|
|||
Обучение постановке и решению орфографической задачи. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Обучение постановке и решению орфографической задачи. Обучение орфографии в методике связывается с формированием у учеников комплекса орфографических умений, которые представляют собой автоматизированные компоненты деятельности и "формируются на основе знаний по грамматике, орфографии, фонетике, словообразованию". (Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. С. 140). В XX в. психологами (Л .И. Божович, Д. II. Богоявленским, С. Ф. Жуйковым, П. С. Жедек и другими) и педагогами (И. С. Рождественским, М. Р. Львовым, М. С. Соловейчик и другими), было принято положение о том, что обучение правописанию должно складываться на осознании учениками собственных действий. Орфографическая задача – это задача на выбор графического знака из ряда возможных (или на определение его места в слове) на основе применения правила для передачи соответствующих значений. Например: часы¢. Вопрос: Какую букву надо писать после ч для обозначения гласного звука? Условие: отсутствие ударения. Порядок решения: выделение безударного гласного, определение его места в слове, подбор проверочных слов (час), сравнение проверочного слова с проверяемым (час – часы¢). Вывод: проверка подтвердила: в слове часы после ч надо писать букву а.
У младших школьников следует формировать четыре орфографических умения: 1) ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость); 2) устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего — орфографическое правило); 3) применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи); 4) проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Этапы решения орфографической задачи: 1) нахождение орфограммы; 2) определение типа орфограммы; 3) определение последовательности "шагов" решения задачи (создание алгоритма решения задачи); 4) выполнение намеченной последовательности действий; 5) запись слова в соответствии с решением орфографической задачи.
Орфографическая работа включается в общую систему языковой работы учащихся, связывается с развитием речи, с усвоением орфоэпически правильной, выразительной речи, с усвоением интонации, с обогащением словаря.
Задание: Разработайте фрагмент урока. Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным Тип урока: ОНЗ Второй класс, II часть, стр. 18
Сформулируйте цель урока, дидактическую задачу, предметные результаты (на уровне знаний и умений).
|
|||
|