Родни только что скончался. Мы все в шоке. Пожалуйста, приезжай как можно быстрее».

Это совпадение заставило меня вернуться к делам его семьи и обязанностям в хосписе. Правда, грусть моя была облегчена тем, что я услышала о подробностях его кончины; смерть его наступила именно так, как это представилось мне. Я продолжала встречаться с женой Родни, но, к сожалению, никогда не говорила ей о своем ночном видении.

Почему возникают такие совпадения?

 

 

 Цель совпадений

 

Кеннет Ринг в своей книге «В направлении Омеги» приходит к выводу, что конечной целью ОСС является эволюционный переход на высшую ступень сознания для всего человечества. По большому счету, знания о таких совпадениях предоставляют населению Земли возможность подобной трансформации.

В более же мелком, личностном масштабе этот феномен имеет три основные функции.

Во-первых, облегчить для сопутствующих процесс разлуки и кончины.

Во-вторых, уменьшить боль и длительность горя.

И наконец, пережитый опыт вселяет надежду.

Не только вера в жизнь после смерти предстает ключевым фактором при адаптации к утрате, но и уменьшается страх смерти в целом. А это приводит нас к проблеме выживания.

 

 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ

 ПОСЛЕ ТЕЛЕСНОЙ СМЕРТИ

 

Люди, испытавшие ОСС и связанные с этим совпадения без сомнения уверены в том, что сознание продолжает существовать и после физической смерти тела. С этим согласны многие исследователи.

Оппоненты же утверждают, что ОСС не может считаться доказательством жизни после смерти, так как испытавшие это состояние остаются живы. «Лишь истинно мертвый мог бы сообщить нам о потустороннем мире, а до сих пор этого не произошло», — такое возражение высказывается ими. Однако давайте задумаемся: а если бы испытавшие ОСС умерли до изобретения современных методов реанимации — они бы остались покойниками. И в этом смысле подобные индивидуумы являются ожившими покойниками. И критики точно так же заявляли бы, что совпадения с ОСС не обеспечивают свидетельств о жизни после смерти.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.