Знакомство с понятием орфограмма .
Знакомство с понятием орфограмма .
Первое знакомство с понятием "орфограмма" может состояться уже в первом классе в период обучения грамоте. В это время важно привлечь учеников к возможной ситуации выбора написания в слове, а не к термину, поэтому слово "орфограмма" целесообразно заменить на более доступное первоклассникам "опасное при письме место" или "ошибкоопасное место" (термин Г. Г. Граник).
Приведем описание знакомства первоклассников с таким "опасным местом".
— Что за капельки воды можно увидеть ранним летним утром на траве? (Это роса.) Составим звуковые схемы слов трава и роса. Проведем звуковой анализ слов.
По ходу анализа слов составляются звуковые модели.
— Что вы можете сказать о первом гласном звуке в слове трава? (Это безударный гласный звук [а].) А какой первый гласный звук в слове роса'? (Тоже безударный гласный звук [а].) Какие это звуки? (Одинаковые.)
Учитель выбирает карточку с условным обозначением этих звуков выносит на доску для составления будущей обобщающей схемы.
— А теперь посмотрим, как эти слова записаны.
На доске появляется запись слова, которое дети читают: трава.
— Какой буквой обозначен здесь звук |а|? (Буквой А.) В схему добавляется соответствующее обозначение.
— А теперь прочитайте второе слово (роса). Какой буквой обозначен безударный гласный звук [а] в этом слове? (Буквой О.)
В схему добавляется соответствующее обозначение. Какими же буквами может быть обозначен безударный гласный звук [а] при письме? (Буквами А и О.)
— Как вы считаете, можно ли при письме такому звуку доверять и писать так, как слышишь? (Нет, можно не ту букву написать.)
Сделаем вывод: на месте безударного гласного звука есть опасность допустить ошибку — выбрать не ту букву для его обозначения. Вот почему безударный гласный звук представляет на письме «опасное место»
|
Обратим внимание еще и на то, что в это время не стоит задача обучить первоклассников осознанному выбору буквы: эта работа будет осуществлена позже как способ решения орфографической задачи. Па этом этапе важно сформировать у маленьких школьников общее представление об орфограмме как ошибкоопасном месте.
Возможность введения понятия "орфограмма" в период обучения грамоте на уровне подобного обобщения обусловлена, во-первых, сформированностью у первоклассников прочных навыков фонетического анализа, в том числе и в части определения гласных звуков с точки зрения ударности-безударности; во-вторых, знанием большей части букв.
|