Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обучение постановке и решению орфографической задачи.



Обучение постановке и решению орфографической задачи.

Обучение орфографии в методике связывается с формированием у учеников комплекса орфографических умений, которые представляют собой автоматизированные компоненты деятельности и "формируются на основе знаний по грамматике, орфографии, фонетике, словообразованию". (Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. С. 140).

В XX в. психологами (Л .И. Божович, Д. II. Богоявленским, С. Ф. Жуйковым, П. С. Жедек и другими) и педагогами (И. С. Рождественским, М. Р. Львовым, М. С. Соловейчик и другими), было принято положение о том, что обучение правописанию должно складываться на осознании учениками собственных действий.

Орфографическая задача – это задача на выбор графического знака из ряда возможных (или на определение его места в слове) на основе применения правила для передачи соответствующих значений. Например: часы¢.

Вопрос: Какую букву надо писать после ч для обозначения гласного звука?

Условие: отсутствие ударения.

Порядок решения: выделение безударного гласного, определение его места в слове, подбор проверочных слов (час), сравнение проверочного слова с проверяемым (час – часы¢).

Вывод: проверка подтвердила: в слове часы после ч надо писать букву а.

 

У младших школьников следует формировать четыре орфографических умения:

1) ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость);

2) устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего — орфографическое правило);

3) применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);

4) проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

 

 

Этапы решения орфографической задачи:

1) нахождение орфограммы;

2) определение типа орфограммы;

3) определение последовательности "шагов" решения задачи (создание алгоритма решения задачи);

4) выполнение намеченной последовательности действий;

5) запись слова в соответствии с решением орфографической задачи.

 

Орфографическая работа включается в общую систему языковой работы учащихся, связывается с развитием речи, с усвоением орфоэпически правильной, выразительной речи, с усвоением интонации, с обогащением словаря.

 

Задание:

Разработайте фрагмент урока.

Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Тип урока: ОНЗ

Второй класс, II часть, стр. 18

 

Сформулируйте цель урока, дидактическую задачу, предметные результаты (на уровне знаний и умений).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.