|
|||
ПЕРВЫЙ ГОРЕСТНЫЙ ОПЫТ 9 страницамодернизированные курсы, и исследования в сфере жизни после смерти процветают. И вновь студентам предстоит ознакомиться с новаторскими трудами Э. Кюблер-Росс.
АКТИВНЫЙ ПОДХОД
Специалистами разработана методика активного подхода к проблеме преодоления последствий утрат. Здесь предусмотрено целенаправленное поэтапное моделирование возврата к жизни после утраты. Одной из первых методик стала модель задач Уильяма Уордена — она и до сих пор считается основополагающей.
Четыре задачи периода скорби
У. Уорден предложил решение для слишком пассивной позиции по пяти стадиям модели Э. Кюблер-Росс. Если теория последней базируется на эмоциях, то Уорден предполагает более сознательный подход, который требует выполнения четырех заданий. На первом этапе перенесшим утрату следует принять реальность утраты, то есть осознать постоянный и необратимый характер смерти. Задача номер два — преодоление эмоциональной боли; при этом автор напоминает, что легче перенести боль в момент утраты, чем тащить ее за собой в будущее. Третья стадия для перенесших утрату — необходимость отрегулировать отношения с окружением. Для того чтобы осознать утрату, требуется время. Так, жена могла выполнять обязанности семейного водителя или бухгалтера, муж — садовника или повара. И степень их зависимости друг от друга не осознается ими до тех пор, пока один из них не уйдет в небытие. В процессе привыкания нередко смещаются социальные связи, меняются интересы и увлечения. Многие вдовы и вдовцы жалуются, что они не только утратили своих супругов, но и разрушился круг их прежних друзей. Так, например, родители, потерявшие детей, лишаются общения со школой, спортом, музыкальными репетициями и другими видами деятельности. Последний этап — необходимость двигаться вперед. Пережившие утрату признают и интегрируют свое прошлое и далее идут вперед, чтобы жить в сегодняшнем и завтрашнем дне.
Проблемы целенаправленной скорби
Некоторые типы личностей требуют структурирования и направленности. Люди такого рода никогда не станут делать фотоснимки, пока не изучат фотодело или, как минимум, — инструкции. Когда же они переживают утрату, то предпочитают организованные поэтапные процедуры. Однако и целенаправленные подходы не лишены проблематичности. Так, главной проблемой является сконцентрированность на утрате. Человеческие побуждения можно свести к одной из двух основных целей: либо что-то получить, либо что-то отдать. Или мы движемся по направлению к чему-то, или по направлению от чего-то. При целенаправленном подходе те, кто жаждут дистанцироваться от своей утраты, постоянно должны помнить о ней — а именно этого они и стараются избежать. Если же люди стремятся к идеалу, тогда их интересы фокусируются на будущем: то есть на том, каким станет это будущее. Другая проблема целенаправленных процессов состоит в том, что многие находят в них слишком много ограничений. Всякая цель требует систематических шагов и планирования, сконцентрированных на конечном результате. Завершается один этап, наступает другой, и так проходит весь процесс. Универсального способа пережить горе не существует. «Невозможно следовать схеме» — говорят прошедшие свою часть пути по мосту горя. Независимо от приобретенного знания у каждого индивидуума горестные ощущения протекают по-своему. Давайте рассмотрим наиболее гибкий и творческий метод.
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС
Такой процесс ведет к будущему идеалу. Люди констатируют свои намерения типа «Я перестрою свою жизнь, «Я перенесу эту утрату», «Моя сила и благородство возрастут», «Я придам жизни смысл», «Я стану поддерживать равновесие в своей жизни». И они пускаются в поход по жизни, а та раскрывается перед ними во всей полноте. Это путешествие по мосту через долину скорби завершится достижением конечного результата на вершине.
БАЛАНС
Жизненный баланс сохраняется при удовлетворении наших физических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Телу требуется питание, отдых и нагрузка. Чувства следует обнаруживать и давать им выход. Нашему мозгу необходима интеллектуальная стимуляция. Сами мы нуждаемся в социальных связях и взаимодействии с другими людьми. Духовный рост приходит вместе с творческой активностью, игрой, расслаблением, музыкой, исполнением ритуалов, молитвами, медитацией и т. п. Утраты воздействуют на все пять аспектов нашего бытия; однако большинство людей один-два из них упускают из виду. Одна из целей правильной адаптации — это сохранение равновесия нашей жизни. Рэймонд справлялся с утратами посредством рационального мышления (идеологизации). Он сознает, что его рациональная составляющая перевешивает эмоциональную; поэтому он рекомендует всем скорбящим: «Плачьте — это для вас благо». Дайяна составляет ему противоположность. Она живет чувствами и духом, поэтому обращается к бихевиоризму и познанию в попытке сохранить душевное равновесие во время жизненных испытаний. Временами ее голова столь перегружена, что начинает болеть. Хотя и немногие в состоянии сохранять свое душевное равновесие наилучшим образом, но даже стремление в этом направлении помогает облегчению горя.
КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ, ВЫЗВАННЫМ ГОРЕМ
Стресс, возникший в результате перенесенного горя, влияет на все стороны нашего бытия. Освободиться от такого рода стресса можно посредством «экзорцизма» — физического воздействия при помощи звуков или слов. Экзорцизм необходим в случае, когда переживания запрятаны столь глубоко, что требуются определенные шаги, чтобы выпустить заблокированную энергию, когда недостаточно только проявления человеческой воли. Каждый из нас способен научиться освобождаться от вызванного горем стресса своим собственным способом.
«Мне нужно найти выход своим чувствам» (рассказывает Дайяна)
Среди первых моих пациентов в хосписе был пожилой джентльмен, напоминавший мне отца. Заботиться о нем мне было особенно приятно. Как-то раз я застала его жену и дочь, застывших в дверях палаты и бывших не в силах преодолеть несколько шагов до его постели. «Милый, мне так не хватает тебя», — словно в забытьи, говорила жена, растягивая слова на южный манер, как и моя мама. Гладя его по лицу, она ворковала над ним, в точности, как это делала моя мама. Дочь поддерживала свою мать под руку, стараясь удержаться от слез. Этот эпизод явился отражением моего прошлого: пациент был моим отцом, его жена — моей матерью, а дочерью была я сама. Стресс, переполнивший меня, был очень силен. Я должна найти возможность реализовать это чувство, — промелькнуло у меня в голове, и я поспешила в служебную столовую. Там схватила тряпку и принялась яростно тереть столы, давая выплеск своей энергии и бормоча: «Мне ужасно больно, папа, что ты скончался таким образом. Как ужасно, что мы были одиноки в своем страдании. Если бы только мы тогда знали про хоспис» и т. п. Когда со столами было покончено, я с тем же рвением взялась за зеркала, высвобождая свои чувства и энергию. Когда наконец я совсем успокоилась, помещение было вычищено до блеска. После этого я вернулась в палату и принялась выполнять необходимые обязанности. Мой способ борьбы со стрессом состоял в той активности, которая помогала мне выплеснуть энергию. Если бы в тот данный промежуток времени обстоятельства не позволили бы это сделать, я все равно занялась бы этим при первой же возможности. Ключевым при освобождении от горестного стресса является слово намерение. Любое физическое действие будет бесплодным, если к нему в той или иной форме не присоединяется эмоциональное высвобождение.
Физические действия при экзорцизме (рассказывает Рэймонд)
В период моего детства в маленьком городке Портердейл (штат Джорджия) все ходили пешком. Уже в девять лет всякий раз, когда я испытывал тревогу, то принимался бежать. Бег трусцой стал моим обычным способом борьбы со стрессом с тех пор, как я узнал это состояние. С возрастом пришлось беречь колени, и я снова перешел на ходьбу, к чему очень привык. При этом меня не останавливает ни погода, ни местоположение. Даже бывая в поездках, я сдвигаю мебель в номере отеля, включаю погромче телевизор и принимаюсь яростно вышагивать по комнате. Подобно многим, пережившим утрату, я убежден, что такие спортивные занятия помогают мне преодолеть стресс и справиться с утратой. Сообщают о случаях, когда люди бегают трусцой на кладбище и плачут при этом; смотрители и посетители не обращают на них внимания. Кто-то увлекается гольфом, теннисом или баскетболом. Важным элементом здесь является мяч, который скорбящие идентифицируют с источником их стресса. «Я представляю, что в мячике заключены мои проблемы, — говорят вдовы, — поднимаю его и высказываю все, что думаю о своем несчастье, потом бью по нему ракеткой и наблюдаю с радостью, как он отлетает. Много раз я испытывала это победное ощущение — как прежняя пагубная энергия покидает меня». Людям, пережившим горе, могут принести пользу новые виды спорта — например, BI RAC IT — игра с ракетками в каждой руке. Такая игра стимулирует взаимодействие левого и правого полушария головного мозга, а также оказывает благотворное влияние на химические процессы в мозге и на центральную нервную систему. Так что это не только способ дать выход стрессу, но и эффективный метод модификации поведения. Такая игра ведет к перенастройке поведения, что способствует обучаемости. А поскольку процессу переживания горя обучаются, то, по-видимому, БИ РЭК ИТ помогает интегрировать те изменения организма, что появляются после утраты. Экзорцистские действия подразумевают не только спортивные мероприятия. Во многих кинофильмах показаны мужья, яростно бранящиеся при рубке дров, или жены, выплескивающие свой гнев при выбивании ковров. У некоторых стресс пропадает, когда они работают на гончарном круге, иные предпочитают копаться в саду или заниматься музицированием. Почти всякая физическая активность, сопровождаемая словами, освобождает от гнета. Помните только о своем намерении и время от времени проверяйте, насколько эффективен ваш метод борьбы со стрессом. Теперь посмотрим, к каким еще способам прибегали люди, чтобы адаптироваться к утрате и справиться со стрессом.
ТАЙМ-АУТ
Дети еще не умеют принуждать себя; когда они болеют, то остаются в постели, что сильно сокращает процесс выздоровления. Кроме того, малыши берут тайм-аут у горя, то есть попеременно то грустят, то играют. Взрослые же, наоборот, постоянно принуждают свой организм действовать против собственного блага. Тайм-аут (перерыв) может благотворно сказаться на процессе переживания горя. Одним из способов передышки представляется социальное отчуждение (уход в себя). В ходе нашей жизни мы нуждаемся в уединении для того, чтобы поразмышлять, расслабиться и набраться сил. Одни при этом предпочитают уткнуться в книжку, другие смотрят видеокассеты, слушают музыку, принимают теплые ванны, лежат на пляже. В любом случае — перерывы в ходе стресса или переживания горя настоятельно необходимы.
ПОДПИТКА ДУШИ
Душа, полная юмора, игривости и творчества, при переживании горя нуждается в восстановлении сил. Особенно целебным может стать роль искусства. Психолог Колин Кэффелл предлагает своим пациентам глину и призывает их «вывернуть свою душу наизнанку». Таким образом, люди выражают внутреннее через внешнее, и то, что они создают, является визуальным представлением их горя. Многие участники таких занятий признавали, что, кроме лечебного фактора, занятия лепкой просто доставляли им радость. Однако тех, кого недавно постигло несчастье, возникающее вокруг них веселье может коробить, а собственный смех — вызывать чувство вины. Они сомневаются в своей способности вновь научиться радоваться жизни. Однако передышки от горя просто необходимы душе. Дайяна, например, как-то в несчастье пробовала восстановить нормальное состояние души, сидя с пакетом попкорна и смотря комедии с участием Бетт Мидлер. Кое-кто из переживших утрату возвращается к любимым детским развлечениям —'рисованию, музицированию или просмотру мультиков — все с целью восстановить душевное равновесие. Рэймонд до сего дня предпочитает в таких случаях уединиться с детскими комиксами про Дональда Дака и Дядюшку Скруджа — ему еще в детстве читала их бабушка. Другие пробуют восполнить то, что было недополучено в детские годы. «Родители запрещали мне есть мороженое и всякие чипсы, — рассказывал один психолог, — просить — значило напрашиваться на неприятности. И после смерти отца я пошел в «Макдональдс» и заказал сидящему внутри себя ребенку детский обед со стаканчиком мороженого на десерт. Так, почти сорок лет спустя я наслаждался тем, чего жаждал все эти годы». Потакание своим детским прихотям тоже может лечить душу.
СОЗДАНИЕ РИТУАЛОВ
Ритуализация жизни дает нам ощущение преображения. Посредством ритуалов мы реализуем наше стремление к более высокой цели. Ритуалы не обязательно делать сложными или кому-то рассказывать о них; они могут быть нашими собственными обрядами прощания с ушедшими.
«Живи этим моментом!»
После гибели сына в автокатастрофе жизнь Терри Хубер стала невыносимой. Ей нужен был жизненный ориентир, и тогда она придумала мантру. Живи этим моментом! — повторяла она себе в тяжелое время. Кроме того, члены ее семьи начали делать записи, и на их собственное удивление, получилась хорошая книга в помощь претерпевшим несчастье родителям. Многие пережившие горе начинают писать: стихи, рассказы, письма или дневники. Их душевный стресс исходит из тела и через руки перетекает на бумагу, а чернила на бумаге визуально воспроизводят то, что оставалось в тайниках сердца. Иные предпочитают рукописям клавиатуру компьютера, находя ритм, звук и ощущение клавиш более эффективным средством экзорцизма. Ритуалы могут создаваться и спонтанно, по ходу дела.
«Я воспользуюсь моментом и подумаю об отце» (ритуал Дайяны)
Мои родители построили дом в предгорье Озаркских гор; за лесом неподалеку находилась федеральная тюрьма. После побега оттуда нескольких заключенных отец приобрел пистолет «Смит и Вессон» 38-го калибра; в нашей семье это было первое оружие. Даже при упоминании о нем лицо папы бледнело, и все же он научился им владеть. «Что нам с этим делать? — спросила меня мама после отцовских похорон. — Мне даже вытащить его из ящика боязно». — «Мне тоже», — ответила я, и больше мы к этому вопросу не возвращались — во всяком случае, до осени. На занятиях в группе поддержки нам посоветовали: «Один из способов справиться с утратой — это преодолеть ваш самый большой страх». Я боялась этого маленького пистолета, да, собственно, и всякого огнестрельного оружия. Я его ненавидела. А в тот день заметила на стенде полицейского участка объявление о начале работы учебного женского класса по овладению оружием. Когда я заявила, что иду туда, мать была в шоке. Она притаилась в уголке, мы обе ужасно трусили. Я открыла шкаф, завернула пистолет в толстое полотенце и поехала в полицию на занятия. Когда я приехала, то боялась развернуть его, поэтому и решила тогда изобрести целый ритуал. «Всякий раз, беря в руки этот пистолет, — сказала я сама себе, — я воспользуюсь моментом и подумаю об отце и о том, как он преодолел свой страх. И поблагодарю себя за те усилия, которые предпринимаю, чтобы свыкнуться с жизнью без него». К моему удивлению, мой ритуал стал приносить мне радость, и я стала делать на занятиях успехи. «У вас прирожденные способности к стрельбе, — заявил мне преподаватель-полицейский после шестинедельного курса, — через месяц мы устраиваем соревнования и были бы рады вашему участию». Папа, ты можешь в это поверить? — стучало у меня в голове после такого приглашения. В день соревнований я стеснялась и чувствовала себя не в своей тарелке. Многие участники прибыли в автомобилях, похожих на маленькие арсеналы. Они принялись заряжать оружие, надевать специальные перчатки и очки и говорили на каком-то неслыханном мною доселе профессиональном жаргоне. Они перепробовали множество видов всяческого оружия, и наконец останавливались на «магнумах 357» с оптическим прицелом или еще на чем-нибудь более мощном. Однако мой дискомфорт исчез, как только я обратилась к своему ритуалу, заняла позицию, готовясь к первому выстрелу и доставая папин пистолет. Страха я не испытывала. От радости мне не терпелось отпраздновать это событие, но из уважения к учителям, стоявшим вокруг меня, я осталась до конца соревнования. А мое второе место, которое я заняла благодаря папиному пистолету, стало вишенкой на торте моих жизненных вех. Ритуалы помогают нам пережить переходный период. Ритуал Терри утвердил ее выбор на жизнь; мой собственный стал наградой моему отцу и мне. Ритуалам не нужны фанфары и публика; в них должен быть смысл.
А мы летим на юг (рассказывает Дайяна)
Надвигались первые осенние холода и ливни. Я спешила по шоссе, так же торопясь в пункт назначения, как и стаи птиц высоко над головой. Меня восхищал их свободный полет и их сильные крылья. С каждым часом и каждой стаей я замечала, как к основной стае прилеплялись сзади и сбоку новые их сородичи, и те, что оставались сзади, выстраивались в цепочку. Наконец впереди на горизонте на фоне вечернего неба показался Хьюстон, а мимо ветрового стекла пролетела последняя уставшая птица. Я свернула на обочину и понаблюдала, как та, хлопая крыльями, безуспешно пыталась догнать свою стаю, пока наконец не приземлилась среди вечнозеленой растительности. Молодец, — подумала я. — Твой полет не был столь легок и грациозен, и ты не догнала других, но попытку совершила и пришла к цели. То же происходит и с пережившими утрату; путь их может быть гладким, а может быть медленным и трудным, но так или иначе большинство из нас добираются до цели. Мы восстанавливаем силы — или даже наращиваем их.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
ПРЕОДОЛЕНИЕ УТРАТЫ
То, что не может меня разрушить, придает мне силы.
Ницше Смерть близкого человека обычно причиняет огромные страдания. Как мы идем вперед после утраты, совершенно не важно: хорошо или плохо, правильно или неправильно. Для качества жизни главное, что мы движемся вперед. В большинстве случаев люди в конце концов или восстанавливают свои силы, или возрождаются духовно. Чтобы продемонстрировать эту разницу, рассмотрим процесс переживания горя в схематичном виде.
ГРАФИК ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ
На протяжении жизни сохраняется стабильность личности — то есть наши мнения и концепции могут изменяться, но представления об основных ценностях и убеждениях остаются неизменными. До момента смерти близкого человека каждый из нас движется в своем персональном пространстве (континууме) — что представлено на рисунке буквой х.
рождение смерть x x x личность нормально движется в своем континууме Возникновение утраты
Со смертью близкого человека это совокупное жизненное пространство прерывается, и личность человека, переживающего несчастье, подвергается изменению. Таким образом, начинается переходный период, длительность которого обычно составляет от 4 до 6 лет.
x возникшая утрата
Начало момента переживания горя; континуум прерывается. Раннее переживание утраты
С постигшей утратой личность человека претерпевает изменения: мы сталкиваемся с горестными ощущениями либо осмысливаем их; они могут трансформироваться в гнев, горечь, отрицание, фобии и т. д.
x начало переживания
Изменения личности пережившего утрату в течение переходного периода. Максимальная глубина переживания
Чем сильнее выражаются чувства перенесшего утрату в ходе процесса переживания, тем сильнее духовный рост этой личности. В середине этого процесса переживание достигает своего максимума.
х
середина процесса переживания
Жизнь начинает восстанавливаться. Завершающая стадия переходного периода
Пройдя половину пути в ходе этого процесса, личность вступает в завершающую стадию. При этом могут меняться, порой значительно, личностные концепции и мнения.
х переходный период близится к завершению
Жизнь начинает восстанавливаться. Стабилизация личности
Средний срок переходного периода 4—6 лет; у некоторых, впрочем, он может длиться год, а у других растягивается на десятилетие и более. Но в итоге личностные изменения обретают завершенность; перенесшие утрату восстанавливают свою жизнь до практически нормального состояния. Поскольку сохраняются их основные ценности, представления и идеалы, личностная модель мира для них остается неизменной.
x
стабилизация личности
В основном переходный период завершен; функции перенесших утрату восстановлены до определенной формы нормального уровня. Их личности в основном сохранили прежнее содержание, а жизнь возродилась. Трансценденция
В то время как многие перенесшие утрату заново отстраивают или в конечном счете восстанавливают свою жизнь, некоторые претерпевают процесс трансценденции, или духовного возрождения. Этот процесс требует глубочайшего проникновения в скорбь, что не каждый может или хочет.
Трансценденция в середине процесса
Хотя те, кто сумел преобразиться, восстанавливают некоторые стороны своего прежнего бытия, их базовые личностные особенности подвергаются постоянным изменениям. Значительно углубляются их жизненные ценности, убеждения, идеалы, а мысли и понятия расширяются. Их видение мира обогащается, жизнь, пришедшая к новой, более высокой нормальности, получает качественное развитие. Такие люди растут и продолжают расти духовно, превысив свой средний личностный уровень на момент утраты.
х трансценденция в середине процесса
В этой точке перенесшие утрату часто ощущают, словно бы их погребли вместе с ушедшими близкими, — это феномен трансценденции.
Преодоление утраты
Люди, преодолевающие глубину своей утраты, начинают ощущать, что возвысились над своим прежним состоянием. Они становятся мужественнее, добрее по отношению к себе и другим и сильнее ценят жизнь. Они обретают мудрость. Сострадание, понимание и бескорыстная любовь возрастают. Преобразившиеся чувствуют, что возвысились над своим прежним состоянием.
х трансценденция Их глубинные ценности, представления и идеалы, получают качественное развитие. Они обретают новую нормальную жизнь, которая качественно богаче.
ТРАГЕДИЯ ОЖЕСТОЧИВШЕГОСЯ СЕРДЦА
Наряду с теми, кто перенесли утрату и при этом стали лучше, существует и некоторое количество ожесточившихся сердцем. К несчастью, для них нормальное состояние характеризуется пропастью отчаяния, гневом, горечью или печалью. Во многих случаях такие человеческие типы испытывают недостаток духовной веры, смысла жизни или умения адаптироваться. Кроме того, они боятся собственной кончины, страдают от продолжительного стресса или предстают личностями, подверженными приступам печали. Другие после утраты могут начать болеть или постоянно подвергаться воздействию несчастья.
х
фиксация на горе
Горюющие остаются в «долине» ПЕРСОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
Пережившие утрату навсегда меняются после кончины близких. Каждый из нас определяет свое будущее посредством создания индивидуальной личной модели переживания. Так, мы — авторы книги, обладаем совершенно разными типами личности и установок. Рэймонд — рационально мыслящий мужчина; Дайяна — эмоциональная женщина с развитой интуицией. И процесс трансценденции мы познали каждый по-своему.
ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ (рассказывает Рэймонд)
Моя модель трансценденции отличается от Дайяниной и может весьма отличаться от вашей. Хотя одни мои утраты были ожидаемы, а другие — совершенно внезапны, в целом мой способ справляться с ними оставался одним и тем же. На первом рисунке (ниже) воспроизводится процесс переживания в связи с кончиной моего первенца 4 июня 1970 г. Весь кружок олицетворяет всю мою сущность, а заштрихованная часть внутри — это моя скорбь. Обратите внимание, что скорбь почти полностью заполнила кружок.
июнь 1970 г.
Моя личная модель скорби 4 июня 1970 г. Круг, почти целиком заполненный горем, представляет мою человеческую сущность. Лишь малая часть слева осталась незатронутой фактом кончины новорожденного младенца.
К 1990 г. я размышлял о своей утрате в рамках внутреннего и внешнего кружков, как показано на втором рисунке. Внутренний кружок заключает мою скорбь; внешний, олицетворяющий меня в целом, вышел за пределы моей прежней сущности. То есть кончина моего сына утратила свое первоначальное довлеющее значение и стала лишь одной из составных частей моей натуры, наряду с другими утратами и событиями жизни.
Моя модель персональной трансценденции 1990 года. Внутренний кружок, воспроизводящий мою скорбь, остался таким же, как и в день смерти новорожденного сына, хотя стал светлее и не так четко ограничен. А вокруг этой утраты вырос внешний круг, олицетворяющий всю мою сущность целиком. Как и у большинства людей, при каждой новой утрате я испытывал эффект приливной волны. По мере того как мое прошлое всплывало в памяти, скорбь моя увеличивалась. Так, в январе 1996 г. когда мой брат Рэнди испустил последний выдох, память отбросила меня на пятьдесят лет назад. Я снова был маленьким и глядел на светло-голубое одеяльце, в которое был завернут мой новорожденный брат, и видел его покрытую светлым пушком головенку и уши. В моем воображении всплыли образы родных мест и той чудесной жизни в Портердейле, Джорджия, которой, казалось, не будет конца. Оплакивая смерть Рэнди, я всем сердцем устремлялся к тем замечательным людям из моего детства. И другие обстоятельства могут усилить мои переживания. Так, когда мои сыновья заканчивали учебу, я вспоминал их брата — каким бы он мог стать. Потом, в преддверии свадьбы Эвери в мае 1999 г., приближалась годовщина смерти новорожденного сына. Среди многих потерь, гнездившихся в моей памяти, оставался распавшийся брак с его матерью. На следующем рисунке воспроизведено мое состояние в тот период.
май 1999 г.
Моя боль в мае 1999 г. По мере подготовки к свадьбе Эвери приближалась годовщина смерти моего первого сына. Я испытывал большую горечь в этот момент, чем в день его кончины. Кроме маленькой зоны слева, интенсивная скорбь заполняет внутренний кружок.
Скорбь по моему первенцу навсегда составит часть моего психологического образа. В норме моя грусть (представленная во внутреннем кружке) выражена менее четко; вся моя сущность (представленная во внешнем кружке) продолжает расти и расширяться.
Мой процесс трансценденции: август 2000 г. Внешний кружок (моя полная сущность) стал больше, чем прежде. Мой духовный рост продолжается и уводит меня
|
|||
|