|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самолёт. ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА ЛЬСтр 1 из 7Следующая ⇒
ПРЕДИСЛОВИЕ Уважаемые взрослые! В ваших руках одна из тетрадей комплекта пособий по закреплению произношения звуков, поставленных логопедом. Комплект состоит из 9 тетрадей: 1. Домашняя тетрадь для закрепления звука л. 2. Домашняя тетрадь для закрепления звука ль. 3. Домашняя тетрадь для закрепления звука р. 4. Домашняя тетрадь для закрепления звукарь. 5. Домашняя тетрадь для закрепления звуков с-сь. 6. Домашняя тетрадь для закрепления звуков з-зъ, ц. 7. Домашняя тетрадь для закрепления звуков ш, ж. 8. Домашняя тетрадь для закрепления звуков ч, щ. 9. Домашняя тетрадь для закрепления звуков т, ть, д, дь. В этих тетрадях представлен большой речевой материал для автоматизации звуков, который подобран по дидактическим принципам доступности, последовательности и наглядности. Он может быть использован в работе с детьми в возрасте от 4,5 до 7—8 лет, как обученными грамоте, так и не умеющими читать, с различными речевыми нарушениями и задержкой психического развития. Сюда же вошли упражнения для развития органов артикуляционного аппарата (губы, язык, нижняя челюсть) и мелкой моторики (кисти и пальцы рук). Большое внимание уделяется развитию связной речи: умению составлять предложения, пересказывать, составлять рассказы, закреплению представлений об окружающем и развитию грамматической стороны речи. В тетрадях много картинок, которые не только несут функцию наглядности, но и способствуют решению коррекционных задач: —совершенствования мелких движений пальцев рук, —подготовки руки к письму, —улучшения зрительного внимания и памяти, —развития пространственной ориентировки, —закрепления знаний об окружающем, —совершенствования грамматической стороны речи. Как пользоваться пособием Комплект предназначен для логопедов и родителей, чьи дети занимаются с логопедом. В нем подобран обширный речевой материал по автоматизации звука ЛЬ, включающий слоги, чистоговорки, потешки, предложения, стихи, рассказы. Здесь много заданий, побуждающих ребенка к самостоятельному говорению (а не повторению за взрослым). Большое количество картинок призвано заинтересовать ребенка, помочь в овладении устным материалом и, кроме того, подготовить его руку к письму, развить внимание, навыки пространственной ориентировки. В эту тетрадь вошли 7 занятий по автоматизации звука ЛЬ и два занятия, посвященных дифференциации звуков л — ль, а также 13 стихотворений для заучивания наизусть, 8 текстов и 3 стихотворения для пересказа, 5 заданий на самостоятельное составление рассказов по опорным словам и комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Сначала рекомендуется просмотреть и проработать с ребенком комплексы упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики. После того как звук будет поставлен, в зависимости от методики работу по его автоматизации можно начинать как с первого занятия, так и с третьего. Дети, не умеющие читать, выполняют задания устно. Материал каждого занятия велик, поэтому не надо стремиться выполнять всё за один раз. Разумнее распределить материал на несколько частей и работать над ним постепенно. После 6 занятий можно начинать читать и пересказывать тексты, учить стихотворения. Упражнения пальчиковой гимнастики полезны всем детям, особенно тем, у кого нарушена мелкая моторика. Лучше эти упражнения включать в середину занятия. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ Для большей эффективности занятий необходимо создать благоприятные условия. Во-первых, подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Он должен понять, зачем нужно говорить правильно, почему этому надо учиться. Настройте его на долгую, трудную, но интересную работу. Во-вторых, приготовьте место для занятий: небольшой стол, два стула одинаковой высоты. Для выполнения упражнений для языка и последующей отработки звуков понадобится зеркало. Оно должно быть такого размера, чтобы ребенок мог видеть свое лицо полностью. Будет еще лучше, если вы сядете с ним вдвоем перед большим зеркалом. Желательно проводить занятия систематически, не менее трех раз в неделю. Длительность одного занятия не должна превышать 30 мин. Вот возможный план такого занятия: артикуляционная гимнастика — 5—7 мин, отработка звука (постановка, работа над речевым материалом) — 10 мин, пальчиковая гимнастика, отдых — 2—3 мин, отработка звука (постановка, работа над речевым материалом, раскрашивание) — 7—15 мин. Эта схема лучше всего подходит для 5—6-летних детей. Если же занимается 4-летний малыш или ребенок с ослабленной нервной системой, занятие можно сократить до 15—20 мин. Очень полезны наряду с такими занятиями короткие по времени (3—5 мин) упражнения, например повторение артикуляционной гимнастики или выученных ранее стихотворений. Место и время для этого можно выбирать любые. Есть несколько правил поведения взрослых и детей на занятии: —не приступать к занятию в дурном настроении — нельзя показывать ребенку свое нежелание заниматься; —если у ребенка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается сделать это еще раз; —не бросайте начатое; если не получается какое-то одно задание, возьмитесь за другое, а к этому обязательно вернитесь позже — нельзя оставлять ребенка с чувством, что можно что-то недоделать. Есть некоторые особенности проведения отдельных видов работы. На начальном этапе важно подготовить язык для постановки звука. Поэтому почти все внимание уделяется артикуляционной гимнастике. Выполнение ее занимает 10—15 мин. Ребенок должен хорошо освоить основной комплекс упражнений. Если при этом возникают большие трудности, то используются дополнительные артикуляционные упражнения, способствующие повышению активности органов артикуляционного аппарата. Гимнастику следует проводить каждый день, добиваясь четкого, правильного выполнения заданий. Каждое упражнение отрабатывается в такой последовательности: называние и показ упражнения взрослым, выполнение его ребенком, разбор взрослым ошибок, повторное выполнение. Сначала движения могут быть скованными, некоординированными, но потом на смену приходят свобода и точность. Как правило, такой тренировке органов речи отводятся 1—2 недели, затем приступают к постановке звука. На этапе постановки звука, сочетающейся с дальнейшим развитием артикуляционной моторики, нагрузка ребенка возрастает. Малыш быстрее устает, поэтому через каждые 7—10 мин необходимо давать ему время для отдыха, переключая на другие виды работы (игра с пальчиками, физкультминутка) продолжительностью 2—3 мин. Далее следует этап автоматизации звука в слогах, словах, предложениях, стихах и связной речи. Данная работа осуществляется постепенно, по принципу: от простого к сложному. И именно так должна строиться отработка звука. Не забывая тренировать язык с помощью артикуляционных упражнений, проходят весь речевой материал. При этом достигается 70—100%-е произношение звука.
Завершающим этапом работы над звуком будет дифференциация его с другими звуками, с которыми ребенок его смешивает. Артикуляционные упражнения прекращаются и начинаются (продолжаются) упражнения на развитие фонематического слуха и дикции. Артикуляционная гимнастика ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС 1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. 2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. 3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз. 4. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами произнося «пя-пя-пя...». Повторить 3 раза. 5. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя»(«испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3—10 с. Повторить 2—3 раза. 6. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону. 7. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз. 8. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону. 9. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью. 10. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА 11.«Часики» — приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им влево-вправо от одного угла рта до другого. Повторить движения 5—6 раз в каждую сторону. 12.«Качели» — широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык. Повторить движения 5— 6 раз в каждую сторону. 13.«Шоколадка» — приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 2—3 раза в каждую сторону. 14.«Конфетка» — упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) — «спрятали конфетку за щеку», нажать несильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию) — «конфетка твердая!» Повторить по 2—4 раза с левой и правой щекой.
Пальчиковая гимнастика 1. «Пальчики здороваются» — кончиком большого пальца правой руки касаться кончиков всех остальных пальцев поочередно. То же делать пальцами левой руки и обеих рук сразу. 2. «Руки здороваются» — пальцы правой руки «здороваются» с пальцами левой. 3. «В кулачок 1» — поочередно сгибать пальцы руки начиная с большого и собирать их в кулак. Делать это правой, левой рукой и обеими руками. 4. «В кулачок 2» — поочередно собирать пальцы в кулак начиная с мизинца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками. 5. «Из кулачка 1» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец наверху), а затем поочередно выпрямлять их начиная с большого пальца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками. 6. «Из кулачка 2» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец — внутри кулака), а затем поочередно выпрямлять их начиная с мизинца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками. 7. «Коза» — выпрямить указательный палец и мизинец, большой палец держит согнутые средний и безымянный пальцы. Делать это правой, левой рукой и обеими руками. 8. «Зайчик» — выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а кончики выпрямленных безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца. 9. «Зайчик играет на барабане» — сделать «Зайчика», а потом постукивать попеременно безымянным пальцем и мизинцем по большому пальцу, произнося: «бум-бум...». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
10.«Кошка» — выпрямить вверх указательный палец и мизинец, а кончики выпрямленных среднего и указательного пальцев соединить с кончиком большого пальца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками. 11.«Кошка мяукает» — сделать «Кошку», а потом разводить-сводить средний и безымянный пальцы с большим пальцем произнося: «мяу-мяу...». Делать это правой, левой рукой и обеими руками. 12.«Мышка» — сделать «Кошку», указательный палец и мизинец сильно согнуть, подведя их к среднему и безымянному пальцам. Делать это правой, левой рукой и обеими руками. 13.«Мышка пищит» — сделать «Мышку», а потом разводить-сводить средний и безымянный пальцы с большим пальцем произнося: «пи-пи...» Делать это правой, левой рукой и обеими руками. 14.«Лошадь скачет» — вытянуть средний палец, остальные пальцы «скачут» по столу, цокать при этом языком. 15.«Собака бежит» — вытянуть средний палец, остальные «бегут» по столу. 16.«Улитка» — положить ладонь на стол, поднять указательный и средний пальцы («усики улитки»). Делать правой, левой рукой и обеими руками. 17.«Улитка ползет» — сделать «Улитку» и медленно передвигать руку по столу, не приподнимая большой и безымянный пальцы, мизинец. Делать это правой, левой рукой и обеими руками. 18.«Собака» — соединить указательный, средний и безымянный пальцы, большой палец поднять вверх, мизинец опустить вниз (ладонь расположена ребром). Делать это правой, левой рукой и обеими руками. 19.«Собака лает» — сделать «Собаку» и двигать мизинцем вверх (до безымянного пальца) — вниз произнося: «гав-гав...». Делать это правой, левой рукой и обеими руками. 20.«Оса» — выпрямить указательный палец (остальные пальцы придерживает большой палец) и вращать им по часовой стрелке и против часовой стрелки, произнося: «з-з-з...». Делать это правой, левой рукой и обеими руками. 21.«Человечек» — указательный и средний пальцы «ходят-бегают» по столу (остальные пальцы придерживает большой палец). Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
1. Артикуляционная гимнастика. 2. «Колокольчик» — короткие звуки (ль-ль-ль...). 3. Повтори, прочитай слоги и чистоговорки.
4. « Поезд — колёса стучат » — повторяй часто слоги с ударением (выделенный слог — ударный). ляля-ляля... ляля-ляля... ляляля-ляляля. лили-лили... лили-лили... лилили-лилили.
леле-леле... леле-леле... лелеле-лелеле... люлю-люлю... люлю-люлю... люлюлю-люлюлю.
5. Повтори, прочитай слова. Поиграй в игру «Исправь взрослого» (взрослый говорит неправильно — меняет звук ль пай, подражая ребёнку, а тот исправляет).
6. Посчитай слова от 1 до 5, загибая при этом пальцы на руке. Пример: один люк, два люка, три люка и т. д. люк лимон лебедь лётчик
7. Поиграй в игру «Один — много». лист — лиана — лиса — лещ — лес — лента — листы лесенка лётчик лямка лесник лепёшка лебедь
ль 8. Прочитай (повтори) вслух только слова со звуком ль.
9. Повтори, прочитай предложения.
а) У Лены лепёшка. В лесу много лип. У Любы в косе лента. У лифта стоит лифтёр. Летом часто идут ливни.
б) Листья летят, как лебеди. Лёня любит лимонад. Лёша лежит на лежанке. Лиза и Люда сидят под липой. Лебеди летят высоко над лесом.
10. Измени предложения. Пример: Я буду лётчиком. Ты будешь лётчиком. Он будет лётчиком. Она будет лётчиком. Мы будем лётчиками. Вы будете лётчиком. Они будут лётчиками.
1) Я покупаю ленты. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они. 2) Я пью лимонад. 3) Я еду на лифте. 4) Я ем липовый мёд. 5) Я несу листик из леса. 6) Я лежу, как ленивый кот.
ль 11. Замени первый звук в слове на звук ль. Какое новое слово получилось? Напиши его. Пример: мёд — лёд
12. Прочитай, повтори слова-родственники. Придумай с каждым словом предложение. Пример: лес — Лес осенью очень красивый. ЛЕС ЛЕСок ЛЕСочек ЛЕСной ЛЕСник ЛЕСничий ЛИС ЛИСа ЛИСица ЛИСичка ЛИСёнок ЛИСий ЛИСТ ЛИСТик ЛИСТочек ЛИСТва ЛИСТвенный ЛИСТать
13. Закончи предложение словом со звуком ль. В чай кладут кислый .... В лесу живёт хитрая рыжая .... На деревьях весной распускаются .... Грибы растут в .... Самолётом управляет.... Осенью с деревьев падают .... Зимой замерзает вода и получается .... У лисы родились.... Лесник охраняет.... На десятый этаж удобнее подняться на ....
Слова: лимон, лиса, листочки, лесу, лётчик, листья, лёд, лисята, лес, лифте.
ль 14. Придумай продолжение предложения. Пример: Он лежит на ... кровати. Он лежит на ... Она летит на ... Он лежит в ... Она летит над ... Он лежит под ... Она летит в ... Он лежит с ... Она летит из ... Он лежит за ... Она летит с ...
15. Прочитай слова наоборот. Напиши слова правильно. вел —___________ отел —______________ азнил – _____________ кюл —___________ асил —______________ аксел – _____________ дел —___________ идюл —_____________ кичтёл – ____________ тфил —___________ оцил —______________ анаил – _____________
16. Обведи по контуру ленты и раскрась их. Посчитай ленты. - Какая лента самая длинная?
ль 17. Назови и раскрась картинки. Найди, что здесь живое, а что неживое.
^
ЗАНЯТИЕ 2
1. Артикуляционная гимнастика. 2. «Колокольчик» — короткие звуки (ль-ль-ль...). 3. Повтори, прочитай слоговые цепочки.
4. «Поезд — колёса стучат» — повторяй часто слоги с ударением (выделенный слог — ударный). лялю-лялю... лялю-лялю... лялялю-лялялю. леля-леля... леля-леля... лелеля-лелеля.
лиле-лиле... лиле-лиле... лилиле-лилиле. люли-люли... люли-люли... люлюли-люлюли.
5. Повтори, прочитай слова.
6. Упражнение «Я — мы». Изменяй предложения по образцу. Я ходил. — Мы ходили. Я спал. — Мы ... . Я читал. — Мы ... . Я писал. — Мы ... . Я кушал. — Мы ... . Я мыл. — Мы ... . Я сидел. — Мы … . Я копал. — Мы ... Я стучал. — Мы ... Я бегал. — Мы ... . Я скакал. — Мы ... Я упал. — Мы ... .
7. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно. а) поляна олень телефон б) липовая аллея зелёная лента колесо телеги
ль 8. Прочитай, повтори предложения. Поиграй в игру «Исправь взрослого». а) В поле цветёт лён. Лиза поливает лимон. Люди охотились на лис. Дети попали под ливень. На столе лежат лепёшки. Листья у липы уже опали. В зале не зажигали свет. Вдали показались поляны.
б) На тополях появились листочки. Дети сидели под тополем и ели малину. Летом дети ходили в лес за малиной. В коляске катали маленькую Полину. Лёва и Алёша видели полёт самолёта. На коленях у Лены сидели маленькие котята.
9. Изменяй предложения. 1) Я поливаю малину. Ты... Он... Она. 2) Я солю солянку. 3) Я болею всю неделю. 4) Я полечу на самолёте над лесом.
10. Назови детей ласково.
Люда — Людочка Коля — Коленька Илья – Илюша Лена — ... Оля — ... Алиса – ... Лёня — ... Галя — ... Олег – ... Лина — ... Толя — ... Лёва – ... Лиза — ... Валя — ... Полина – ... Люба — ... Лёша — ... Алёна – ...
ль 11. Прочитай, выучи потешки. Ля-ля-ля, мы бегали в поля. Ли-ли-ли, в полях летают шмели. Ля-ля-ля, поймали мы шмеля. Ле-ле-ле, мы заботились о шмеле.
12. Повтори, прочитай слова — родственники. Придумай с каждым словом предложение. Пример: летать — Лебедь умеет летать, а страус не умеет. ЛЕТать уЛЕТать ЛЁТчик ЛЁТчица ЛЕТун взЛЁТ выЛЕТ отЛЁТ ЛЕТающий ЛЁТный
13. Прочитай слова и предложения, вставляя пропущенную букву Л.
б) В по..е цветут ..ютики. У Фи..и бо..ит ко..ено. На по..юсе ..ежит снег. На кустах ма..ины много ма..еньких ко..ючек.
ль 14. Выучи скороговорку. Листопад, листопад, опустели лес и сад.
15. Ответь на вопросы полным ответом (целым предложением). Пример: Что болит у Толи? — У Толи болит колено. Что летит над лесом? Кто улетает на юг осенью? Кто летает в поле? Кто лежит в коляске? Что надо посолить? Что пилит папа? Кто гуляет на полянке? Кто сидит на листике? самолет лебеди шмели малютка гуляш липу олень улитка
16. Обведи колёса по контуру и раскрась их. Посчитай колёса (семь). Какое колесо самое маленкое?
л 17. Назови и раскрась картинки. Подбери к каждой картинке слово: маленькая, железный, солёная, зелёная, лёгкое, полевой. - Прочитай загадку, найди отгадку. Что за птицы: Песен не пели, Гнёзд не вили, Людей и вещи возили?
ЗАНЯТИЕ 3
1. Артикуляционная гимнастика. 2. «Колокольчик» — короткие звуки (ль-ль-ль...). 3. Повтори, прочитай чистоговорки. аль оль уль иль аль-оль-уль иль-уль-аль оль-аль-иль уль-иль-оль 4. Повтори, прочитай слова. Повторяй по 3 слова. Пример: даль-ноль-пыль
5. Прочитай, повтори предложения.
Мама вешает тюль. У бабушки шаль. Вова пьёт кисель. Пудель не ест фасоль.
6. Замени последний звук в слове на ль. Какое новое слово получилось? Напиши его. Пример: дам — даль бок — нос — сок — цепь — мех — кисет — июнь — шар — жар — бор — стар — мор — собор — топор —
7. Продолжи предложение по примеру.
Пример: Алёша часто мечтает, он мечтатель.
Олег Иванович учит детей в школе, он ... . Коля любит читать книги, он ... . Папа Лены водит машину, он ... . Леонид спасает утопающих, он ... . Ипполит пишет книги, он ... . Лев Иванович воспитывает детей, он ... . Елена Семёновна издаёт книги, она .... Лёня победил в игре, он ... . Толя покупает книжку в магазине, он ... .
Слова: учитель, читатель, спасатель, писатель, воспитатель, издатель, победитель, покупатель.
ль 8. Прочитай, выучи потешки. Аль-аль-аль, весной цветёт миндаль. Оль-оль-оль, на ноге у Пети мозоль. Уль-уль-уль, вода бежит: буль-буль. Иль-иль-иль, я зажёг у свечки фитиль. Ель-ель-ель, весной капает капель. Ыль-ыль-ыль, надо выбить пыль.
9. Изменяй предложения. 1) Я пью кисель. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они. 2) Я попаду в цель. 3) Мне дали медаль. 4) На полке лежит шаль.
10. Придумай предложения со словами. Пример: в бутыль — Папа налил воды в бутыль. на педаль на мозоль в кисель под деталь в метель сквозь тюль
11. Поставь слоги на место, напиши и прочитай слово. Пример: дель, пу — пудель даль, ме — соль, фа — тиль, фи — сель, ки — боль, со — нель, тун — тель, ме — аль, ву —
1. Артикуляционная гимнастика. 2. «Колокольчик» — короткие звуки (ль-ль-ль...). 3. Повтори, прочитай чистоговорки. ля-ли-ле лю-ля-ли лё-лю-ля ли-ле-лё аль-уль-иль уль-иль-аль иль-оль-уль оль-иль-аль
4. «Один — много». « Много — один», а) педаль — педали деталь — костыль — мозоль — омуль — медаль — учитель — читатель — б) табели метели пудели спаниели щели фитили спасатели покупатели — табель
5. Посчитай слова от 1 до 5. а) деталь пудель учитель б) зелёная шаль ленивый шмель лист тополя 6. Повтори, прочитай предложения. Поиграй в игру «Исправь взрослого». Мы купили соль. В поле качается ковыль. Июль — летний месяц. Это деталь от самолёта. Пылесос засасывает пыль. На ноге болит мозоль. В метель летит не пыль, а снег. Люда любит миндаль. 7. Найди и соедини линиями половинки слов. Какие слова получились?
8. Изменяй предложения. 1) Я не гуляю в метель. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они. 2) Я наливаю воду в бутыль. 3) Я солю зелёную фасоль. 4) Я найду левую деталь от коляски.
ль 9. Прочитай слова и предложения, вставляя пропущенную букву Л.
б) Мы купи.и .имоны. В .есу много ма.ины. То.я и О.я ходи.и гу.ять. У ко.яски почини.и ко.ёса.
10. Продолжи предложение по образцу. Пример: Толя любит кисель с малиной. — Толя любит малиновый кисель.
Валя любит чай с лимоном. Шмели несут мёд с липы. Коля ест суп с фасолью. Весной летает пух тополей. У мамы шуба из соболя. В кустах видно гнездо лебедя. Летом цветут цветы в поле. Галя кушает малину из леса. Мы попали летом под ливень.
— Валя любит (какой?) чай. — Шмели несут (какой?) мёд? — Коля кушает (какой?) суп. — Весной летает (какой?) пух. — У мамы (какая?) шуба. — В кустах видно (какое?) гнездо. — Летом цветут (какие?) цветы. — Галя кушает (какую?) малину. — Мы попали под (какой?) ливень.
11. Выучи скороговорки. 1) От топота копыт пыль по полю летит. 2) Ехали мы ехали, до ели доехали, 3) Ель объехали и назад поехали.
ль 12. Выучи стихотворение. Самолёт Самолёт, самолёт, Он готов уже в полёт. Полетит он над полями, Полетит он над лесами.
13. Найди на картинке слова со звуком ль. Ответь полными ответами на вопросы. Пример: Кто сидит под тополем? — Под тополем сидит соболь. Какое время года? Как ты догадался? Кто стоит под тополем? Кто сидит на лютике? Кто нюхает василёк? Кто лежит в ковыле? Что летит вдалеке?
ЗАНЯТИЕ
1. Артикуляционная гимнастика. 2. «Колокольчик» — короткие звуки (ль-лъ-ль...). 3. Повтори, прочитай слоги по столбикам и строчкам.
4. Повтори, прочитай слова. Повтори по 3 слова. Пример: пальто — кольцо — килька
пыльца умельцы килька мелькает шпилька дельфин будильник стелька жильцы апельсин
б) асфальт вальс сельдь пульт пульс фильм в) льдина львица львёнок 5. Назови слова «ласково»
6. Изменяй имена детей по образцу. Коля — Колька Толя — ... Оля — ... Уля — ... Валя Галя Поля Аля
7. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно. а) тюльпан альбом мальчик б) больной пальчик пыльный стульчик сильный дельфин 8. Продолжи предложение по примеру. Пример: Дядя Коля точит ножи, он точильщик. Дядя Лёня вставляет стёкла в окна, он ... . Дядя Толя носит тяжёлые вещи, он ... .
5Я-523 ль Дядя Лёша привозит уголь для печки, он ... . Дядя Лёва делает мебель, он .... Дядя Вова чистит обувь, он ... . Дядя Ваня мелет муку на мельнице, он ... . Дядя Олег начальствует на заводе, он ... . Слова: стекольщик, носильщик, угольщик, мебельщик, чистильщик, мельник, начальник. 9. Прочитай, повтори предложения. Поиграй в игру «Исправь взрослого».
а)У Ольги альбом. Мальчик ушиб пальчик. Дельфин ест кильку. Бульдога зовут Булькой. Будильник сильно звенит. У мамы на пальце кольцо. В ванне булькает мыльная вода Мальчики спят в спальне. 10. Изменяй предложения. 1) Я заведу будильник. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они. 2) Я считаю капельки. 3) Я любуюсь тюльпанами. 4) Я мою мыльные п
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|